Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 879
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.2 Система органов социальной защиты населения по осуществлению социальной работы с населением
Глава 2. Социальная поддержка населения на муниципальном уровне
2.1 Социальная поддержка населения
2.2 Социальная поддержка населения М.О. г. Саратова.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успешное функционирование любого государства невозможно без создания надежной системы социального обеспечения. Основным элементом этой системы являются льготы, которые, в первую очередь, содержат отношения взаимодействия государства и населения. Именно через систему льгот государство проявляет себя в отношении граждан. Социальная поддержка является самостоятельным видом социального обеспечения, которое заключается в предоставлении отдельным категориям граждан периодических выплат наличными или натурой. Актуальность темы определяется необходимостью анализа важных направлений социальной политики государства.
Объект исследования: социальная защита населения.
Предмет исследования: направления социальной защиты населения на примере города Саратова.
Цель исследования: провести анализ направлений социальной защиты населения М.О. г. Саратова.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы социальной защиты населения;
2) Провести анализ направлений социальной защиты населения М.О. г. Саратова.
Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в постановке и разработке проблемы, которая недостаточно исследована в социологической литературе.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты и рабочие материалы исследования дополняют социально значимый ресурс социальной защиты.
Практическая значимость. Полученные результаты являются приращением знаний в области представлений о социологических проблемах, связанных с социальной защиты в РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Социальная работа в РФ
Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и подержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Социальная защита – система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей[1].
Наиболее часто под этим понятием подразумевают именно подержание на приемлемом уровне доходов тех лиц, которые по разным обстоятельствам не способны сделать это самостоятельно. В основном к группам нуждающихся относят больных, инвалидов, сирот, безработных, пожилых людей, многодетные семьи и матерей. В идеале социальная поддержка населения должна способствовать:
- улучшению здоровья и образа жизни граждан;
- удовлетворению как материальных, так и духовных потребностей людей;
- повышению материальной обеспеченности, уровня жизни населения;
- выравниванию социальных контрастов между обеспеченными и нуждающимися в поддержке людьми.
При проведении мероприятий по социальной защите населения исходят из следующих базовых принципов: Оказания адресной поддержки нуждающимся. Принципа гуманности. Комплексного подхода. Соблюдения прав граждан[2].
Базовым теоретическим основанием современного понимания социальной защиты является положение, что полноценное социальное функционирование является важнейшей общественной ценностью. Сегодня в России первоочередное значение имеют значение два аспекта:
- во-первых, система социальной защиты должна быть направлена на поддержку тех социальных групп и слоев населения, которые оказались в неблагоприятной ситуации.
- Во-вторых, она должна носить опережающий характер. Отсюда важной составной частью социальной защиты является обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабилитации, создание условий для нормальной жизнедеятельности, занятий трудовой деятельностью, которые позволяют человеку реализовать право на труд, выбор места работы, профессии, специальности. Социальная защита сегодня выступает средством согласования двух подсистем: социальной и экономической[3].
1.2 Система органов социальной защиты населения по осуществлению социальной работы с населением
Система органов социальной защиты населения по осуществлению социальной работы с населением представляет собой совокупность мероприятий, законов и организаций помощи, которые обеспечивают реализацию программ по социальной защите населения. В нее входят такие разделы, как социальное обеспечение, социальное страхование и социальные гарантии. В ней задействована система органов и учреждений социальной защиты населения. Самой верхней является государственная власть, которая занимается разработкой законов, издает указы, которые реализуются через государственные программы. Также этим занимаются и общественные организации, а также организации, ведущие благотворительную деятельность. Непосредственными исполнителями социальной работы являются добровольные или задекларированные социальные работники.
Профессиональных социальных служащих в России насчитывается несколько десятков тысяч человек, а всего в мире – примерно 0,5 миллиона чел. Однако значительная часть работ выполняется лицами без специального образования, согласившимися на данный вид работ по причине сложившихся обстоятельств (например, ЧС), либо по внутреннему убеждению. Таким образом, система органов социальной защиты населения сейчас довольно многочисленна.
В задачи организации системы социальной защиты населения включены следующие пункты[4]:
- выполнение требований по обеспечению гарантированного государством уровня минимальной оплаты труда;
- выполнение комплекса мер по охране труда и здоровья человека.
- обеспечение работы систем социальных служб;
выполнение требований по поддержке инвалидов;
- выплату пенсий, различных пособий, обеспечение иных гарантий по социальной поддержке;
Меры психологической помощи могут требоваться в связи с различными трагедиями, заболеваниями. Такая форма поддержки называется социальным обслуживанием населения. Оно включает в себя помощь в быту, решение вопросов юридического характера, педагогическую и медицинскую помощь. Это и есть система социально правовой защиты населения. Эта форма поддержки интенсивно развивалась в начале 2000-х. Так, например, за этот период выросло на 1/3 общее число центров социального обслуживания граждан. Количество учреждений для поддержки инвалидов, начиная с 1985 года. В 2004 году их было уже в 1,5 раза больше. Также были созданы новые виды учреждений системы социальной защиты населения.
К социальным гарантиям относят гарантированные государством выплаты денежных средств и предоставление услуг на безвозмездной основе. В России действует несколько социальных гарантий: Бесплатное и доступное образование. Гарантированный государством минимальный уровень заработной платы (МРОТ). Базовое медицинское обслуживание, которое по закону является бесплатным. Минимальный уровень пенсии, стипендий. Различные социальные пенсии, в том числе пенсии.
Также сюда относят социальные льготы, они являются видом гарантий. С 2005 года классические льготы, действовавшие до этого, были заменены денежными выплатами. Вместе они называются социальным пакетом и представляют собой ежемесячные выплаты. В социальный пакет включают бесплатное приобретение лекарств, проезд в городском транспорте, лечение в санаториях и дорогу туда. Согласно закону, льготные категории граждан могут сами выбирать форму льгот: в виде денежных выплат или классических ценовых послаблений. Наибольшие выплаты (коэффициент 2) были предусмотрены инвалидам ВОВ. Выплаты для ветеранов, не являющихся инвалидами, гораздо меньше (коэффициент 1,5). Размер денежных отчислений зависит от степени инвалидности. Для первой степени (по ограничению в трудовой деятельности) ставка составляет 0,8, для второй – 1,0, а для третьей – 1,4. При отсутствии у человека с инвалидностью ограничений на трудовую деятельность ставка выплат будет минимальна и составит 0,5.
Социальные пособия выдаются безвозмездно и могут расходоваться по желанию человека. Их величина регулируется законодательно и зависит от конкретной категории граждан. В регионах возможны доплаты по решению региональных властей. Субсидии также выплачиваются на безвозмездной основе и происходят путем перечисления денег на банковский счет получателя. Выплаты с целью компенсации производятся уже после расходования денег на определенные цели. Гуманитарная помощь производится в натуральном виде: товарами, одеждой, продуктами. Обычно сбор средств осуществляется населением.
1.3 Нормативно-правовая база деятельности органов социальной защиты населения по осуществлению социальной работы
На уровне субъектов РФ оптимальной формой организации управления социальной защитой населения является департамент по труду и социальной защите населения, который может быть представлен объединением соответствующих управлений с учетом особенностей контингентов населения, нуждающихся в социальной защите, либо комитетами, организуемыми для реализации задач по отдельным направлениям социальной защиты населения. Следует отметить, что комитеты обладают большими полномочиями по сравнению с управлениями и являются более автономными образованиями. Основное в деятельности органов исполнительной власти на местах - это формирование инфраструктуры учреждений социальной защиты инвалидов. Главным учреждением социальной защиты населения на региональном уровне является комплексный центр социальной защиты населения. Ведущая задача центра - оказание всем контингентам населения различных видов социальной помощи.
В рамках организации социальной защиты государства осуществляет следующие функции:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социальной помощи;
- оказание протезно-ортопедической помощи;
- выявление, учет и оказание содействия в трудоустройстве и неконкурентоспособных граждан, организация надомного труда;
- оказание консультативных, социальных, психологических, юридических услуг населению, организация деятельности службы социально-психологической помощи «телефон доверия»;
- организация учета, обеспечения всех групп населения документами, дающими права на льготы;
- организация и контроль за полнотой предоставления всем группам населения льгот и преимуществ, установленных законодательством;
- осуществление компенсационных выплат населению, не связанных с пенсионированием на основании действующего законодательства;
- организация полустационарных форм социального обслуживания престарелых и инвалидов - отделений дневного пребывания.
В соответствии с вышеперечисленными задачами комплексные центры социальной защиты населения имеют в своей структуре следующие подразделения:
- отделение дневного пребывания;
- отделение социальной помощи на дому;
- отделение специализированной медико-социальной помощи;
- отделение срочной социальной помощи;
- службы телефонной экстренной психологической помощи.
Примерное штатное расписание центра предусматривает аппарат управления и должности соответствующих специалистов, в том числе специалистов по социальной работе. Одной из наиболее распространенных форм социальной защиты в РФ является социальное обслуживание. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания, основные права и обязанности граждан, является Конституция. Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населения, различными социальными слоями и группами.
Следует отметить, что современная законодательная база социальной защиты в Российской Федерации сформировалась под влиянием международных нормативно-правовых документов Организации Объединенных Наций. В соответствии с положением в Российской Федерации принят ряд законов, непосредственно касающихся вопросов социальной защиты населения:
1) Федеральный закон РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ - закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе;