Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие формы государственного устройства
1.1 Формы государственного устройства на различных исторических этапах
1.2 Форма государственного устройства: понятие и признаки
Глава 2. Виды форм государственного устройства
2.1 Унитарная форма государственного устройства
2.2 Федеративная форма государственного устройства
2.3 Форма государственного территориального устройства
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Оно является активным социальным институтом, оказывающим влияние на развитие всей мировой цивилизации, однако его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Форма государства раскрывает его политико-правовое содержание. Она подразделяется на форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В данной работе будет представлено глубокое изучение и анализ формы государственного устройства.
Актуальность выбранной темы объясняется многообразием форм территориально-политической организации, их внутренней составляющей и внешнего взаимодействия, а также приспособленности к современным условиям развития государства. Данная тема является интересной не только в рамках курса «Теории государства и права». Изучением форм государственного устройства занимаются представители и других наук - социологии, политологии, философии, правоведения, экономики и т.д.
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие характерных черт формы государственного устройства, отграничение ее от других элементов формы государства и анализ значимости каждой формы. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать характеристику основных понятий, раскрыть их содержание, выделить их признаки и особенности: «форма государственного устройства», «федерация», «унитарное государство», «конфедерация», «регионалистское государство».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выработать подход к пониманию формы государственного устройства, определить её основные виды;
- рассмотреть признаки, сущность, основу и закономерности развития территориальной организации государства;
- выявить место и роль форм государственного устройства в современных условиях развития общества;
- рассмотреть особенности существующих форм территориального устройства.
Объектом исследования курсовой работы являются теоретические положения правоведов-теоретиков, касающиеся государства и его территориально-политического устройства.
Методологическую основу курсовой работы составили статистический анализ, исследования научных работ отечественных правоведов, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме.
Нормативную базу исследования составляет Конституция РФ и иные нормативно-правовые акты. Теоретической основой исследования являются научные труды авторов, учебники и периодические издания.
Курсовая работа состоит ᴎᴈ ведения, двух глав, заключения ᴎ библиографического списка.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Понятие формы государственного устройства
1.1 Формы государственного устройства на различных исторических этапах
Проблема территориального устройства уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Также эти территориальные образования имели и свои органы власти и управления.
Так оно и должно было быть при переходе человечества в IV-III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Однако территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государственного управления.[1]
Юристы конца XIX - начала XX века выдвигали понятие формы государственного устройства, в которое они включали строение государства, организацию его территории, взаимосвязь между входящими в состав государства территориальными, административными, национальными и другими единицами. В связи с этим в понятии формы государства были выделены: формы правления (организация верховной, суверенной власти) и формы государственных соединений. Оба этих понятия употреблялись как тождественные форме государства, хотя предпочтение отдавалось форме правления.
По мнению российского профессора XX века А.И. Денисова, каждое государство имеет форму правления и форму государственного устройства.
Профессор, доктор юридических наук Г.Н. Манов в своей работе «О понятии формы государства» выдвинул точку зрения, согласно которой
форма правления и форма государственного устройства выступают в качестве составных частей политического режима. Он считает, что форма правления и форма государственного устройства представляют внешнюю форму государства.
Другая точка зрения заключалась в том, что под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех основных элементов (или сторон): формы правления, формы государственного устройства и политического режима[2].
В современной отечественной правовой литературе понятие формы государственного устройства определяется в одном случае как внутреннее деление, структура, строение государства, разграничение (разделение) его территории на составные части. Так, профессор М.Н. Марченко определил данный термин как внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования или суверенные государства. По его мнению, форма государственного устройства отражает характер соотношения государства в целом и отдельных его частей. Профессор В.В. Оксамытный полагает, что форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, включающая в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей. Аналогичной точки зрения придерживается и доцент В.А. Толстик, который считает, что форма государственного устройства – это внутренне строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношение между собой.
В другом случае форма государственного устройства определяется как способ устройства территории государства. Так, профессор С.А. Комаров полагает, что данный термин означает совокупность способов устройства .[3]
государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Примерно аналогичной точки зрения придерживается и профессор В.В Лазарев, который считает, что форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями[4].
Таким образом, форма государственного устройства возникла еще в глубокой древности. Однако активно её стали изучать начиная с XVII-XVIII веков. Ученые характеризуют формы территориального устройства на различных исторических этапах, начиная от административно-территориальных единиц стран Древнего Востока и заканчивая современными формами государственного устройства, поэтому проблема территориальной организации политической власти является актуальной и в настоящее время.
1.2 Форма государственного устройства: понятие и признаки
История существования государства свидетельствует о том, что на протяжении всего времени разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин - форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями».[5]
Форма государственного устройства входит в состав формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом.
Форма государственного устройства - ϶ᴛᴏ элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей1. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:
• из каких частей состоит внутренняя структура государства;
• каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
• как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
• в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, однако на современной политической карте мира она фактически не встречается. Новой формой территориального устройства является регионалистское государство – это такое государство, в котором автономные образования обладают правом принимать свое законодательство.
При унитаризме все решения, как во внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогативой одной единой, центральной власти.
Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.
Конфедерация же не рассматривается как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие и др.).
Итак, форма государственного устройства - это способ территориально-политической организации государства. Для целостного анализа её форм, необходимо более детально раскрыть сущность каждой из них.
Глава 2. Виды форм государственного устройства
2.1 Унитарная форма государственного устройства
Унитаризм – это форма государственного устройства, которая характеризуется централизованным руководством административно-территориальными единицами, отсутствием государственных образований. Государство характеризует не только его политическая форма организации и правления, но и занимаемая им территория.[6]
Суверенитет и пределы юрисдикции, основы права характеризуют территориальную целостность государства и нерушимость его границ. Государственное устройство отражает вид территориально-политической организации, охватывающей принципы взаимоотношений между всеми уровнями власти. В современном мире существуют три типа территориально-административного устройства: конфедеративное; федеративное; унитарное.
Масштаб данных образований, их юрисдикционные полномочия, степень зависимости от центрального правительства или автономии определяются внутри страны.
Сегодня унитаризм является самой распространенной формой государственной организации. Исторически, унитарная форма устройства государства является самой первой и формировалась она вместе с организацией самого государства. Унитарными были практически все древние и средневековые государственные образования. К примеру, все Европейские и Восточные абсолютные монархии, Римская империя, Китайская и Японская империи и Европейские королевства в средневековье были унитарными.