Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие формы государственного устройства
1.1 Формы государственного устройства на различных исторических этапах
1.2 Форма государственного устройства: понятие и признаки
Глава 2. Виды форм государственного устройства
2.1 Унитарная форма государственного устройства
2.2 Федеративная форма государственного устройства
2.3 Форма государственного территориального устройства
В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).
Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare – объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.
Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм же – это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.
Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам[13].
Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.
Каждое государство, помимо его сущности и социального назначения, можно охарактеризовать и некоторыми внешними признаками. Так, совокупность подобных внешних характеристик, закрепляющих порядок формирования и реализации государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства. Форма государства характеризует отношения между гражданами и властью в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Перечисленные правоотношения в совокупности образуют публичный правопорядок, который именуется государственным устройством.
Под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется власть его органов. Следовательно, не только собственно территория в виде суши, но и акватория (водные пространства), а также воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства - представляет собой систему взаимоотношений между государством в целом, его центральной властью, и территориальными составными частями в лице их населения и функционирующих на местах органов публичной власти.
Наиболее существенные и определяющие принципы федерализма:
- принцип суверенитета федерации;
- принцип единства государственной власти;
- принцип добровольности объединения субъектов;
- принцип равноправия субъектов;
- принцип разграничения властных полномочий между субъектами и федерацией;
- принцип единства экономического и правового пространства;
- принцип равноправия народов.
Выделяют следующие модели федерализма:
- По способу образования - союзные и децентрализованные модели.
Союзные образуются между несколькими государствами в результате договора. Децентрализованные создаются в результате преобразования унитарной системы в федеративную на основе правового акта или путем договора.
- По наличию соподчиненности - на централизованные и нецентрализованные. Централизованный федерализм подразумевает приоритет национальных интересов над интересами членов федерации.
Нецентрализованный обеспечивается договором, а власть распределяется между ее ячейками, то есть наблюдается сочетание общенациональных интересов с интересами территорий.
- По характеру взаимозависимости субъектов федерации - дуалистические и кооперативные модели. Дуалистический федерализм предполагает строго фиксированное разделение полномочий между центром и субъектами. Кооперативная модель федерализма исключает иерархию, взаимодействие сторон достигается договорными процедурами.
Форма государственного устройства представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.
К настоящему моменту в российской и зарубежной государственно-правовой науке и политической практике сравнительно остро стоит вопрос о поиске оптимальных форм организации государства, в особенности его политико-территориального устройства, с целью предотвращения конфликтов на этнической почве и гарантирования народам права на самоопределение. Как известно, в настоящее время в мире существует около двухсот государств, при этом число народов и этносов исчисляется несколькими тысячами. Естественно, в подобной ситуации вопросы внутреннего административно-территориального деления государства имеют существенное значение, особенно в многонациональных государствах.
Заключение
Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись экономическим строем общества, его базисом. Также большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства, равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводит во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
В каждом государстве в процессе исторического развития может меняться политический режим, форма правления и форма государственного устройства.
Стоит отметить, что форма государственного устройства стабильна, но ее могут затронуть революционные потрясения, которые возникли параллельно с полной сменой содержания.
Итак, проанализировав цели и задачи настоящей курсовой работы, можно прийти к следующим выводам:
- Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
- На установление формы государственного устройства влияют система территориальных составных частей, размеры государства, национальный состав населения, органы власти.
- Современные темпы развития общества как нельзя лучше показывают стабильность государственных форм.
В современной России установлен демократический режим, государство является федеративной республикой, что является важным достижением на пути построения правового государства. Но для полного достижения этой цели на современном этапе исторического развития необходимо решить многие экономические, политические, культурные проблемы российского общества.
Тема данной курсовой является актуальной и на современном этапе развития социума. При её написании было проанализировано большое количество источников по дисциплине «Теория государства и права». Взгляды российских и зарубежных ученых, преподавателей, практиков помогли мне сформировать собственную точку зрения на тему «Формы государственного устройства».
В настоящее время отечественная теория государства и права как наука может предложить более глубокое и обоснованное понимание формы государственного устройства как одной из основных характеристик устройства государства, дать более четкую классификацию этих форм, прогнозировать их дальнейшее развитие.
В будущем возможно появление совершенно новых элементов форм государственного устройства, и это говорит о том, что данная тема перспективна и необходима для дальнейшего рассмотрения и качественного изучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Официальные документы и правовые акты
- Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации.-2014.- № 2014, № 31, ст. 4398
Научная и учебная литература
- Алексеев С.С. Общая теория права: курс права / учеб. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014.
- Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова и др.; под ред. А.Я Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Инфра-М, 2013.
- Бялт В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 119 с.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. -М.: Омега-Л, Высшее юридическое образование, 2014.528 с.
- Коваленко А. И. Теория государства и права / А. И. Коваленко. – М.: Юристъ, 2014. – 347 с.
- Красняков Н.И. Теория государства и права : курс лекций / сост. : Н. И. Красняков, Н. В. Шишкина ; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2016. - 248 с.
- Краснов А.В., Скоробогатов А.В. Теория государства и права: Учебное. - М.: РГУП, 2016. 306 с.
- Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник для вузов / М. Н. Марченко. – М., 2014.- 237 с.
- Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 560 с.
- Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 516 с.
- Протасов В. Н. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 192 с.
- Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. 559 с.
- Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов/Рассказов Л. П., 7-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 475 с.
- Старков, О. В. Теория государства и права [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 372 с.
- Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 715 с.
- Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 464 с
- Теория государства и права : учебник / В. Л. Куланов, А. В. Малько. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. - 384 с.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,А.А. Воротникова; Кулапов В. Л., Матузов Н. И., Малько А. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 640 с.