Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие формы государственного устройства
1.1 Формы государственного устройства на различных исторических этапах
1.2 Форма государственного устройства: понятие и признаки
Глава 2. Виды форм государственного устройства
2.1 Унитарная форма государственного устройства
2.2 Федеративная форма государственного устройства
2.3 Форма государственного территориального устройства
Процесс национализации государств, постепенно привел государства к унитарному строю и окончательно разрушил феодальную раздробленность, что наложило неизгладимый отпечаток на историческую значимость для развития национальной государственности сегодня. Позже появились идеи формирования федеративного и конфедеративного устройства государства. На сегодняшний день можно выделить такие унитарные государства, как: Япония, Италия, Китай, Венгрия, Армения, Иордания и др.
Признаки унитарного государства Унитарными государствами являются государства, обладающие характерными признаками: наличие единой конституции; единые правительственные органы (представительные, исполнительные, судебные), руководящие местными органами; единая финансовая и налоговая политика; единое гражданство на всей территории государства; власть правительственных органов распространяется по всей территории одинаково. Делегирование полномочий происходит от центральных властей к территориальным соответствующим органам самоуправления.
Независимо от политического режима страны, демократического или авторитарного, в унитарном государстве существует единственная система органов власти и органов правосудия, которые опираются единые общепринятые нормы[7].
В унитарном государстве всегда происходит централизация власти, управленческие образования полностью подчиняются главному правительству и считаются его административным подразделением. В демократических странах руководители местных органов избираются с помощью проведения выборов, но полномочия их очень ограничены, они подконтрольны центральному правительству. Соответственно, унитарные государства являются достаточно простыми, но едиными слитными по своей структуре, в отличие от федеративного устройства. Масштаб зависимости местных органов от центральных властей и контроль со стороны центра определяет принятая в каждой отдельной стране конституция. Жесткость централизации власти в унитарных государствах зависит от политического режима внутри государства.
Децентрализация власти в унитарном государстве Унитарная система власти допускает разные формы децентрализации власти с предоставлением местным властям достаточно широкого круга полномочий, но без каких-либо преимуществ. Внешние политические отношения входят в полномочия только центральных, высших органов власти, которые являются официальными представителями государства. Разделение в унитарном государстве происходит только территориально, и составные части являются административно - территориальными единицами (округа, области, регионы и др.).
У таких единиц нет признаков государственного образования, соответственно не они обладают самостоятельностью. Территорию унитарного государства можно изменить соответствующим приказом государственного значения, без согласия местных органов власти или проживающего в данном районе населения. Однако признаки унитарного государства допускают наличие одного или нескольких образований, которые могут пользоваться особым статусом, таким как автономия. Степень самостоятельности автономных образований внутри государства определяется центром.[8]
Автономия или другие государственные образования могут обладать отдельными атрибутами государственности. Деление унитарного государства на территориально-административные единицы может быть затронуто в конституции, либо быть отражено в другом государственно важном документе.
Например, конституция Испании содержит раздел «О территориальном устройстве государства», в нем подробнейшим образом описаны общие принципы, законные основания административных и автономных единиц. В конституции Италии прописаны полномочия местных автономий, и неделимая республика обязуется содействовать их развитию. В Италии самая широкая административная децентрализация власти.
Греция в своей конституции декларирует положение о том, что административное деление страны производят на основании социально-экономических условий, его государственная администрация организована по признакам децентрализованной системы.
Существуют унитарные государства, в которых территориальное разделение происходит в многозвеньевой системе, например, в Нидерландах провинции – это муниципалитеты, в Армении - области-общины, а в Италии административно-территориальное деление происходит на три звена область - провинция-коммуна. Количество ступеней в политико-административном делении зависит от территории и численности населения государства и от исторически сложившихся социальных факторов.
2.2 Федеративная форма государственного устройства
Верховенство права может быть обеспечено в государствах с различными формами правления и административно-территориальным устройством. При этом можно выделить особенности, присущие правовому государству той или иной формы.
Федеративное правовое государство – это федеративное государство, в котором обеспечены законность и верховенство права. Как известно, сущность федеративной формы правления состоит в выделении двух уровней реализации государственных полномочий – центрального (общефедерального) и регионального.
Сама по себе федеративная форма государственного устройства довольно новая, но достаточно распространенная. [9]
К ее использованию обычно прибегают государства, имеющие значительную территорию либо значительные исторические, культурные, религиозные различия между конкретными регионами, входящими в состав государства. Федеративная форма, таким образом, позволяет решить две важные задачи: сохранить территориальную целостность государства, его суверенитет над всеми входящими в состав территориальными единицами; обеспечить учет имеющих значение региональных и местных различий при осуществлении государственной политики.
Федеративному правовому государству присущи все основные признаки правового государства, с той лишь разницей, что: верховенство права обеспечивается не только на федеральном, но и на региональном уровне собственными органами государственной власти; понятие законности расширяется за счет законодательных и подзаконных актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации.
Таким образом, в федеративном правовом государстве: и федеральная, и региональная система органов власти строится на основании принципов законности и разделения властей; должны быть четко разграничены полномочия и ответственность федерального и регионального уровней власти; не должно быть противоречий и расхождений между федеральным и региональным законодательством; должны обеспечиваться и гарантироваться права и свободы граждан и организаций, равенство их перед законом и судом; должна обеспечиваться независимость судебной власти (в том числе и от региональной элиты), подконтрольность органов и должностных лиц государства. [10]
Проблемы реализации концепции правового государства в федерациях С учетом особенностей федерации как формы государственного устройства перед федеративным государством, стремящимся обеспечить верховенство права, стоят специфические проблемы.
Проблема единства суверенитета. Независимость и целостность федеративного государства осложняется борьбой отдельных территориальных образований за свой государственный суверенитет, стремлением региональных элит расширить свои полномочия, не увеличивая при этом ответственности. Вопросы эффективного разграничения полномочий.
При этом не должно оставаться сфер деятельности, не отнесенных к компетенции какого-либо из уровней власти, а передаваемые на региональный уровень полномочия должны быть соразмерны фактическим возможностям их осуществления именно на этом уровне власти (в том числе финансовым). Обеспечение согласованности федерального и регионального законодательства. Для данной цели в субъектах федерации создается в том числе система региональных органов конституционного правосудия. Обеспечение единства правового статуса личности. Различия в уровне экономического развития регионов нередко влекут существенные различия в части обеспечения социально-экономических прав, что позволяет говорить о «позитивной дискриминации» по региональному признаку.
Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.
Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство1. Федерацию можно определить как конституционную систему, которая является примером разделения полномочий между центральными и региональными правительствами
2.3 Форма государственного территориального устройства
Форма государственного территориального устройства – это способ особой территориальной организации государства, которое образуют отдельные его части. Форма государственного устройства указывает на внутреннее строение государства, обуславливает его деление на отдельные территории (составные части), принципы взаимодействия между ними.
При характеристиках государственной территориальной организации государства чаще используют понятие «политико-территориальное устройство», подразумевающее наличие определенной самостоятельности отдельных территориальных частей государства. У разных государств государственное устройство, в зависимости от наличия суверенитета его территориальных частей, может подразделяться на следующие формы: простая – унитарное государство; сложная – федерация, конфедерация. Краткая характеристика унитарного государства [11].
Унитарное государство – это форма государственно-территориального устройства, при котором государство представляет единое и простое образование, для которого характерно отсутствие суверенных административно-территориальных единиц.
Для унитарного государства характерны определенные признаки: Территориальные части государства не обладают самостоятельностью, вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства. Органы государственной власти представляют единую иерархическую систему с полным подчинением одному центру. Одноуровневая система законодательства. Все граждане имеют единое гражданство. Виды унитарных государств: простое – в его составе нет автономных образований (Сингапур, Мальта, Словакия, Польша); сложное – имеет в своем составе несколько (или одно) автономных образований.
Федерация и конфедерация
Федерация – это союзное государство, образованное государственными образованиями, обладающими ограниченным государственным суверенитетом. Функции управления распределены между центром (федерацией) и субъектами федерации. Для федеративного государства характерны: полномочия и предметы ведения разделены между федерацией и субъектами федерации; функционирует двухуровневая система органов государственной власти – федеральные органы (парламент) и органы субъектов федерации (местные парламенты); двухуровневая система законодательства; у субъектов федерации, наряду с общефедеральным гражданством существует собственное гражданство.
Конфедерация – временный союз государств, который создается для достижения экономических, политических, культурных и других целей. Это переходная форма государства, которая потом преобразуется в федерацию или распадается на отдельные унитарные государства. В истории существовало несколько конфедераций: Германия, Конфедеративные Штаты Америки, Швейцария и т.д.
2.4 Понятие и сущность федерализма и федерации
Важность и актуальность изучения института государственного устройства в виде федерализма обусловлена его огромной значимостью в определении территориальной организации государства и вертикальном строении аппарата государственной власти и управления любой конкретной страны.
Во-первых, это связано с тем, что, изучая особенности государственного устройства федеративных государств мира, возможно проведение параллелей с особенностями государственного устройства Российской Федерации. Изучение современных моделей государственного устройства с точки зрения того, как они возникли, какие пути эволюции прошли и что представляют собой в настоящий период должно помочь уяснению особенностей эволюции территориальной организации российского государства и определению основных направлений ее дальнейшего развития. Во-вторых, подобное внимание обусловлено и политическими процессами, происходящими в настоящее время в Европе, в частности среди центральных событий можно отметить проведенный референдум о независимости в Шотландии, попытки проведения аналогичного референдума в Каталонии, а также тяжелая политическая ситуация, сложившаяся в политическом пространстве Украины. Так, на Украине продолжается активная дискуссия о дальнейшем направлении государственного устройства страны на фоне противостояния с самопровозглашенными Луганской и Донецкой народными республиками. Нам остается только надеяться, что этот кризис в соседнем государстве благополучно завершится достижением компромисса благодаря активной посреднической миссии России, Германии и Франции. Помимо прочего, можно вспомнить о таких регионах как Косово, Приднестровье, Северная Ирландия и многих иных - одним словом, даже в пределах относительно спокойного и политически стабильного Европейского континента существует большое количество конфликтных вопросов, вызванных спорами об особенностях внутригосударственного размежевания между центром и их территориальными и административными образованиями[12].