Файл: Анализ применения договора коммерческой концессии (франчайзинга).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общий анализ понятия, признаков, элементов договора коммерческой концессии
1.1 Понятие, значение и признаки договора коммерческой концессии
1.2 Предмет как существенное условие договора коммерческой концессии
1.3 Цена, форма и срок как условия (элементы) договора коммерческой концессии
Глава 2. Анализ прав и обязанностей сторон по договору коммерческой концессии
2.1 Понятие и требования, предъявляемые к сторонам договора коммерческой концессии
2.2 Права и обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии
Во-вторых, необходимым элементом предмета договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав.
В-третьих, по договору коммерческой концессии пользователю предоставляется лишь право использовать соответствующие исключительные права, принадлежащие правообладателю, без их передачи (уступки) контрагенту. Эта особенность отличает договор коммерческой концессии, например, от договора об уступке патента на объекты промышленной собственности.
К существенным условиям договора коммерческой концессии можно отнести предмет, представленный комплексом исключительных прав во главе с товарным знаком и некоторыми обязательствами (по взаимодействию и контролю). Цена, форма и срок как условия (элементы) договора коммерческой концессии являются вторичными и регулируются в ГК РФ.
В силу двустороннего (взаимного) характера договора коммерческой концессии, обе стороны (контрагенты) договора имеют как права, так и соответствующие, корреспондирующие им обязанности. Конкретный перечень прав и обязанностей представлен как в дипломной работе так и в приложениях.
Библиография
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ.- 01.1996.- N 5. - Ст. 410
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 13.07.2015 № 233-ФЗ ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15
- Федеральный закон РФ от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (в ред. от 12.03.2014 N 35-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 321 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 01.06.2009
- Александрова, К. И. Правовые проблемы франчайзинга в России / К.И. Александрова // Вестник ИНЖЭКО-На. - 2005. - № 2.- С.- 185-189
- Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии: дис...канд. юрид. наук. / С.А. Бобков. -М., 2004.- 207с.
- Богданов А.В. Гражданско-правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации: дис ... канд. юрид. наук. -М., 2009.-211с.
- Бондаренко Д. П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: автореферат дис. ... канд. юрид. наук.- М., 2013.-29с.
- Бородина Ж.Н. Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга): дис. канд. юрид. наук.- Казань, 2005. -198с.
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Изд. испр. и доп. -М.: Статут, 2014. Кн. 3.- 1055 с.
- Гражданское право. Учебник : в 3 т. Т. 2. / под ред. А. П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2015.- 550 с.
- Еременко В.И. Особенности правовой охраны секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну // Законодательство и экономика. -2014.- № 12.-С. 11-19
- Зенина Л.В. Анализ экономических выгод от использования франшизы // Вестник Академии. - 2013. - № 3. -С. 56-68
- Кокорин А.С. Договор коммерческой концессии в свете части четвертой ГК РФ / А.С. Кокорин // Российский юридический журнал. - 2009.- №6. - C. 115-128
- Кондратьева Е.А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты // Право и экономика. -2015.- № 3.- С. 60.-69
- Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист.- 2014.-№ 11. -С.32-47
- Нуралиев Б.Г. Изменение Гражданского кодекса в области коммерческой концессии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/activities/our_achievements/projects/1238
- Панченко И.И. Договор коммерческой субконцессии : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03.Волгоград, 2010.-29с.
- Пугинский Б.И. Коммерческое право России / Б.И. Пугинский. - М.: Норма, 2013.- 314 с.
- Райников А. С. Договор коммерческой концессии.- М.: Статут, 2009.- 218с.
- Симаева Н.П. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России: финансово-экономические и правовые аспекты / Н.П. Симаева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-2. С. 102-108
- Скворцова Т. А., Смоленский, М. Б. Предпринимательское право: учебное пособие / Под ред. Т. А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.- 430с.
- Сосна С.А. Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: Академкнига, 2011. -225с.
- Шостак И. Коммерческая тайна и договорные правоотношения // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. -2015. -№ 11.- С. 40-49
Приложение 1
Договор коммерческой концессии
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Характеристика договора коммерческой концессии
1) консенсуальный, так как договор коммерческой концессии считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям;
2) возмездным, так как в соответствии со ст. 1030 ГК РФ, правообладатель за исполнение всех возложенных на него обязанностей может получать различного рода платежи: фиксированные разовые платежи, отчисления от выручки, периодические платежи и т.д. Конкретная форма платежей предусматривается договором, перечень является открытым;
3) взаимным, так как, и правообладатель, и пользователь, приобретают права и обязанности по отношению друг к другу.
Рисунок 1 –Понятие и характеристика договора коммерческой концессии
Приложение 2
Признаки договору коммерческой концессии отличающие его от других самостоятельных гражданско-правовых договоров
Во-первых, в соответствии с п.3 ст. 1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут являться только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.
Во-вторых, необходимым элементом предмета договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав.
В-третьих, по договору коммерческой концессии пользователю предоставляется лишь право использовать соответствующие исключительные права, принадлежащие правообладателю, без их передачи (уступки) контрагенту.
В-четвертых, нельзя не согласиться с уникальным набором тех прав и обязанностей сторон договора коммерческой концессии.
В-пятых, несмотря на полную экономическую зависимость пользователя от правообладателя, он все же сохраняет юридическую самостоятельность и действует в имущественном обороте от своего имени.
В-шестых, принципиальное значение имеет цель предоставления пользователю права использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.
Рисунок 2.- Признаки договору коммерческой концессии отличающие его от других самостоятельных гражданско-правовых договоров
Приложение 3
Обязанности правообладателя
К обязательно исполняемым относятся обязанности правообладетели:
1) передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору;
2) проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
К обязанностям, которые должны быть исполнены правообладателем, если это не изменено договором, относятся обязанности:
обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования по договору;
оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.
Рисунок 3.- Обязанности правообладателя
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ.- 01.1996.- N 5. - Ст. 410 ↑
-
Богданов А.В. Гражданско-правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации: дис ... канд. юрид. наук. -М., 2009.-С. 11. ↑
-
Панченко И.И. Договор коммерческой субконцессии : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03.Волгоград, 2010.С.9 ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398 ↑
-
Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии: дис..канд. юрид. наук. / С.А. Бобков. -М., 2004.С. 25 ↑
-
Сосна С.А. Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: Академкнига, 2011. С. 98 ↑
-
Райников А. С. Договор коммерческой концессии.- М.: Статут, 2009. С. 11 ↑
-
Скворцова Т. А., Смоленский, М. Б. Предпринимательское право: учебное пособие / Под ред. Т. А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.С. 340 ↑
-
Бондаренко Д. П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: автореферат дис. ... канд. юрид. наук.- М., 2013.С. 9 ↑
-
Пугинский Б.И. Коммерческое право России / Б.И. Пугинский. - М.: Норма, 2013.С. 278 ↑
-
Гражданское право. Учебник : в 3 т. Т. 2. / под ред. А. П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2015.С. 67 ↑
-
Кокорин А.С. Договор коммерческой концессии в свете части четвертой ГК РФ / А.С. Кокорин // Российский юридический журнал. - 2009.- №6. - C. 118 ↑
-
Зенина Л.В. Анализ экономических выгод от использования франшизы // Вестник Академии.-2013.- № 3.-С. 56 ↑
-
Нуралиев Б.Г. Изменение Гражданского кодекса в области коммерческой концессии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/activities/our_achievements/projects/1238 ↑
-
Гражданское право. Учебник : в 3 т. Т. 2. / под ред. А. П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2015. С. 511 ↑
-
Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист.- 2014.-№ 11. -С.44 ↑
-
См.: Панюкова В.В. Секрет франчайзингового договора // Торговое право. 2012. № 7. С. 49. ↑
-
Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 321 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 01.06.2009. ↑
-
Александрова, К. И. Правовые проблемы франчайзинга в России / К.И. Александрова // Вестник ИНЖЭКО-На. - 2005. - № 2.- С.- 187 ↑
-
Симаева Н.П. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России: финансово-экономические и правовые аспекты / Н.П. Симаева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-2. С. 106 ↑
-
Бородина Ж.Н. Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга): дис. канд. юрид. наук.- Казань, 2005. С. 108 ↑
-
Гражданское право. Учебник : в 3 т. Т. 2. / под ред. А. П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2015. С. 482 ↑
-
Райников А. С. Договор коммерческой концессии.- М.: Статут, 2009. С. 65 ↑
-
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Изд. испр. и доп. -М.: Статут, 2014. Кн. 3.- С. 531 ↑
-
Кондратьева Е. Одиннадцать особенностей договора коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2014.- № 3. -С.49 ↑
-
Гражданское право. Учебник : в 3 т. Т. 2. / под ред. А. П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2015. С. 486 ↑
-
Федеральный закон РФ от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (в ред. от 12.03.2014 N 35-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3283. ↑
-
Шостак И. Коммерческая тайна и договорные правоотношения // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. -2015. -№ 11.- С. 42 ↑
-
Еременко В.И. Особенности правовой охраны секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну // Законодательство и экономика. -2014.- № 12.-С. 18 ↑
-
Гражданское право. Учебник : в 3 т. Т. 2. / под ред. А. П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2015.С. 489 ↑
-
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 13.07.2015 № 233-ФЗ ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15 ↑