Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ( ПАО «МАГНИТ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 1879

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведем SWОТ-анализ, чтобы выявить сильные и слабые стороны розничной сети «Магнит», а также возможности и угрозы для организации. Полученные результаты занесем в таблицу 9.

Таблица 9 SWОТ-анализ ПАО «Магнит»

(составлено автором)

Сильные стороны

Слабые стороны

  • формирование мультиформатного бизнеса;
  • быстрое развитие сети;
  • широкое присугствие в регионах;
  • крупнейшая по количеству магазинов торговая сеть в России;
  • узнаваемый бренд;
  • эффективная система логистики;
  • наличие собственного парка автомобилей
  • большая часть покупателей с низким или средним доходом;
  • отсугствие товаров премиум класса;
  • относительно невысокая сумма среднего чека;
  • падение показателей, показывающих динамику развития сети за последние несколько лет

Возможности

Угрозы

  • сохранение лидирующих позиций в - усиление конкуренции в отрасли; отрасли; - замедление темпов роста;
  • дальнейшее развитие сети за счет - риск повышения ДОЛГОВОЙ

роста количества магазинов; нагрузки;

  • развитие магазинов нового формата - снижение доходов населения; (аптек) ; - потеря репугации
  • создание интернет-магазина;
  • минимизация издержек за счет совершенствования логистических процессов и инвестиций в IТ­

систему

2.2. Сравнительный анализ конкурентов

Концентрация рынка розничной торговли в Российской Федерации небольшая. Примерно 30 % всего рынка приходится на семь крупнейших организаций. Такая концентрация формирует предпосылки для дальнейшего усиления конкуренции в данной отрасли[18]. Сегодня конкурентная борьба проявляется в захвате новых территорий сбыта путем роста розничной сети. Для этого используются сделки по слиянию и поглощения, а также франчайзинговые схемы. Проведем сравнительный анализ основных игроков, используя данные, которые имеются на конец 2017 года.

XS Retail Group является одной из ведущих розничных компаний в Российской Федерации. XS Retail Gioup имеет ряд торговых сетей такие как магазины «Пятерочка» в формате магазинов у дома, магазины «Перекресток» в формате супермаркетов, магазины «Карусель» в формате гипермаркетов и магазины «Экспресс-Ритейл» разных брендов.


Наибольшая концентрация магазинов Х5 Retail Gioup наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Также значительное количество магазинов расположены в европейской части Российской Федерации. XS Retail Gioup управляет 39 распределительными центрами и насчитывает 3144 грузовых автомобиля в собственности.

Дикси - еще одна российская компания, занимающая лидирующие позиции в рознично торговле продуктами питания и товарами, имеющими повседневный спрос. В управлении группы компаний «Дикси» находятся 2534 магазина у дома «ДИКСИ», 41 гипермаркет «Минимарт» и «Мегамарт», 128 магазинов «Виктория».

Группа компания «Дикси» работает в 4 федеральных округах Российской Федерации, а именно Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский и в Калининградской области.

Лента считается самой большой сетью гипермаркетов в Российской Федерации. В управлении «Ленты » находятся 231 гипермаркет, которые расположены в 84 городах страны, а также 97 супермаркетов, которые работают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Центральном регионе.

Auchan (Ашан) является крупной сетью гипермаркетов, начавшая свою работу в Российской Федерации в 2002 году. Магазины сети «Ашан» представлены в различных регионах страны.

METRO Cash and Сапу (Метро) является крупнейшей управляющей компанией мелкооптовой торговли или, иначе говоря, бизнес формата cash&carry группы Metro Group. В управлении ООО «Metro Cash & Сапу» находится 90 торговых центров, расположенных в 47 регионах Российской Федерации без учета Республики Крым. Metro Cash & Сапу также управляет супермаркетом METRO Punct и гипермаркетом real, который перешел в управление путем сделки с ООО «Реал-Гипермаркет». Кроме этого, 2 торговых центра открыто Крыму и 1 торговый центр - во Владикавказе.

О'КЕЙ - также одна из крупнейших российских розничных сетей, торгующая продуктами питания. Торговая сеть «О'КЕЙ» состоит из 78 гипермаркетов и 67 магазинов в формате «дискаунтер». В управлении сети «О'КЕЙ» находятся 4 распределительных центра.

Составим сравнительную характеристику семи крупнейших игроков российского рынка розничной торговле. Сравним конкурентов по следующим показателям: количество магазинов, торговая площадь, выручка, капитализация и рыночная доля. Полученные результаты занесем в сводную таблицу 10.

Таблица 10

Сравнительная характеристика крупнейших торговых сетей в Российской Федерации на конец 2018 года

Количество магазинов

Торговая площадь,

тыс. кв. м

Выручка, млрд. руб.

Капитализация, млрд. ДОЛЛ.

Рыночная доля, %

Магнит

16350

5755

1143

13,9

9

Х5

12121

4480

1295

10,3

10

Дикси

2703

927

283

0,7

2

Лента

328

1382

365

2,8

3

Ашан

313

1141

389

n/a

3

Метро

92

690

224

n/a

2

Окей

145

578

177

0,7

1


Проведя анализ сравнительной характеристики семи основных игроков в сфере розничной торговли, можно сделать вывод, что розничная сеть

«Магнит» занимает одно из лидирующих рыночных положений. «Магнит» занимает первое место по количеству магазинов, торговой площади и капитализации. Лишь по двум показателям, а именно выручка и рыночная доля, Х5 Retail Group опережает «Магнит ». Таким образом, можно сказать, что розничная сеть «Магнит» обладает высокой конкурентоспособностью на рынке.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «МАГНИТ»

3.1 Развитие фармацевтического направления

В 2017 году Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, далее Минпромторг, разработало проект федерального закона, наделяющий магазины правом торговли безрецептурных лекарств. Но свободная продажа лекарств, отпускаемых без рецепта врача, будет возможна только в случае, если магазины получат лицензии, позволяющие осуществлять фармацевтическ ую деятельность.

Закупка лекарств будет происходить у поставщиков, которые сегодня поставляют лекарства аптекам. Это позволит не допустить фальсификацию лекарств. Также предполагается, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, далее Росздравнадзор, будет следить за соблюдением требуемых условий хранения лекарств и их реализацию в магазинах.

Федеральная антимонопольная служба, далее ФАС, считает, что продажа лекарств в торговых точках увеличит конкуренцию на рынке, а как следствие, снизит цены на лекарственные препараты. А значит, повысится доступность лекарств для людей.

На сегодняшний день этот законопроект находится в стадии обсуждения. Пока что продуктовые магазины взаимодействуют с рынком лекарственных препаратов , используя другие пути.

Так, например, сотрудничество Х5 Retail Gi-oup с дистр ибутором «СИА Интернейшнл», развивающим аптеки под брендом «Да здоров» и «А -Мега », позволило открыть в 2017 году 828 аптек в околокассовых зонах и в залах универсамов формата «shop-in-shop». Торговая сеть «Азбука вкуса» сотрудничает с дистрибутором «СИА» и в рамках этого соглашения будут открываться аптеки под брендом «Азбу ка Life» в ближайшие 10 лет.


Магазины сети «Дикси» размещают аптечные пункты, сотрудничая с «Аптечной сетью 36,6»

Розничная сеть «Магнит» выбрала другой путь развития. В 2016 году была создана собственная аптечная сеть. Аптеки были открыты в Краснодарском крае, Республике Адыгея и Ростовской области на базе гипермаркетов и магазинов в формате «у дома». Благодаря тому, что аптеки находятся рядом с другими магазинами торговой сети, повышается доступность лекарств для населения. Посетители, посещая магазины розничной сети «Магнит», имеют возможность приобрести необходимые фармацевтические и медицинские препараты, товары для личной гигиены, лечебную косметику, сезонную продукцию, детское питание и другое. К концу 2017 года насчитывалась 51 «Магнит Аптека». Но развитие данного направления было приостановлено, чтобы оценить эффективность деятельности открытых аптек.

На фармацевтическом рынке также, как и в других отраслях наблюдаются процессы объединения, слияния и поглощения, что может вести к концентрации в сегменте наиболее крупных и известных аптечных сетей. Такие сделки «перекраивают» рейтинг аптечных сетей, а некоторые аптеки исчезают с рынка. Очередное перестроение рынка может произойти, если будет принят законопроект, наделяющий магазины правом торговли безрецептурных лекарств.

Отметим основные риски, связанные с принятием законопроекта, который позволяет продавать лекарственные препараты в магазинах:

      1. Доступность лекарств. Предполагается, что реализация в магазинах лекарств, которые отпускаются без рецепта, будет способствовать повышению уровня их доступности для всего населения. Но в большинстве городов сегодня лекарственные препараты и так доступны. В Российской Федерации зарегистрировано более 60 тысяч

аптек. В малонаселенных пунктах, где на сегодняшний день отсутствуют аптеки, как правило, нет и магазинов, которые смогли бы получить лицензию для продажи лекарств. Данную проблему можно решить с помощью реализации лекарств подразделениями медицинских учреждений. Также доступность лекарств для населения можно повысить, открыв интернет-аптеки. Законопроект, который предусматривает право продажи лекарств в интернет-магазинах, на данный момент принят в первом чтении.

      1. Регулирование цен с помощью конкуренции. По мнению Минпромторга и ФАС продажа безрецептурных препаратов в продуктовых магазинах будет способствовать развитию конкуренции в данной отрасли, что приведет к снижению цен. Однако, представители фармацевтической отрасли считают, что уменьшение спроса на безрецептурные лекарства, может привести к повышению цен на лекарства, отпускаемые с рецептом врача, а также к сокращению количества аптек, так как деятельность многих аптечных организаций станет убыточной .
      2. Наличие сотрудников, имеющих фармацевти ческое образование. Для получения лицензии, позволяющей осуществлять фармацевтическую деятельность, обязательным требованием является наличие работников, имеющих фармацевтическое образование. Однако, после получения лицензии, нет гарантии, что во всех магазинах будут работать такие сотрудники. То есть проконсультироваться можно будет только в аптечных организациях.
      3. Контроль за деятельностью. Предполагается, что контроль будет также осуществляться Росздравнадзором. Тем не менее, в сопроводительных документах к законопроекту сказано, что дополнительные расходы из федерального бюджета не потребуются. Нельзя исключить риск нарушения правил хранения лекарственных препаратов и реализации

препаратов ненадлежащего качества. Это повлечет за собой необходимость проведения дополнительных проверок. А в связи с увеличением количества точек, где будут продаваться лекарства, может возникнуть необходимость увеличение штата сотрудников Росздравнадзора.

Таким образом, Росздравнадзор, Минздрав России, а также представители фармацевтической отрасли против приятия данного законопроекта. Однако, идея продажи лекарств в продовольственных магазинах обсуждается уже на протяжении 10 лет. Анализируя практику других стран, можно сделать вывод, что рано или поздно в Российской Федерации будет разрешена продажа безрецептурных препаратов. В случае принятия данного законопроекта, торговым сетям нужно будет быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке, чтобы сохранить и повысить свою конкурентоспособность.

Компания DSM Group проводит постоянный мониторинг фармацевтического рынка в Российской Федерации. Эта компания предоставляет аналитическую информацию по всем секторам фармацевтики. Каждый месяц компания DSM Group публикует аналитические обзоры фармацевтического рынка в России.

Согласно отчету DSM Gioup за 2017 год доля лекарств, отпускаемых по рецепту, составила 49,6%, а доля безрецептурных лекарств - 50,4%. В денежном отношении это 466182 млн. руб. и 474529 млн. руб. соответственно. В случае, если законопроект, разрешающий продажу безрецептурных препаратов, будет принят, аптеки неизбежно понесут значительные потери. Некоторые эксперты считают, что потери будут равны 25-30% выручки, другие эксперты считают, что потери составят 15-20%. То есть часть покупателей будет приобретать лекарства в магазинах. Посчитаем, какую прибыль принесет это торговым сетям.

В 2017 году через аптеки было реализовано 5065,8 млн. упаковок пре-паратов, сумма которых в розничных ценах равна 940,7 млрд. руб. или 752 млрд. руб. в закупочных ценах. Разница между закупочными и розничными ценами составляет:

940,7 млрд. руб. - 752 млрд. руб.= 188,7 млрд. руб.

Рассмотрим, на какую сумму магазины смогут реализовывать лекарства, когда законопроект вступит в силу. Поскольку, мы не можем точно, спрогнозировать, какое количество лекарств будет приобретаться в торговых сетях, проанализируем 4 возможных варианта, в которых потери аптек будут равны 15%, 20%, 25%, 30% от объема выручки. Полученные данные представлены в таблице 11.

Таблица 11 Реализация лекарств в торговых сетях

Потери 15% от

выручки

Потери 20%от

выручки

Потери 25%от

выручки

Потери 30%от

выручки

Сумма реализации лекарств в

розничных ценах, млн. руб.

141106,7

188142,2

235177,8

282213,3

Сумма реализации лекарств в

закупочных ценах, млн. руб.

112800,0

150400,0

188000,0

225600,0