Файл: Основные этапы развития проектного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ЗА РУБЕЖОМ

Зарождение теории управления проектами

Начало новой эры теории проектного управления: Фредерик Тейлор

Основы современного управления проектами и Генри Гантт

Промышленная и интеллектуальная революция в сфере управления проектами

«Самостоятельная жизнь» теории управления проектами

Современный этап развития теории управления проектами

Перспективы развития теории управления проектами

Глава II РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Вклад русских – советских ученых в теорию управления проектами

2.2. Особенности современного развития теории управления в России

Глава III «ГУРУ» ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

3.1. Вклад «гуру» проектного менеджмента в развитие теории управления проектами

3.2. Истории успеха предприятий в сфере проектного управления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ВВЕДЕНИЕ

В наше время сферу управления уже невозможно представить в отрыве от проектного менеджмента. Слово «проект» вошло в нашу жизнь и прочно укрепилось как в профессиональной среде, так и на бытовом уровне. На собраниях госслужащих звучат слова о необходимости эффективного управления стратегическими проектами в масштабах всей страны. Уже с начальной школы мы привыкаем к тому, что проект – это целенаправленная, качественно выполненная работа, приводящая к определенному результату. Даже сбор гербария в школе ныне называется проектом и это вполне закономерно, так как соответствует тем или иным понятиям реализации любого проекта: имеет сроки, минимальные требования, обозначенные ресурсы и оцениваемое качество выполнения.

По данным Российской ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ», около 40 % целенаправленной общественно полезной деятельности реализуется через различные проекты и программы и 25 % мирового бюджета тратится на проекты. Профессиональное управление проектами позволяет эффективно распределить ответственность и обязанности между участниками проекта, сэкономить до 30 % времени и до 20 % средств, снизить риски неуспеха проектов.[1]

По сути, управление проектами зародилось вместе с homo sapiens, человеком разумным, в тот момент, как он поставил перед собой первую цель и ступил на путь её реализации. Но до недавнего времени не существовало ни термина, ни детально разработанной теории управления проектами. И не смотря на это, методики управления древними и средневековыми проектами усовершенствовались и позволяли реализовывать все более и более грандиозные замыслы.

Проекты существовали всегда, независимо от того, какие имена люди давали этому понятию, и именовали ли в принципе. Время, ресурсы, качество – три грани краеугольного камня управления проектами были ключевыми понятиями как при строительстве вигвамов, так и египетских пирамид, как при рытье каналов, так и при возведении Великой китайской стены. А уж в военном деле каждый маневр был отдельным проектом.

Термин проект происходит от латинского слова «projectus», что в буквальном смысле означает «брошенный вперед». В теории управления проектами дается такое определение: «проект – это целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги [2]. Если же обобщить несколько определений, то получится, что проект – это целенаправленное, планируемое, контролируемое изменение состояния, какой-либо (любой) системы, в условиях ограниченности ресурсов и времени, с использованием определенных средств и методов [3, 4].


Управление проектами – явление новое, но история проектного менеджмента является еще более новой темой. Сегодня, когда теория получила закрепление, возникла необходимость определить ключевые этапы её развития, в чем и состоит цель данной работы.

Существует несколько определений понятия «проект», каждая научная школа дает свое определение, но смысл и главная идея в них одна.

В своей работе я попытаюсь проследить историю управления проектами, которая не так обширна, как история других направлений менеджмента, но, безусловно, очень показательна и интересна.

Объект исследования – теория управления проектами (проектный менеджмент).

Предмет – история развития проектного менеджмента.

Цель работы – исследовать историю развития теории управления проектами.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные этапы развития теории управления проектами.
  2. Определить тенденции современного периода теории управления проектами, исходя из истории ее развития.
  3. Обозначить принципы применения теории управления проектами на примере работ «гуру» проектного менеджмента и историй успеха в области реализации проектов.

ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ЗА РУБЕЖОМ

Зарождение теории управления проектами

Мы установили, что проектной деятельностью люди занимались на протяжении всей истории развития человечества, начиная с древнейших времен.

В XX веке появилась дисциплина управления проектами (УП), отражающая передовые научные и практические подходы в этой области.

Что же происходило между этими двумя вехами? Как зарождалась теория проектного менеджмента?

Уже в конце XIX века в обществе появилась потребность образования отдельной, дополнительной структуры в масштабном производстве, при строительстве крупных объектов, в транспортном секторе. Так зародились методы, которые в дальнейшем привели к современной тактике управления проектами, которую мы используем сегодня.

Например, создание Трансконтинентальной железной дороги, восстановление экономики Юга после Гражданской войны в США, были первыми самыми значительными достижениями в истории управления проектами.


Строительство и запуск Трансконтинентальной железной дороги (ТКЖД) в Америке считается первым крупномасштабным действием в сфере управления проектами. Строительство ТКЖД, соединившей стальным полотном два побережья, стало мощнейшим толчком к развитию всей страны, присоединению новых территорий и укреплению единства государства. Об истинных масштабах этого проекта говорит тот факт, что движение по дороге осуществлялось по вражеской местности, а строительство велось в условиях, опасных для жизни, трудозатратной прокладки железных дорог и телеграфа. Тем не менее, дорога заработала и принесла своим создателям славу первопроходцев–практиков в истории управления проектами.

Интересно, что проектный подход в образовании, без какой-либо привязки к промышленному производству, возник также в конце XIX века в США. Первоначально он был известен под названием «метод проектов» и (или) «метод проблем». Автором этого метода был американский философ и педагог Джон Дьюи.

В Российском образовании метод проектов использовался параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого группа специалистов (педагогов) внедряла проектный метод в практику обучения школьников различным предметам.

К сожалению, в 1931 году проектный метод был исключен из способов работы педагогов. В то время государству было невыгодно, чтобы юные советские граждане занимались проектной деятельностью, так как диктаторский режим не поддерживал самостоятельности в поступках и проявлениях мысли. Вновь заговорили о методе проектов в российской школе лишь в начале XXI века.

Начало новой эры теории проектного управления: Фредерик Тейлор

В начале XX века развитие теории управления проектами продолжилось. Были разработаны принципы рационального управления исполнителями проекта, реализован «конвейерный», «механический» подход при управлении кадрами. Знаменитый автопромышленник Генри Форд для повышения производительности труда на своих предприятиях использовал «авторитарное управление проектом/производством». Конвейеры Форда вошли в историю промышленности как один из ключевых моментов рационализации производства.

В это же время, в начале XX в., Гаррингтон Эмерсон создал теорию эффективной хозяйственной деятельности, рационального управления производством.


Примерно в то же время французский ученый Анри Файоль заложил основы единой теории управления. Горный инженер, теоретик и практик менеджмента, А. Файоль считается основателем административной (классической) школы управления. Он достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно.

В 1911 году было опубликовано фундаментальное исследование – книга «Принципы научного управления» американского ученого, инженера и менеджера Фредерика Уинслоу Тейлора. Соратник Генри Форда предложил концепцию научного менеджмента качества, которая включала системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной работы организации. В основе подхода к управлению Ф. Тейлора лежат следующие принципы: всеобщее участие работников в обеспечении качества продукции, введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества, непрерывное обучение кадров, широкое внедрение статистических методов контроля. Теория, изложенная в этой книге, была основана на опыте работы автора в области сталелитейной промышленности.

Книга стала попыткой обоснования целесообразности перехода от использования неквалифицированного труда рабочих к новым, более сложным проектам с помощью простых методов обучения. Тейлор стал пионером в создании системы оплаты труда, основанной на стимулах, и основателем теории об использовании методов экономии времени.

«В отношении более сложного промышленного предприятия представляется… столь же ясным, что максимальное постоянное благосостояние для рабочих, в соединении с максимальной прибылью для предпринимателя, может быть достигнуто лишь при условии, что работа предприятия осуществляется с минимальными соединенными затратами человеческого труда, естественных богатств природы и стоимости изнашивания капитала, в виде машин, зданий и т. д. Или же, выражая то же самое, иными словами: максимальное благосостояние может быть осуществлено лишь в результате возможной наивысшей производительности людей и машин предприятия, т. е. лишь в том случае, когда каждый рабочий и каждая машина дают максимальный возможный продукт» [5], писал Ф. Тейлор.

Сегодня кажется удивительным, что эти слова прозвучали в начале XX века, настолько они современны и перекликаются с теми процессами, которые идут сегодня. Более того, данные принципы далеко не всегда используются предпринимателями для управления своим бизнесом.


Основы современного управления проектами и Генри Гантт

Американский инженер, экономист, математик Генри Гантт может быть назван «отцом современного управления проектами». В 1917 году он создал диаграмму одноименного графика. Это было значительное открытие. Гантт использовал визуальную временную шкалу для задания задач (этапов реализации) проекта как точек и связал их между собой, если они зависели друг от друга. Таким образом, график наглядно продемонстрировал взаимозависимость и последовательность всех этапов реализации проекта.

Стоит отметить, что графики для отображения различных процессов использовались и ранее. Так, польский инженер Кароль Адамецкий сделал доклад об аналитических методах планирования производства. Именно Адамецкий предложил изобразить производственный процесс на графике.  Но Генри Гантт пошел еще дальше – он привел диаграмму в тот вид, в котором мы знаем ее как производственный инструмент. Впервые он использовал график, чтобы наглядно представлять руководству отчет о проделанной работе.

В своей книге «Organizing for Work» («Организация для бизнеса») Гант подробно описал, как правильно работать с диаграммой: «пространство, которым представляется на схеме время, должно соответствовать тому объему работ, который должен быть произведен в это время». [6]

Удобство графика заключается в том, что руководитель проекта может увидеть в нем, какие работы выполнены досрочно, а какие отстают по срокам: в диаграмме отражены все ступени реализации проекта, а за единицу выполнения работы берется время (дни, недели или даже месяцы, в зависимости от масштабности стоящих задач).

Кстати, исследователи деятельности Г. Гантта также ставят ему в заслугу провозглашение принципа социальной ответственности бизнеса: предприниматель должен нести ответственность перед обществом за те ресурсы, которые он использует в своей деятельности. В частности, в своей работе он указывал: «Доктрина служения — это не просто исправно работающая экономика… Единственным условием промышленного мира является промышленная демократия… Должна быть очевидной мысль о том, что с возрастанием сложности современной системы предпринимательства эффективная работа может быть обеспечена только следованием за теми, кто фактически умеет выполнять функции контроля и при этом сполна осознает социальную ответственность» [7].