Файл: Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
1.3 Виды ОРД
Виды оперативно-розыскных мероприятий включают в себя сложный многоуровневый комплекс разнообразных следственных действий. Таких как опрос граждан с целью получения необходимых сведений; наведение справок, включающее в себя запросы в разнообразные базы данных; сбор различных образцов для исследования и сравнительного анализа; обнаружение, изъятие и изучение предметов и следов преступления; негласное наблюдение с помощью скрытых технических средств оперативной фото- и видеосъемки. Сюда же может входить прослушивание телефонных бесед при наличии соответствующей санкции.
Любая деятельность имеет свои формы. В рассматриваемом вопросе выделяют уголовно-розыскные и оперативно-проверочные работы как формы ОРД. Что такое деление означает, можно будет понять рассмотрев каждый из видов отдельно, при этом не забывая и о том, что они так или иначе связаны и взаимодействуют в процессе всей оперативно-розыскной деятельности.
Итак, первая форма - уголовно-розыскная. Она заключается в постоянном поиске, причем не важно чего. В этом списке может быть поиск места преступления, уточнение его событий, орудий и способов преступления, а также лиц, которые потенциально могут являться подозреваемыми или хоть как-то причастными к случившемуся. То есть данный вид подразумевает собирание всех фактов и материалов, необходимых для дальнейшего расследования[5].
Вторая форма – оперативно-проверочная. Данный вид направлен на осуществление административного режима. Это одно из проявлений ОРД. Что такое этот административный режим, можно понять оценив всю суть его названия.
При осуществлении этой деятельности решается вопрос с вызовом граждан, порядком делопроизводства, сбором информации о тех лицах, которые не связаны с совершенным преступлением.
Итак, что такое ОРД, кто осуществляет эту деятельность и какие ее формы можно наблюдать? Все это очень важно как раз для обозначения сути подобного института. Наличие подразделений, занимающихся оперативной деятельностью и розыском, - важный момент, без которого раскрытие преступления просто невозможно. Насколько значима данная деятельность для борьбы с преступностью?
Сотрудники таких подразделений используют принципы конспирации. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при работе должны уважать и соблюдать права человека на неприкосновенность жизни и жилища. Не разрешается осуществлять деятельность в целях, не указанных в законодательных актах РФ.
Лицо, решившее, что сотрудники данных подразделений нарушают свои полномочия, может подать на них в суд и обжаловать их действия. В случае, если суд признал лицо невиновным или дело было приостановлено из-за нехватки доказательств, человек может подать в суд на розыскные органы, если считает, что его права были нарушены. Пока идет судебное разбирательство, оперативно-розыскные органы должны предоставить судье все необходимые документы и сведения. Но если деятельность оперативников проводится секретно или путем внедрения секретного агента, то эту информацию они вправе не разглашать. В случае недоказанности вины человека вся добытая информация в ходе расследования хранится на протяжении 1 года, затем уничтожается. Информация о прослушивании телефонных переговоров в этом же случае удаляется через 6 месяцев с момента прекращения расследования. За 3 месяца до уничтожения об этом нужно сообщить соответствующему судье.
Оперативно-розыскная деятельность реализуется органами, которым категорически запрещается проводить мероприятия в интересах любой политической партии или религиозного объединения. Также им запрещено защищать интересы органов местного управления и различных объединений. Нельзя распространять информацию, которая касается неприкосновенности личной или семейной жизни. Запрещается осуществление провокационных действий: подстрекать или побуждать к совершению противоправных действий.
Совсем не приветствуется фальсификация результатов деятельности, за это оперативник может лишиться своего рабочего места. Если нарушение будет выявлено, то прокурор обязан восстановить справедливость и возместить причиненный такими органами ущерб. Нарушение закона при выполнении оперативно-розыскной деятельности сотрудниками этих подразделений может повлечь ответственность, которая предусмотрена законодательством РФ.
Глава 2. Правовые нормы оперативно-розыскной деятельности
ОРД регламентируется целым набором законодательных и правовых актов различных уровней. К ним относятся нормативные документы различных ведомств, например, Инструкция ο предоставлении результатов ОРД следователю.
Такие документы находятся на нижнем уровне законодательной базы, их называют подзаконные акты. Именно нормативы, находящиеся на нижнем уровне иерархической структуры законодательной базы, создают детализированное представление οб ОРД. На уровне ведомств таких документов создается большое количество, однако многие из них имеют ограниченный доступ.
Ранее все нормативно-правовые документы были закрыты и относились к секретным материалам. На данный момент некоторые ведомственные и межведомственные нормативы открыты для прочтения и размещаются в свободном доступе.
Интересно, что часть информации, находящейся под грифом «секретно», через некоторое время государством все равно разглашается, потому что и у секретности есть свой срок[6].
Главным документом, регламентирующим передачу сведений следователю является Инструкция ο порядке предоставления результатов ОРД следователю, которая содержится в приложении к совместному приказу следующих министерств:
- внутренних дел (№ 368);
- обороны (№ 147).
А также федеральных служб:
- безопасности (№ 185);
- охраны (№ 164);
- таможенной службы (№ 481);
- исполнения наказаний (№ 184);
- контролирующей оборот наркотиков (№ 97)
К ним же стоит отнести Службу внешней разведки (№ 32). Документ датирован 17 апреля 2007 года.
Инструкция ο предоставлении результатов ОРД распространяется на порядок передачи материалов не только следователю, но и:
- органам дознания;
- прокуратуре;
- суду.
Понятие результатов данной деятельности раскрывается в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ (далее – УПК), а именно в статье под номером 5 (пункт 36.1). Под ними понимаются сведения о сигналах готовившегося, происходящего или произошедшего правонарушения, лицах, готовивших или проводящих такие правонарушениях и скрывающихся от органов правосудия и других уполномоченных лиц.
2.1 Документы, составляющие правовую основу
Согласно 4 статье ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", четко можно понять, что правовые основы ОРД составляют международные договоры, Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ и подзаконные акты. Все вместе они и составляют законодательную базу по данному вопросу. Условно их принято разделять на 4 группы:
1.Первая правовая основа ОРД, в соответствии с иерархией, строится на международных правовых актах.
2.Вторая группа включает в себя конституционный раздел, однако в него входят не только статьи Конституции, но и решения Конституционного суда по данным вопросам[7].
3.Национальное законодательство, то есть различные ФЗ и ФКЗ.
4.Подзаконные акты, иначе Указы Президента, акты правительства и другие.
Более подробно все эти правовые основы ОРД будут рассмотрены ниже.
Международные акты представляют собой некий базис, который дает возможность разным странам, которые их ратифицировали, построить костяк для оперативно-розыскной деятельности.
В Российской Федерации к таким актам относятся:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Международный пакт ООН о гражданских и политических правах.
- Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека.
Все эти многосторонние договоры позволяют активно действовать в международном пространстве и России Интерполу, а также Антитеррористическому центру и Бюро по координации организованной преступности.
Именно конституционный уровень закрепляет правовые основы ОРД ОВД. Помимо этого, здесь четко закреплена правовая база, которая ведает направлением оперативно-розыскной деятельности и определяет границы ее дальнейшего развития. В национальном законодательстве нет и не должно быть норм права, которые приоритетны или не отвечают требованиям Конституции РФ, поскольку именно она является самым главным законом.
В частности, изучаемые отдельным курсом в Университете имени Плеханова правовые основы ОРД относят к данным нормам следующие права:
1.Признание человека, его прав и свобод основной ценностью государства.
2.Равенство всех граждан страны перед законом.
3.Презумпцию невиновности.
4.Гарантию судебной защиты и многие иные нормы.
Помимо этого, в Конституции можно найти статьи, которые закрепляют полномочия государственных органов в области принятия законодательства в сфере борьбы с преступностью, а также ряд ограничений, которые нельзя нарушать.
Законодательный уровень
К данному уровню, согласно понятию правовой основы ОРД, принято относить различные федеральные законы. Однако главный базис здесь строится именно на ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", который непосредственно регулирует основы, а также Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Ниже отдельно мы рассмотрим федеральный закон и его догматы.
Подзаконный уровень
Данный уровень также регулируется большим количеством совершенно разнообразных правовых актов, которые можно разделить на акты законодательных и исполнительных органов власти вплоть до уровня местного самоуправления. К ним можно отнести указ президента "Об упорядочении и проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием средств техники", акты правительства "О порядке допуска граждан РФ к государственной тайне" и многие иные.
2.2 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
Данный акт направлен на регулирование основ ОРД. Он не только разъясняет само понятие подобной деятельности, но и определяет задачи и принципы, на основании которых надлежащие органы должны ее осуществлять. Именно здесь, в статье 4, определены правовые основы ОРД.
Алферов В. Ю., Гришин А. И. и Ильин Н. И. в учебном пособии, посвященном описываемому понятию, подробно раскрывают все аспекты данного закона, вроде того, как именно проводятся оперативно-розыскные мероприятия, приводят требования к ведению документации, а также перечень органов, которые могут осуществлять данные действия, и уточняют их полномочия[8].
Названный закон состоит из 6 глав и преамбулы. В преамбуле говорится о том, что данный федеральный закон определяет порядок и содержание оперативно-розыскной деятельности, которая осуществляется на территории РФ, а также систему законности во время проведения мероприятий. Каждая глава посвящена отдельной теме:
1.Здесь зафиксированы общие положения, то есть само определение ОРД, задачи, принципы и основы, на которых она может осуществляться.
2.Говорится о перечне оперативно-розыскных мероприятий с их перечислением и порядком проведения.
3.Глава посвящена органам, которые, согласно законодательству, имеют право на осуществление ОРД, а также условия их деятельности.
4.Здесь предусматриваются действия должностных лиц по отношению к людям, которые оказали помощь в содействии при проведении мероприятий.
5.Решается вопрос о том, как же правильно происходит финансирование ОРД и из каких источников разрешено брать средства.
6.Глава строится на контроле и надзоре над проведением ОРД, как ведомственном, так и вневедомственном.
Сам по себе закон об ОРД признает принцип территориальности, то есть осуществляться он может только в границах Российской Федерации, за редким исключением.
Это также достаточно четко прописано и в совершенно иных актах:
- Если преступление было совершено за пределами страны, то, согласно УК РФ, существует возможность проведения ОРД и за пределами Российской Федерации.
- Закон о международных договорах также дает лазейку, давая возможность проводить ОРД за пределами страны. Однако применение данного акта достаточно сложно, поскольку требуется наличие специального соглашения.