Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления : проблемы и механизмы оптимизации (Принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.2 Принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов

Глава 2. Характеристика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере Красноярского края и администрации Шушенского района)

2.1 Организация взаимодействия органов местного самоуправления в Шушенском районе и органов государственной власти Красноярского края

2.2. Направления и формы взаимодействия органов государственной власти Красноярского края с органами местного самоуправления Шушенского района

2.3 Механизмы оптимизации взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Список используемых источников и литературы

Еще один проект, реализуемый Институтом муниципального развития с 2010 года, — Школа управленческого резерва. Это проект по подготовке представителей резерва управленческих кадров Красноярского края и муниципальных кадровых резервов. Проект имеет годовой цикл, осуществляется совместно с управлением кадров и государственной службы губернатора Красноярского края. В 2015 году проект удостоился награды на конкурсе Минтруда России «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе».

В 2012 году Институт муниципального развития получил государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Сегодня целями учреждения остаются содействие эффективному осуществлению местного самоуправления, организация обучения лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки управленческих кадров Красноярского края.

Учреждение продолжает оказывать правовую консультационно- методическую поддержку органам местного самоуправления Красноярского края. Проекты муниципальных правовых актов разрабатываются квалифицированными юрисконсультами и экономистами. Все документы, которые готовятся для муниципалитетов края, проходят экспертизу и согласование в органах государственной власти, контрольно-надзорных органах.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и установлены государственные гарантии его осуществления.

В целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определены показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Утверждена типовая форма доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3 - летний период.


Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования» определяет порядок предоставления статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Органы местного самоуправления предоставляют статистические показатели по формам федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемым Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти36.

Законом Красноярского края от 24.12.2015 № 9 - 4112 «О стратегическом планировании в Красноярском крае» в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлен порядок осуществления стратегического планирования в Красноярском крае и регулируются отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально - экономического развития Красноярского края, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

Указ Губернатора Красноярского края от 04.10.2010 № 185 - уг «Об утверждении Порядка проведения оценки показателей комплексного социально - экономического развития муниципальных образований Красноярского края» определяет правила проведения оценки показателей комплексного социально - экономического развития муниципальных образований Красноярского края и механизм проведения оценки показателей комплексного социально - экономического развития муниципальных образований Красноярского края.

Постановлением администрации Шушенского района от 29 октября 2013 года №1273 «Об утверждении муниципальной программы Шушенского района «Система социальной защиты населения Шушенского района на 2014 - 2016 годы», опираясь на Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 179), Устав Шушенского района (ст. 36,37) и постановление администрации Шушенского района от 13.08.2013 года № 917 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Шушенского района, их формировании и реализации», в Паспорте муниципальной программы Шушенского района «Система социальной защиты населения Шушенского района на 2014 - 2016 годы» доработаны разделы: «Информация о ресурсном обеспечении и прогнозной оценке расходов на реализацию целей муниципальной программы с учетом источников финансирования, в том числе за счет бюджета Шушенского района»; «Оценка социально - экономической эффективности» (Подпрограмма «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, степени их социальной защищенности»)


Постановление от 28.11.2008 г. № 1455 «О порядке разработки прогноза социально - экономического развития муниципального образования Шушенский район» устанавливает требование к разработке Прогноза социально - экономического развития муниципального образования «Шушенский район», в соответствие с которым прогноз должен разрабатываться на период не менее трех лет (на очередной финансовый год и плановый период, включающий два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом).

Шушенским районным Совет депутатов, на основании п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 18, 26, 30 Устава Шушенского района, принято Решение от 27.07.2012г № 285 - 18 / н о «Комплексной программе социально - экономического развития муниципального образования «Шушенский район» на период до 2020 года».

В основу Программы заложен принцип преемственности, в то же время ряд положений программы определяет новый вектор развития местного самоуправления. К основным задачам программы относятся: дальнейшее формирование нормативной правовой базы местного самоуправления с учетом изменений, вносимых в федеральное законодательство; поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления.

2.3 Механизмы оптимизации взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Красноярском крае, как уже подчеркивалось, осуществляется путем принятия многочисленных нормативных правовых актов, что создает определенные сложности для правоприменителя. Одной из причин складывающейся ситуации является отсутствие концепции по формированию нормативно-правовой основы взаимодействия органов публичной власти различных уровней. Разработка концепции необходима для определения целей, задач, принципов и приоритетных направлений совершенствования и систематизации законодательства, регулирующего данный вид правоотношений.

И завершая анализ правового регулирования в данной сфере в целях оптимизации взаимодействия государственной и муниципальной власти в регионе с учетом значимости указанного вида правоотношений, видится необходимым включение в Устав Красноярского края статьи, определяющей принципы и основные направления взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления, в частности Шушенского района.


Таким образом, обеспечение согласованности государственных (региональных) и местных интересов заключается в разработке механизмов сотрудничества субъектов государственной политики в сфере местного самоуправления и определения системы государственной поддержки местного самоуправления в регионе.

Кроме того, для более эффективного осуществления функционирования органов власти Красноярского края важно оптимально разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Рекомендуется в исследуемом регионе принять ряд нормативных документов по передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, такие как:

  • проведение всероссийской сельскохозяйственной переписи;
  • по организации оказания специализированной медицинской помощи;
  • в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения, которые проживают в Красноярском крае, по поддержке сельскохозяйственного производства и ряд других мер.

Прежде всего, органы государственной власти Красноярского края должны обеспечить реализацию установленных законодательством таких наиболее значимых гарантий для местного самоуправления:

  • как удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов;
  • обеспечение муниципальным образованиям минимального местного бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  • компенсация дополнительных расходов муниципальных образований, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Однако обеспечение этих гарантий из-за социально-экономического

кризиса в России пока производится лишь частично .

Таким образом, совершенствование института местного самоуправления должно являться одним из основных мер государственного строительства в Красноярском крае, а также важнейшим фактором, который сможет способствовать дальнейшему развитию федерализма в Российской Федерации.

Заключение

Проведенный сравнительный анализ научной, учебной литературы, российского законодательства и практики его применения позволил в работе сделать следующие выводы:

Рассматривая понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления, выявлено, что по определению «местного управления», выделены два взгляда. Первый — это деятельность местных органов исполнительной власти по решению вопросов общегосударственного и местного значения в пределах административно- территориальных единиц. Второй — это сложный механизм, который объединяет деятельность органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти на определенной территории и является составной частью государственного механизма управления.


Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти подразумевает не только отношения подчинения, но сотрудничество государства и субъектов местного самоуправления, через обеспечение целенаправленного и эффективного функционирования муниципальных образований. Взаимодействие подразделяется на два вида связи, прямая - исходящая от государства и обратная - исходящая от органов местного самоуправления.

Отсутствие согласованности деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению прав граждан РФ не позволяет эффективно решать проблемы асимметрии уровней, состояния депрессивности отдельных территорий, фактически отстраняет органы местного самоуправления от определения приоритетных направлений регионального развития.

Обеспечение эффективного управления регионом органами местного самоуправления — это создание условий динамичного, сбалансированного социально-экономического развития для повышения уровня жизни населения и обеспечение гарантированных государством социальных стандартов каждому ее гражданину в контексте углубления процессов рыночной трансформации.

Несмотря на масштабность и динамичность вносимых изменений, сохраняется ряд проблем в сфере взаимоотношений исполнительно- распорядительных органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые негативно сказываются на состоянии баланса между различными уровнями публичной власти. Так, По состоянию на 1 февраля 2017 г. в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления были внесены изменения более чем 130 федеральными законами. Одной из проблем можно считать увеличение полномочий органов государственной власти субъектов Российской

Федерации в сфере формирования исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, с которым связано усиление влияния этого уровня публичной власти на местное самоуправление.

Государственные власти Красноярского края, признавая местное самоуправление, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. Происходит увеличение присутствия государства в делах местного самоуправления края в основном идет по пути усиления централизации, увеличения субординационных отношений. Особенно наглядно это происходит за счет увеличения числа отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. В отношениях между Администрацией Шушенского района и региональными уровнями власти уже существуют определенные устоявшиеся модели организации взаимодействия, но необходимость их совершенствования и развития очевидна.