Файл: Влияние информационных сетей на становление современного общества ( Одноклассники.ру и ВКонтакте.ком ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Не так давно развитие человеческой цивилизации оказалось на пороге новой эры, именуемой информационной. Сегодня в обществе происходят активные процессы информатизации: в различные сферы жизни людей внедряются компьютерные и информационные технологии. Актуальность данной работы объясняется тем, что в обществе становится все больше работающих, занятых обменом, производством, продажей, хранением и переработкой информации, вследствие чего такое общество именуется информационным. Для жизни и работы в таком обществе люди долдны уметь быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, владеть современными технологиям, методами и средствами работы. Это стало причиной появления в обществе новой категории культуры – информационной. Одной из наиболее существенных тенденций информатизации общества на данный момент является процесс перехода от использования компьютеров в автономном режиме к работе в информационных сетях.

Цель данной курсовой работы: определение роли информационных и социальных сетей.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать влияние информационных сетей на становление современного общества.
  2. Изучить особенности информационных сетей.
  3. Рассмотреть социальные сети в качестве средства коммуникации людей в современном обществе.

Объектом исследования являются современные информационные сети, а предметом – социальная сеть в качестве современного средства коммуникации.

Глава 1. Основные понятия и анализ функциональных возможностей информационных сетей

1.1 Информационное общество и сети

Информационное общество – тот этап развития цивилизации, в котором главные продукты производства — это информация и знания.

В настоящий момент информация играет определяющую роль в жизни человека – специалист/сотрудник оценивается выше, если он имеет больше навыков и знаний. Очень важно не только обладать информацией, но и уметь делиться ею. Это и определяет постоянно возрастающую значимость информационно-коммуникационных технологий в становлении информационного общества. Важно помнить, что человек – существо социальное и самой природой в человека заложена потребность в общении. Тем не менее, в реальной жизни не всегда удается полностью удовлетворить эту потребность. В данном случае и приходит на помощь интернет, его обширные возможности для общения.


В начале прошлого века возможность удаленного голосового общения между людьми была доступна только с помощью телефонной связи на базе проводных телефонных сетей. Беспроводные и аудиовизуальные сеансы стали доступными только во второй половине прошлого века с помощью телевидения.

Первые электронные вычислительные машины и сети появились в 1960-е г.. Это время и принимают за точку отсчета появления сетевых информационных технологий. К концу XX в. путем соединения компьютеров в международные сети (до этого были только локальные, городские и государственные) появилась глобальная телекоммуникационная вычислительная и информационная среда. Сегодня практически не существует такой предметной области, где сетевые информационные технологии не применялись бы, ведь они решают проблемы оперативного доступа различных пользователей к информации, независимо от того, где она находится [3, с. 355].

Сеть (от англ. «network») – это совокупность взаимодействующих объектов, которые связаны друг с другом линиями связи.

В информационных технологиях «сеть» - это как минимум несколько компьютеров/вычислительных машин, которые соединены между собой при помощи специального оборудования с целью обеспечения вычислений и обмена информацией.

Коммуникационная сеть – это система, состоящая из объектов, которыегенерируют, преобразуют, хранят и потребляют продукт и линии передачи, с помощью которых осуществляется передача этого продукта внутри сети. Объекты этой системы – это узлы сети, а линии – коммуникации, соединения или каналы связи.

По функциональным возможностям компьютерные сети делятся на:

  1. Информационные;
  2. Вычислительные;
  3. Информационно-вычислительные.

Основой сетевых технологий явлются вычислительные сети – это средства связи, с помощью которых компьютеры, распределенные в пространстве, объединяются в единую систему. Первые коммуникационные компьютерные сети (далее ККС) были созданы для проведения математических вычислений, вследствие чего стали называться «вычислительные сети». Это ККС, предназначенные для измерений, проведения экспериментов и сложных математических вычислений, работ в автоматических и автоматизированных системах. Также эти сети начали использовать в качестве сетей передачи данных, т.е. для обмена различного рода данными и информацией. Вследствие появились информационно-вычислительные и информационные сети.

Информационно-вычислительные сети объединяют в себе вычислительные сети, используемые для обработки данных, и информационные сети, предназначенные для использования информационных ресурсов [4, с. 408].


Информационная сеть – это коммуникационная сеть, где информация – это продукт создания, переработки, хранения и использования. В информационных сетях осуществляются сеансы информационного взаимодействия разных категорий пользователей.

Информационное взаимодействие – это процесс взаимодействия двух и более субъектов с целью изменения имеющейся информации хотя бы у одного из них.

В информационных сетях существуют управляющие системы. Их называют серверами. Серверы – это подключенные к сети достаточно мощные ВМ, которые обладают определенными ресурсами общего пользования и возможностью объединять компьютеры в информационных сетях [8, с. 75].

1.2 Классификация информационных сетей

По виду организации сети разделяют на:

  1. Реальные (компьютеры соеденены между собой сетевыми адапторами, иными словами, сети с выделенным сервером); для данных сетей требуются специалисты, осуществляющие контроль и эксплуатацию; эти сети позволяют осуществлять централизованное управление; технология клиент/сервер (любой компьютер сети может быть сервером и клиентом попеременно);
  2. Искусственные (не требуют специализированного сетевого жесткого диска; компьютеры связываются между собой без сетевых адапторов, с помощью последовательных или параллельных портов (ноль-модемная/ноль-слотовая связь);
  3. Одноранговые (без выделенного сервера; промежуточный тип между искусственными и реальными; любой компьютер может выступать попеременно в качестве сервера или клиента).

Обычно в качестве «клиента» используется компьютер с меньшей мощностью и его ресурсы не предоставляются в совместное использование в сети. Сеть из таких компьютеров называется «клиент-серверной» и базируется на программном обеспечении (обычно это ОС Windows’95/97/98/2000 и др.). Преимущество этих сетей в том, что в них применимы почти такие же возможности (сервисы), как и в реальных сетях, но одноранговые сети легче устанавливать и обслуживать. Более того, не требуется выделять серверы, а с компьютеров пользователей можно обращаться к папкам, файлам и принтерам, находящимся на других компьютерах этой сети.

Понятие «виртуальные частные сети» изначально значило работу некоторых сотрудников организации на дому. Для создания таких сетей в соответствующие здания заводится один кабель, и далее пользователи получают возможность передавать данные, доступ к телевидению и телефонной связи, выходить в Интернет, другие информационные услуги.


Сети различаются применяемыми программами и оборудованием, их характеристиками, назначением и конфигурацией. Так выделяют:

  1. Универсальные и специализированные;
  2. Однородные (гомогенные, состоящие из программно совместимых электронных вычислительных машин), и неоднородные (гетерогенные, с различным программным обеспечением и разнотипными компьютерами).

Корпоративные сети, как правило, охватывают территорию одного или нескольких близко расположенных зданий, которые входят в состав одной корпорации (предприятия). Корпоративные сети являются разновидностью территориальных и региональных сетей. Это зависит от масштаба охватываемых территорий.

Нейронные сети – еще одна разновидность сетей нового поколения. Это обобщенное название групп алгоритмов, которые могут обучаться на примерах, путем извлечения скрытых закономерностей из потока данных. При этом алгоритмы обучения не подразумевают наличие предварительных знаний о существовании и сути взаимосвязей в предметной области. Все что нужно - это подобрать достаточное число примеров, которые описывают поведение моделируемой системы в прошлом.

Технология работы нейросетевых технологий аналогична принципам функционирования нейронов головного мозга человека. Эти технологии охватывают широкий возможностей: управление технологическими процессами, распознавание человеческой речи, решение аналитических или прогнозных задач, классификацию состояний сложных систем, распознование абстрактных образов, управление финансовыми потоками. Иными словами, это мощный технологический инструмент, который облегчает принятие неочевидных решений в условиях ограниченных временных и информационных ресурсов.

Развитие глобальных компьютерных систем способствовало появлению Интернета, или «сети сетей». Интернет – это результат объединения разных сетей для обмена информацией и решения других задач. Вследствие появились и интернет-технологии [6, с. 187].

Формирование Интернета представляет собой постоянно растущую совокупность опорных сетей, которые создаются различными организациями для удовлетворения каких-либо своих потребностей и целей. Выделяют международные, государственные, региональные и отраслевые сети. В некоторых случаях для доступа к Интернету выделяются специальные сетевые узлы с серверами (хостами), что позволяет стать провайдерами Интернета.

По актуальным данным современных исследований и опросов 93% подростков активно пользуются Интернетом.


Управляющие системы информационных сетей – это серверы.

Так называют достаточно мощную вычислительную машину, подключенную к сети и обладающую ресурсами совместного пользования. Как правило, данная вычислительная машина может объединять некоторое количество компьютеров в локальной и в глобальной информационных сетях [5, с. 113].

Процессы в сети делят на основные (прикладные процессы, такие как ввод, хранение, передача и обработка информации) и вспомогательные (процессы взаимодействия прикладных процессов друг с другом.)

Из-за достаточной сложности данных процессов Международная организация стандартов (ISO) разработала эталонную модель ISO/OSI. Эта модель подразумевает деление названных ранее процессов на 7 уровней (сверху вниз, т.к. любой уровень выполняет указания вышестоящего уровня):

7 – прикладной (использует сервис всех остальных уровней процессов взаимодействия),

6 – представительный,

5 – сеансовый,

4 – транспортный,

3 – сетевой,

2 – канальный,

1 – физический.

Данное разделение на уровни было необходимо, чтобы обеспечить надежное взаимодействие прикладных процессов. Таким образом, вышестоящие уровни могут исправлять ошибки тех, что ниже, например, ошибка, пропущенная на втором (канальном) уровне при передаче информации, будет обнаружена и исправлена транспортным.

Между уровнями происходит обмен в различных единицах информации (физический-канальный: биты; канальный-сетевой: кадры; сетевой-транспортный: фреймы; транспортный-сеансовый: пакеты; сеансовый-представительный: сеансовые сообщения; представительный-прикладной: пользовательские сообщения). Уровень может не знать о содержании сообщения, но он должен понимать, что с этим сообщением делать дальше, например, сообщение электронной почты на каждом уровне обрабатывается по-своему, но фактическое его содержание никому не известно [9,с. 155].

1.3 Назначение и возможности информационных сетей

Как уже известно из вышеперечисленного, предназначение информационных сетей в совместном использовании информационных ресурсов. Перечислить все современные прикладные процессы невозможно, но можно перечислить основные:

  1. Информационные банки для решения управленческих задач, планирования, учёта и отчётности.
  2. Электронная почта, передача сообщений и документов, контроль корреспонденции. Для того, чтобы электронное письмо дошло до адресата, требуются считанные минуты. Информация передаётся пакетами, то есть совсем небольшими объемами ограниченной длины. Каждый пакет содержит служебный заголовок с указанием адреса назначения и адреса источника. Маршрут пакета в сети не фиксируется заранее, может проходить через разные промежуточные компьютеры, и даже разнородные сети, тем не менее, компьютерная сеть никогда не бывает занятой; в моменты сильной загрузки лишь увеличивается время доставки пакетов.
  3. Телесовещания и телеконференции. Для реализаии такого совещания в банке информационной сети открывают специальный файл, куда закладывают первоначальный текст и иллюстрации к нему.
  4. Электронные картотеки, справочники, энциклопедии, библиотеки, газеты, видеотекс. Видеотекс - это массовая информационная служба, которая рассчитана на широкие круги населения. В видеотексе создаётся ряд банков, которые содержат разнообразные сведения, которые могут быть интересными для населения: данные о службе быта, политическая и экономическая информация, расписание движения транспортных средств и т.д.
  5. Электронные финансовые банки, оплата счетов.
  6. Диспетчерские транспортные службы: покупка билетов на поезда, суда, самолёты.