Файл: Влияние информационных сетей на становление современного общества ( Одноклассники.ру и ВКонтакте.ком ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия и анализ функциональных возможностей информационных сетей
1.1 Информационное общество и сети
1.2 Классификация информационных сетей
1.3 Назначение и возможности информационных сетей
Глава 2. Социальные сети как средство коммуникации людей в современном обществе
2.1 Социальные сети и их классификация
2.2 Сравнительный анализ социальных сетей Одноклассники.ру и ВКонтакте.ком
2.3 Facebook и его отличия от социальных сетей Рунета
Возможности сетей:
- использование программного обеспечения, информационных баз данных и знаний, распределенных территориально, т.е. находящихся у различных пользователей;
- распределенная обработка данных с помощью ресурсов сразу многих вычислительных машин;
- быстрое перераспределение нагрузки между компьютерами, находящимися в сети, ликвидация пиковой нагрузки с помощью ее перераспределения с учетом часовых поясов;
- возможность специализации отдельных единиц машин на работе с уникальными программами, которые нужны всего лишь ряду пользователей сети;
- коллективизация ресурсов (например, экономически нецелесообразно укомплектовывать дорогим периферийным оборудованием каждую ЭВМ);
- легкая эксплуатация и обеспечение простого доступа пользователя к сети;
- открытость, то есть возможность подключения разнотипных ЭВМ;
- развиваемость, то есть возможность наращивания ресурсов сети и абонентов;
- автономность, то есть работа пользователя на электронной вычислительной машине не должна ограничиваться необходимостью ЭВМ к подключению в сеть;
- интегральность, то есть возможность обработки и передачи символьной, графической и других видов информации;
- защищенность, то есть пресечение несанкционированного доступа;
- эффективная работа пользователя в диалоговом режиме;
- непрерывность работы, то есть отключение и подключение компонентов сети без прерывания ее работы;
- помехоустойчивость, то есть даже в условиях помех информация будет передана достоверно;
- высокая надежность и доступные цены на услуги сети [6, с. 174].
Глава 2. Социальные сети как средство коммуникации людей в современном обществе
В каждом человеке природой заложена потребность к общению. В современном мире темп жизни стал в разы выше, чем раньше, поэтому у людей не всегда хватает времени на удовлетворение данной потребности. Так, у социума появилось стремление организовывать удобные для него средства, позволяющие удовлетворять потребность в общении и некоторые другие его потребности. На протяжении веков существовавшие средства связи способствовали этому, но современные информационные технологии по части обмена информацией позволяют не совершенствовать существовавшие ранее средства связи и, более того, создавать новые. Результатом такого стремления стали социальные сайты, которые как раз и предназначены для того, чтобы люди могли общаться друг с другом. С помощью социальных сетей можно найти своих друзей и знакомых, бывших одноклассников и однокурсников, коллег по работе, просто людей со схожими интересами и тд. Иными словами социальная сеть – это сайт, объединяющий людей по различным признакам. Исходя из этого, можно ли сказать, что любой сайт, на котором руппа людей общается на какую-то определенную тему, является социальной сетью? Нет, нельзя, так как отличительной особенностью социальных сетей является возможность составления портрета вашей личности и поиска нужных Вам контактов.
2.1 Социальные сети и их классификация
Социальная сеть как структура образована людьми или организациями и отражает разнообразные связи между этими людьми или организациями с помощью разнообразных взаимоотношений, которые могут начинаться со случайных знакомств и заканчиваться тесными родственными узами.
Впервые термин «социальная сеть» предложил Дж. А. Барнес в 1954 году в работе “Class and Committees in a Norwegian Island Parish, «Human Relations». Тогда максмальное количество людей в социальной сети было 150, а среднее – 123 (Хилл и Данбери, 2002).
По типу социальные сети бывают для:
- поиска людей (Одноклассники: ok.ru);
- развлечения (ВКонтакте: vk.com);
- работы и бизнеса (МойКруг: moikrug.ru);
- сбора новостей (РБК: rbc.ru);
- сбора закладок (БобрДобр: bobrdobr.ru);
- видео (YouTube: youtube.com);
- аудио (Last.fm);
- фото (FiXX.RU);
- Нишевые социальные сети (Drugme, geni и другие).
По открытости информации:
- открытые;
- смешанные;
- закрытые.
По географическому охвату:
- мир (MySpace);
- страна (Connect.com.ua);
По уровню развития:
- Web 1.0;
- Web 2.0;
- Web 3.0.
Рассмотрим самые популярные социальные сети современного мира:
Социальные сети Рунета:
ВКонтакте – самый современный интернет-мессенджер для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен среди молодежи в России и странах ближнего зарубежья. Основан Павлом Дуровым в 2006 году. По первоначальной задумке это должен был быть сайт для поиска сокурсников и одноклассников, но с момента первого запуска уже было внесено огромное количество изменений. Так, сегодня в данной социальной сети доступны следующие возможности:
- Создание личной страницы, на которой будет отображаться вся основная информация о вас;
- Новостная лента, в которой видно все обновления групп, на которые вы подписаны и друзей, с которыми дружите в этой социальной сети;
- Диалоги с друзьями и беседы целыми группами;
- Поиск сообществ по интересам и возможность создания таких сообществ;
- Создание фотоальбомов, как доступных всем, так и приватных;
- Прослушивание музыки и просматривание видео, а также возможность загружать свои аудио- и видеофайлы;
- Игры;
- Отправка другу денег;
- Отслеживание статистики;
- Инструменты для бизнеса и многое другое.
Регистрация доступна всем желающим и возможна с помощью всего лишь номера телефона.
Одноклассники – остается очень известным и добрым сайтом, но рассчитан уже скорее на более взрослое поколение. Сайт был создан для того, чтобы помочь людям найти своих бывших одноклассников, сокурсников, старых друзей с возможностью дальнейшего поддержания связи между собой, несмотря на удаленность друг от друга.
Мой мир@Mail.ru – еще одна из популярных социальных сетей. Отличительной чертой является возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки.
Мой круг – социальная сеть, созданная с профессиональными целями: для поиска работы или трудовых кадров. Создана в 2005 году и считается первой социальной сетью в Рунете, которая была создана недавними выпускниками МФТИ, МГУ и РЭШ.
Rambler Планета – социальная сеть на www.rambler.ru. видео- с большим количеством видео- и аудиоматериалов.
RuSpace – российская социальная сеть, аналогичная американской MySpace.
GameSport – социальная сеть для геймеров.
Паутина профессиональных знакомств (Webby) – пользователи могут опубликовать свою визитку-презентацию для того, чтобы наладить деловые контакты.
FiXX.RU – фотосеть, место где делятся фотографиями.
Network1 – первая в своем роде русскоязычная социальная сеть для знакомств с иностранцами.
Зарубежные социальные сети:
Facebook – основан в 2004 году. По состоянию на начало 2013 года в Facebook было зарегистрировано более 900 млн учётных записей, а на начало 2018 года – более 4,021 млрд учётных записей. Самая популярная социальная сеть в мире.
MySpace. Это «Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей» (как определяют разработчики) было основано в 2003 году. В 2008 году была запущена пробная версия на русском языке, но в 2009 году от этой идеи окончательно отказались.
LinkedIn (2003). Похоже на российскую сеть “Мой Круг”. В сети объединяется более 100 млн. профессионалов со своими профессиональными портфолио и возможностями поиска партнеров и клиентов.
2.2 Сравнительный анализ социальных сетей Одноклассники.ру и ВКонтакте.ком
По данным компании «Одноклассники», в сети зарегистрировано 71 миллион пользователей, 27 миллионов из которых посещают свою страничку каждый день. Среди крупнейших интернет-проектов по аудитории в России «Одноклассники» занимают 3 место. Главный конкурент «Одноклассников» – социальная сеть «ВКонтакте.ком» – занимает 2 строчку рейтинга и она всё активнее обходит своих соперников [10, с. 125].
Был проведен опрос, в котором было задействовано 163 человека от 12 до 18 лет. Необходимое условие для участия в опросе: использование как минимум одной из двух социальных сетей.
В анкете исследования присутствовали следующие вопросы:
- Являетесь ли Вы зарегистрированным пользователем сети Интернет?
- Какая из двух социальных сетей Вам ближе: Одноклассники или Вконтакте?
- Какие Вам известны способы доступа к информации указанных веб-сайтов?
- Какие способы общения, предлагаемые интересующими нас социальными сетями, Вам известны?
- Какие наборы возможностей, предлагаемые этими социальными сетями, вам известны?
- Как Вы оцените оформление сравниваемых сайтов?
По результатам исследования в рассматриваемых нами виртуальных сетях были выявлены сходства и различия. Рассмотрим сходные черты:
- Время появления. “Вконтакте” – 10.10.2006, “Одноклассники” – 26.03.2006, незначительная разница в полгода. Предположительно именно этот фактор и стал ключевой причиной того, что далее в этих социальных сетях развивались примерно одинаковые возможности для пользователей. Так в обеих социальных сетях пользователи могут создавать свой личный профиль и заполнять его информацией, управлять настройками доступа, существует возможность приватной и публичной коммуникации с другими пользователями, персонифицированная лента новостей.
- Начало пользования. Для того, чтобы начать пользоваться какой-либо из этих двух социальных сетей, любому человеку предстоит пройти процедуру регистрации для дальнейшего доступа к предлагаемым возможностям сети.
- Создание новости. Любой пользователь, который уже зарегистрировался в “Вконтакте” или в “Одноклассниках” имеет возможность самостоятельно создать и опубликовать новость у себя на странице или на стене какой-либо группы. Актуальная информация конструируется человеком с помощью клавиатуры, монитора, системный блока, подключение к интернету и пр. и принимается на другом конце провода похожим, но большим по масштабу набором посредников. Немаловажным является то, что создание новости - это коллективный процесс и первоначальный ее автор может быть и вовсе забыт. Иными словами, информация после отправления в процессе прохождения стадии формирования обрастает в комментариях новыми подробностями, так отправитель выступает и в качестве аудитории, и в качестве отправителя информации, и в качестве репортера.
Рассмотрим выделенные в ходе исследования различия:
- Целевая аудитория. Первое отличие этих социальных сетей заключается в их изначальной ориентированности на различные аудитории потребителей. Основной идеей «Одноклассников», как становится понятным из названия это социальной сети, был поиск людей, с которыми вы учитесь или когда-то учились вместе в одной школе, в одном университете и т.д., иными словами одноклассников, однокурсников, бывших выпускников. А «ВКонтакте» никогда не позиционировали себя как ориентированных лишь на определенные категории и классы людей. Именно это различие и стало основополагающим для траектории дальнейшего развития этих социальных сетей, вследствие чего появились сильные различия и в оформлении сайтов, и в предлагаемых наборах возможностей пользования.
- Возможность распространения новостей. Однозначным и неоспоримым лидером по количеству предоставляемых возможностей в распространении новостей является сеть “ВКонтакте”. Разработчики этой виртуальной сети позволяют любому зарегистрированному пользователю транслировать любую запись, будь то запись от виртуального сообщества или запись с собственной стены. Новостями можно делиться как на своей стене, так и на стенах сообществ и в личных сообщениях. В “Одноклассниках” такая функция не предусмотрена, поэтому, если выбирать себе базу для исследования, то “ВКонтакте” будет более обширным по содержанию вариантом.
- Предпочтения пользователей. Еще одним явным различием является перевес в количестве пользователей по предпочтению. Так, по результатам опроса, “Одноклассники” предпочитает лишь 35% опрошенных, в то время как “ВКонтакте” отдали свое предпочтение оставшиеся 65%. Стоит отметить и то, что половина опрошенных все же пользуется и той и другой социальной сетью.
Резюмируя результаты исследования, можно сказать, что несмотря на ряд сходств, “ВКонтакте” и “Одноклассники” – две самостоятельные состоявшиеся социальные сети, которые пользуются доверием своих потребителей и удовлетворяют основные запросы именно тех целевых аудиторий, на которые они изначально ориентировались. Возможно, предпочтение “ВКонтакте” отдает большее количество людей, потому что в этой виртуальной сети намного шире функционал, и она сочетает в себе сразу несколько социальных сетей, что значительно упрощает пользователям жизнь и экономит время, ведь намного удобнее иметь все необходимое в одном месте, чем пользоваться сегментированными программами.