Файл: Исследование теории государства и права как науки и учебной дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права является составной частью более широкой правовой категории, характеризующей особую систему научно-юридических понятий, а именно - юриспруденции (правоведения) как науки, содержащей общие знания о закономерностях развития правовых явлений, институтов и процессов в государственно-организованном обществе[1].

Особенностью общей теории государства и права является то, что это – фундаментальная дисциплина. Это означает, что она изучает не одну определенную сферу юридической действительности, а наиболее общие закономерности – устойчивые связи между объектами, выражающие сущность тех или иных явлений и процессов[2].

В современном правопонимании теория государства и права служит утверждению человека как высшей ценности, его свободы и других благ. Она основана на гуманистическом подходе к праву, его господстве в демократическом правовом государстве[3].

Выбранная тема является актуальной и интересной, поскольку она имеет теоретическую и, особенно, практическую значимость в связи с неоднозначным подходом к понятию теории государства и права как науки и учебной дисциплины на современном этапе. Актуальность темы возрастает особенно в связи с происходящими глубокими изменениями и преобразованиями в нашей стране, где постепенно формируется гражданское общество и правовое государство.

Целью курсовой работы является исследование теории государства и права как науки и учебной дисциплины. В соответствии целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Выявить предмет и объект теории государства и права;
  2. Установить методологию теории государства и права;
  3. Выделить функции теории государства и права;
  4. Рассмотреть теорию государства и права в системе юридических наук.

История развития теории государства и права

Юриспруденция как наука о государстве и праве – одна из первых научных дисциплин в истории человечества. До ее возникновения систематическое познание государственно правовых явлений было монополией жрецов, философов или политиков. Они искали в государственно-правовом устройстве общества проявление божественной воли, некоего универсального порядка вещей либо стремились извлечь из использования государства и права утилитарную выгоду.

Однако усложнение общественной жизни, возрастание социальной значимости юридических вопросов в какой-то момент времени потребовали, чтобы на смену интересующимся государством и правом "между прочим" пришли профессиональные юристы. Последние должны были иметь специальную подготовку, обладать концептуальными знаниями о юридических явлениях и навыками обращения с ними. Следовательно, возникла необходимость в юридической науке.


Впервые эту необходимость реализовали в Древнем Риме[4]. Причиной тому были не просто склонность римлян к формализму и символизму, в том числе и в сфере правовых отношений, а сложный процесс, главными действующими лицами которого были профессиональные судьи и адвокаты.

История сохранила сведения о производстве. Тем самым знание правил отправления правосудия перестало быть прерогативой служителей религиозного культа. Следующий шаг сделал плебейский понтифик Тиберий Корунканий, давший в 254 году до н.э. первую публичную консультацию по вопросам права (responsa), которая открыла поле деятельности для профессиональных юристов.

После этого юридическая практика в Риме приобрела столь значительные масштабы, что понадобились учебники по праву и специальная научная подготовка юристов. Первые систематизации римского права и первые достаточно полные комментарии к нему сделали Квинт Муций Сцевола (ум. в 209 году до н.э.) и Сервий Сульпиций Руф (около 106 – 43 годов до н.э.). А в I – II веках н.э. возникли уже первые крупные научные школы права (сабиньянцы и прокульянцы).

Падение Рима привело к параличу римского права, но не повлекло за собой уничтожения накопленного римскими юристами знания. Поэтому, когда в X - XI веках в континентальной Европе происходит так называемое возрождение идеи права (т.е. в обществе рождается стремление к рациональному правовому обустройству своей жизни), достигается оно во многом путем рецепции (принятия) римского права.

Долгое время преподавание права в европейских университетах велось в форме толкования источников римского права и трудов римских юристов. Причем изучали римское право в двух конкурирующих школах правоведения: в школе канонического права, центрами которой были Париж и Оксфорд, и в школе "глоссаторов" и "постглоссаторов", зародившейся в Равенне и Болонье.

Но уже начиная с XVI века юридическая наука все больше внимания уделяла национальному праву. Его кафедры в XVII – XVIII веках открывали во всех ведущих университетах Европы. В юриспруденции выделились различные дисциплины, а сама она превратилась в сложную многоотраслевую науку.

Последняя нуждалась в концептуальном осмыслении государства и права, но не с позиций философа или практикующего политика, как это делалось ранее, а с позиций юриста. Как писал в начале XIX века Г.Ф. Пухта в своей "Энциклопедии права", юристы, отдающие на откуп философам разработку общетеоретических вопросов юриспруденции, уподобляются садовникам, сажающим деревья с уже зрелыми плодами. При этом на вопрос, откуда берутся такие деревья, юрист вынужден будет указать на сад соседа-философа[5].


Первые опыты создания общетеоретической науки были предприняты в XVIII веке. В Великобритании это сделал Д. Остин, "аналитическая юриспруденция" которого должна была стать наукой о принципах, понятиях и особенностях, присущих наиболее развитым системам права. На европейском континенте, в частности в Германии, нечто подобное делали представители "исторической школы права". По крайней мере, во вводной статье основанного К.Ф. Савиньи (1779 – 1861) "Журнала исторического правоведения" отмечалось, что задача названной школы состоит не столько в изучении истории развития права, сколько прежде всего и главным образом в выработке нового понимания правоведения как науки.

Первым же, кто ввел в курс обучения студентов общетеоретическую юридическую дисциплину, был, по-видимому, И.Ш. Пюттер (1725 – 1805), который в 1767 году прочитал лекцию на тему "Проба юридической энциклопедии и методологии". Пюттер основал новый курс энциклопедии права, уже не сводившийся к краткому очерку истории юридических наук, как это было в ХVII веке, а стремившийся к созданию теории государства и права.

С XVIII – XIX веков на юридических факультетах стали читать курсы философии, энциклопедии либо общей теории государства и права. И сейчас, например, студенты юридических факультетов Германии в части общетеоретической подготовки изучают "философию права", "методологию юридической науки", "всеобщее учение о государстве".

По сравнению с Европой юридическая наука в России возникла намного позже. Первыми профессиональными правоведами в России были приглашенные Петром I из Германии при создании Академии наук академики-юристы. Правда, их влияние на российскую правовую науку было весьма скромным. В силу этого многие считают моментом возникновения русского правоведения открытие в 1755 году Московского университета и учреждение в нем юридического факультета. Философско-юридические факультеты вошли в состав созданных в начале XIX века Дерптского, Казанского, Харьковского, Петербургского, Киевского университетов. Большая часть преподавателей этих факультетов прошла подготовку к профессорскому званию в учебных заведениях за границей, в первую очередь в Германии, а в 1828 году при русских университетах учрежден особый институт подготовки научных работников, в том числе и юристов (своего рода аспирантура).

В русских университетах началось преподавание и развитие общетеоретических юридических дисциплин, которые назывались по- разному: философия, энциклопедия, теория права. Университетские уставы закрепили создание специальных кафедр: устав 1835 года – кафедры энциклопедии законоведения и государственного права; устав 1863 года – кафедру энциклопедии права.


Социальная роль юриспруденции в целом и ее общетеоретических дисциплин в частности была весьма велика в России XIX – начала XX века. С одной стороны, усложнение государственного управления, огромный объем работ по систематизации российского законодательства потребовали специалистов, имевших фундаментальную юридическую подготовку. С другой стороны, сами правоведы выступили носителями нового мировоззрения, включавшего идеи законности, ценности прав и свобод личности, гражданина, народоправства, т.е. тех идей, которые во многом определяли сознание нарождавшегося гражданского общества России.

Социальное признание такая роль юриспруденции нашла в том, что ученые-юристы работали в Государственном совете (Н.М. Коркунов, В.Ф. Таубе), служили в судах, Сенате (А.М. Бобрищев-Пушкин, А.Ф. Кони), достигали общенациональной известности на адвокатском поприще (А.В. Лоховицкий, В.Д. Спасович), становились членами правительства (Н.В. Муравьев), а позже – депутатами Государственной думы (Л.И. Петражицкий, председатель Государственной думы С.А. Муромцев). Часто публикация трудов правоведов вызывала широкий общественный резонанс, далеко выходящий за рамки науки. Так было, например, с помещенной в 1909 году в сборнике "Вехи" статьей Б.А. Кистяковского, посвященной защите идеи права.

Октябрьская революция прервала естественное развитие России, многие сферы ее жизни пришлось отстраивать заново, но уже на "советской", "пролетарской", "социалистической" основе. Юриспруденция, в том числе и теория государства и права, не стала здесь исключением.

В течение нескольких послереволюционных лет многие известные теоретики государства и права по своей воле или вынужденно эмигрировали, стали работать в учебных заведениях либо исследовательских центрах за рубежом: Русском юридическом факультете при Карловом университете в Праге (1922 – 1929), первым деканом которого стал П.И. Новгородцев; Русском юридическом факультете в Харбине (1920 – 1929), среди преподавателей которого был, например, В.А. Рязановский; Русском научном институте в Белграде (1928 – 1941), где работали профессора В.Ф. Тарановский и Е.В. Спекторский; Русском научном институте в Берлине (1923 – 1931), в числе сотрудников которого были профессора Н.Н. Алексеев и И.А. Ильин. Немало русских юристов преподавало в университетах стран Балтии, славянских государств Европы, Германии, Франции, США. Часть из них добилась мировой известности: П. Виноградов – в Великобритании, Л. Петражицкий – в Польше, П. Сорокин – В США, Л. Гурвич – во Франции.


Укрепившийся же в Советском Союзе правовой нигилизм составил одну из характерных черт менталитета нарождавшегося советского общества и не способствовал развитию правоведения – ни науки, ни образования. В 1919 году юридические факультеты были расформированы и заменены факультетами общественных наук (ФОНами), просуществовавшими до 1924 – 1925 годов. Первый же советский учебник по теории государства и права вышел только в 1940 году. В эти годы советские теоретики права занимались в основном цитированием классиков марксизма, пытались вогнать в прокрустово ложе его догматов традиционную юридическую науку. Более того, во времена существования сталинской диктатуры многие ученые-юристы поплатились свободой и даже жизнью за проявление в своих работах весьма относительной самостоятельности.

Вплоть до начала 1990-х годов в советской теории государства и права почти безраздельно господствовала одна марксистская школа права, формировавшая экзегетическую теорию со всеми характерными для нее слабостями: подменой исследований толкованием авторитетов, "юридизацией" политико-философских категорий ("общенародное государство", "классовая воля", "формы", "содержание", "правовая материя" и т.д.), смещением исследований в "политически нейтральную" часть спектра научных проблем, в основном в вопросы юридической техники.

В настоящее время российская теория государства и права постепенно выходит из коматозного состояния, появляются работы, свидетельствующие о формировании разных школ права, дающие возможность по-новому взглянуть на сущность государства и права, открывающие новые перспективы в их исследовании.

В целом теория государства и права должна располагать такой теоретической, понятийной базой, чтобы:

- выступить методологической наукой по отношению к другим юридическим дисциплинам, разрабатывая общие для них проблемы и методы исследования;

- формировать мировоззрение юристов, их понимание роли и места государства и права в жизни общества;

- давать материал для построения иными социальными науками собственных теорий социальных процессов и явлений[6].

Предмет и объект изучения теории государства и права

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение»,

«исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете. Иначе говоря, теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория: