Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
Все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.
2. Основные виды правовых норм
2.1 Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они не совпадают. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актах различны, но она сохраняет свою логическую структуру. В общем виде все «многообразие может сведено к следующим вариантам»:
Во-первых, лишь часть нормы права или часть одного из элементов нормы права содержится в одной статье нормативного акта, и наоборот норма права содержится в нескольких статьях нормативного акта.
Во-вторых, одна статья нормативного акта несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта.
В-третьих, одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспозицию, общих для многих непосредственно связанных между собой норм права, то есть является как бы «вынесением за скобки», общей частью для таких норм. Также одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм.
В-четвёртых, одна статья нормативного акта содержит гипотезу и диспозицию, так называемую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.
В-пятых, одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм.
Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормами права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит пред ним ряд специальных задач:
– придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как движение от общего к конкретному;
– избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений;
– добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными языковыми средствами;
– исключить общеизвестные (в силу массового социального опыта людей) условия, факты, положения.
Решение этих задач- по постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.
Законодательству на современном этапе присуща дифференциация и интеграция норм права, причем последняя превалирует, чем обусловлено возрастание удельного веса статей, содержащих общие положения, общие нормы, которые имеют значение для многих норм права.
В случае если в статье нормативно-правового акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями.
Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативных правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основной структурной единицей нормативного правового акта является статья.
Статья - это структурно обособленная часть нормативного правового акта. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативных правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятие "пункта", "параграфа". Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы - как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит от того, что перед нами - логическая норма или норма-предписание. Если это норма-предписание, то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы-предписания.
2.2 Классификация норм права
Классификация норма права преследует несколько целей. В качестве таких целей «предпочтительнее избрать признаки, свойственные норме в целом, а не отдельным её элементам», ибо «одно и то же свойство у разных элементов может быть выражено далеко не одинаково». В том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязей. Нормы права классифицируют по определенным признакам.
По отраслевой принадлежности все нормы права классифицируются по институтам и отраслям права. То есть по методу и предмету правового регулирования, например, законодатель, когда издает акт, то он формулирует отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, семейного права. А также нормы права, которые базируются на предмете и методе правового регулирования, следует различать на административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.
По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более детальная классификация. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные общественной организацией по поручению государственного органа) норма права. По времени действия нормы права подразделяются на: постоянные и временные. Первые действуют до их отмены, вторые- только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие. По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они классифицируются на: общие и специальные. К первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.).
По степени общности содержания нормы права делятся на общие и конкретные нормы, которые носят название нормы-принципы. Они не содержат явно выраженных норм права, нормы-принципы выражают социальное содержание всех норм данной группы. В ряду частых случаях такие нормы регулируют те общественные отношения, которые небыли урегулированы конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются не посредственным основанием для применения аналогии права.
В отличие от норм-принципов общие нормы - это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение (часть 1 статья 307 ГК РФ), которое содержит понятие обязательств и основания его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обстоятельств. Кроме того, оно служит как бы их общей частью, а часть 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, является общей нормой, то есть гипотезой, для многих последующих. Общей нормой является статья 45 УК РФ, которая определяет виды наказаний, применяемые к лицам, совершивших преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.
По характеру предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, уполномочивающими и запрещающими.
Виды этих норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы состоят из специфических регулятивных норм, в позитивном смысле. Обязывающие нормы занимают главное место в административном, природоохранительном, уголовноиспольнительном кодексе, а также и в других отраслях права. Все отрасли права исчерпываются несколькими группами. Например, в уголовном праве- в системе запрещающих норм важным компонентом является обязывающие нормы, а нормы о необходимой обороне- управомочивающие.
Запрещающие нормы формируются, как полу диспозиция, то есть прямо не устанавливают правила поведения, что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они диктуют правила поведения- указывают на запрещаемые действия. Поэтому в запрещающих нормах нет прямого выражения диспозиции. В статье уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния, слились гипотеза и диспозиция. Особенности уголовного закона сводится к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но он предполагается в силу своей логической общеизвестности.
Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие- не имеет указание на правила поведения. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки- решает сам субъект.
Социальная природа нормы права предлагают установление государством обязательства и запреты. То есть все эти способы регулирования составляют единую систему, причем изменение в одной норме влечет за собой поправки других норм.
В социальном смысле доминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, существенным в ней является то, что она предписывает. Этот предписывающий элемент правовой нормы можно всегда определить. Можно выделить два смысла «разрешения»: в рамках обязывающих или запрещающих норм и содержащееся в управомочивающей норме.
В административном праве преобладают обязывающие нормы, в гражданском, трудовом, семейном, земельном и ряде других регулятивных отраслей- управомочивающие, в уголовном- запрещающие. Большинство норм уголовно-испольнительного законодательства- обязывающие, но есть и запрещающие; большую часть (права осужденных) составляют нормы управомачивающие.
Для обязывающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву- это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Чаще всего обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме. Например, статья 77 УИК РФ. В данной статье норма устанавливает следующее: лица, впервые приговоренные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, могут быть решением начальника тюрьмы или следственного изолятора оставлены с их письменного согласие в тюрьме или в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию.
В данной статье содержится две диспозиции, причем первая словесно отсутствует, но логически выражена в обороте «в исключительных случаях». Следовательно, она может быть сформулирована таким образом:
«Оставление лиц, приговоренных к лишению свободы, в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию запрещается». Вторая диспозиция- управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и при наличии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы по хозяйственному обслуживанию.
В законодательстве довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило, должно быть...» и т.п. По мнению С.А. Комарова, подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонение от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивает его гибкость в различных ситуациях.
Такое соединение форм регулирования следует относить скорее к недостаткам, чем к положительным свойствам форм норм права. Данные нормы дают широкую возможность выбора специальным субъектам, так как смысловое содержание подобных оборотов неопределенно. В таких нормах нет законодательного приема. Компетентные органы сознательно идут на юридическую квалификацию, на достаточно высоком уровне общей культуры тех, кто причастен к реализации соответствующих норм. То есть право не может оставаться в одних и тех же традиционных форма выражения своих норм, такие нормы необходимо обогащать.
Обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни- социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению- запреты в широком и узком смысле; по характеру объема и правового материала- информативные и элементарные; по степени определенности- абсолютные и относительные и т.д.
По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права можно делить на: обычные и поощрительные. Поощрительные нормы чаще всего направлены на стимулирование правомерной деятельности, но которые юридические лица не обязаны выполнять. Это- благоприятная правовая реакция на правомерное деяние (например, женщина, имеющая пять или более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста).