Файл: Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению в РФ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Понятие социального обеспечения: сущность, функции
1.2. Способы обеспечения социальных прав граждан
ГЛАВА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
2.1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
2.2. Основные элементы правоотношений в сфере социального обеспечения
ВВЕДЕНИЕ
Правоотношения по социальному обеспечению в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Как и в любой другой отрасли права правоотношения являются одним из главных элементом права социального обеспечения. Отсюда следует выделить актуальность данной темы, так как она имеет многогранный смысл и требует тщательного анализа.
Цель исследования: заключается в исследовании понятия и системы правоотношений по социальному обеспечению.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социального обеспечения и причины его возникновения, функции социального обеспечения: экономическую, политическую, демографическую, реабилитационную, профилактическую, а также государственную систему социального обеспечения, источники финансирования государственной системы социального обеспечения.
2. Рассмотреть понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению, стороны в правоотношениях по социальному обеспечению, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, юридический факт, его содержание, юридический состав.
3. Рассмотреть и изучить материальные правоотношения, их виды и цели, а также особенности правоотношений процедурного и процессуального характера.
Предметом исследования является система социального обеспечения населения.
Объект исследования - понятие и система правоотношений по социальному обеспечению населения.
Предполагаемые методы исследования:
общенаучные методы, как анализ, дедукция, системный подход, сравнение; частно-научные методы - историко-правовой и сравнительно-правовой
Ожидаемые основные результаты исследования:
Теоретическая и практическая значимость выводов и предложений, сформулированных в исследовании, состоит в том, что они направлены на системы по социальному обеспечению.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Понятие социального обеспечения: сущность, функции
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным демократическим государством, которое обеспечивает максимально возможное равномерное распределение жизненных тягот граждан, а также равномерное содействие их благу.
Россия как социальное государство обязано заботиться о благополучии граждан, их социальной защищённости, и если, в связи с возрастом или с состоянием здоровья, которое не позволяет гражданам трудиться, гражданин не имеет дохода для обеспечения себя и своей семьи, государство обязано обеспечить его и его семью материальной поддержкой.[1]
Рыночная экономика не порождает автоматически механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, отражена на рисунке 1, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.
Рисунок 1.Система государственного обеспечения
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция заключается: в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).
Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества. Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).
Социальное обеспечение является главной составляющей в жизни общества и государства. Оно непосредственно связано с жизнью и благосостоянием народа, его благополучием и политикой, которую ведет государство. [2]
Нормы права социального обеспечения, закрепленные в соответствующих нормативных актах, действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. Понятие «правоотношения» является одним из фундаментальных в правовой науке. Общественные отношения приобретают форму правоотношений только потому, что связи их участников регламентируются нормами права. Как известно из общей теории права, правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. правомерное поведение субъектов права [11, с. 180].
1.2. Способы обеспечения социальных прав граждан
Принцип социального государства, нашедший воплощение в российской Конституции (ч. 1 ст. 7), идет в одном контексте с провозглашением политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим одним из наиболее значимых индикаторов современного социального государства является закрепление в конституции социальных прав человека и гражданина как общей гарантии доступности для личности системы общественных благ — минимально необходимых для развития личности ценностей цивилизации.
Конституция РФ закрепляет широкий спектр социальных прав и свобод, образующих самостоятельную группу в едином комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Социальные права – совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства материальных благ для обеспечения благосостояния и качества его жизни.
Основное назначение социальных прав состоит в том, что они призваны обеспечить удовлетворение важнейших жизненных нужд индивида, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии.
Они формируют отношения социального партнерства и социальной интеграции, поддерживают социально слабые слои населения. Еще П.И. Новгородцев в свое время указывал, что «пользование свободой может быть совершенно парализовано недостатками средств... Именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях его осуществления».
В части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на заботу о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции РФ). [3]
Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления целей социального государства. Гарантами защиты прав и свобод человека и гражданина выступает как глава государства, так и органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Одним из важнейших государственных органов, стоящим на защите основ конституционного строя, защиты прав и свобод граждан, обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, выступает Конституционный Суд Российской Федерации. Особое место среди оценочных категорий, используемых в правоприменении, занимают правовые позиции Конституционного Суда.
Многие авторы до сих пор дискутируют о правовой природе, значении и использовании в правоприменительной деятельности правовых позиций Конституционного Суда. Правовые позиции – это аргументы, выводы, суждения Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в ходе конституционного судопроизводства в результате толкования Судом конституционных норм, которые имеют общеобязательное значение для всех субъектов права и распространяют свое действие на аналогичные правовые ситуации, а также посредством их формирования и исполнения в ходе практической деятельности государственных и судебных органов осуществляется непосредственное прямое применение Конституции Российской Федерации.
С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы, отражены на рисунке2: экономического характера (безработица); физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть); производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание); демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).
Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.
Рисунок 2. Виды социальных рисков
Социальный риск - это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.
Понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.
Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ [1, с. 8, 15-19] .
В Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой обратился гражданин Корсаков В.А., который оспаривал конституционность пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О ветеранах». Заявитель считал оспариваемую норму дискриминационной, поскольку она не допускает наделения статусом инвалида войны лиц, получивших ранение на работах по разминированию в 1943 году. [4]