Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Анализ учетной политики транспортной компании).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1872
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты учетной политики бюджетных учреждений
1.2 Общие принципы формирования учетной политики
1.3 Состав учетной политики учреждения
Глава 2. Анализ учетной политики транспортной компании
2.1 Общая характеристика предмета и объекта исследования
2.2 Анализ финансовых показателей и взаимное влияние на учетную политику
Введение
Бюджетный учет ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, казенными и автономными учреждениями и иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия. Бухгалтерский учет бюджетных учреждений специфичен и ведется по особым правилам, однако на них распространяются многие общие требования, установленные для всех организаций в Российской Федерации. При организации бухгалтерского учета необходимо учитывать нормативные документы, отраслевые особенности и полномочия учреждения. Для того чтобы учитывать особенности учета в учреждении формируется и принимается его учетная политика
Учетная политика является основным документом, регламентирующим порядок бухгалтерского и налогового учета. Она является одним из обязательных внутренних нормативных документов и необходимость её разработки и утверждения установлена в части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункте 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Учетная политика бюджетного учреждения должна формироваться исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
Целью данной работы является изучение особенностей составления и содержания учетной политики бюджетных, казенных и автономных учреждений.
Объект исследования — учетная политика бюджетных, казенных и автономных учреждений.
Предмет исследования — понятие учетной политики, нормативы, особенности и методики формирования учетной политики в бюджетных, казенных и автономных учреждениях.
При выполнении настоящей работы были использованы законодательные и нормативные документы, литературно-справочные источники.
Во второй части данной работы содержится практические аспекты формирования учетной политики малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты учетной политики бюджетных учреждений
1.1 Понятие учетной политики
Бухгалтерский учет в учреждениях регулируется четырьмя уровнями нормативного регулирования.[1] К первому уровню правового регулирования относятся: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, закон «О бухгалтерском учете», , указы Президента и постановления Правительства РФ. Второй уровень определяет единую методологию организации бюджетного учета утверждаемая приказами Минфина РФ. К третьему уровню относятся: методические указания, инструкции, письма Минфина РФ и других федеральных ведомств. Четвертым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения.
Учетная политика учреждения является одним из обязательных внутренних нормативных документов, который регламентирует порядок бухгалтерского учета и позволяет учитывать особенности деятельности учреждения.
Законодательство РФ дает следующее определение учетной политики организации:[2]
«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации».
Учетная политика учреждения создается для того, чтобы установить методические особенности ведения бухгалтерского учета (например, способов отражения различных фактов хозяйственной жизни), формы учетных документов (не утвержденных и не унифицированных иными нормативными актами), а также организационной составляющей бухгалтерского учета (определение обязанностей, документооборота и т.д.).
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности
- своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности
- рациональность ведения бухгалтерского учета
Выбранная организацией учетная политика является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ различных организаций и, возможно, анализ показателей деятельности за различные периоды.
Мы видим, что учетная политика является общим организационно-распорядительным документом, который закрепляет необходимые положения для целей бухгалтерского учета, а также позволяет разрешить определенные вопросы организационно-управленческого характера деятельности бюджетных учреждений.
1.2 Общие принципы формирования учетной политики
Обязанность по формированию учетной политики бюджетными, автономными и казенными учреждениями закреплена законодательно. Независимо от типа каждое учреждение должно разработать и принять учетную политику для целей бухучета.
Необходимость разработки и утверждения учетной политики учреждений установлена в части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункте 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Пунктом 6 Инструкции № 157н также уточнено, что учетная политика бюджетного учреждения должна формироваться исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
Содержание учетной политики зависит от различных факторов, таких как правовой и организационно-экономический статус учреждения, текущие и долгосрочные цели, особенности деятельности, хозяйственная ситуация. При формировании учетной политики учреждений учитываются факторы, отличающие их от коммерческих организаций: финансирование деятельности в пределах утвержденной сметы; использование бюджетных средств в соответствии с целевым назначением; использование имущества, находящегося в оперативном управлении; формирование ценовой политики по согласованию с учредителем и т.д. Приведем схему факторов влияющих на содержание учетной политики, предложенную Л. В. Каширской и Е. В. Набутовской в статье «Формирование учетной политики в бюджетном учреждении»[3] на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на учетную политику бюджетного учреждения
Учетную политику учреждение разрабатывает самостоятельно, руководствуясь при этом законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. При этом руководствуясь принципом, что в учетной политике отражаются только те элементы учета, в части которых Инструкция № 157н предоставляет учреждению возможность выбора одного из нескольких возможных вариантов учета или не содержит конкретного порядка учета хозяйственных операций.[4] При этом в последнем случае бюджетное учреждение должно само определить порядок учета и закрепить его в своем нормативном документе.
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. Утверждает учетную политику руководитель учреждения.[5] Приказ об утверждении учетной политики составляется в произвольной форме. Отметим, что учетная политика может быть разработана главным распорядителем бюджетных средств и доведена до всех нижестоящих учреждений.[6]
Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год[7], что обеспечивает сопоставимость данных бюджетного учета и формируемой на его основе отчетности, в том числе и за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности учреждения.
При наличии у учреждения филиалов и представительств учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом. Такой вывод следует из статьи 55 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами.
Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций. В порядке предусмотренным федеральным законом «О бухгалтерском учете» изменения в учетную политику для целей бухучета можно вносить только в следующих случаях:[8]
- меняются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты;
- учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, применение которых приводит к повышению качества информации об объекте бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);
- существенно меняются условия деятельности учреждения (реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов деятельности и т. д.).
Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в текущем году[9]. Изменения и дополнения в учетную политику вносятся на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения, составляемого в произвольной форме. Сведения о принятых изменениях в учетной политике на следующий год публикуются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Документы учетной политики хранятся в учреждения не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз[10].
1.3 Состав учетной политики учреждения
Рекомендуемая структура учетной политики включает три раздела: общие положения, методологический раздел, организационно технический раздел; и приложения, в которых обозначены составляющие их элементов. Элементы учетной политики должны дополняться и конкретизироваться только в случаях, установленных законодательством РФ, вышестоящими распорядителями бюджетных средств, потребностями бюджетного учреждения.
Приведем основные элементы учетной политики и её структуру в Таблице 1.
Таблица 1
Рекомендуемая структура учетной политики
Наименование раздела учетной политики |
Содержание элементов учетной политики |
||
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
Управленческий учет |
|
1. Общие положения |
Цель учетной политики, общие вопросы, перечень видов деятельности, организация учета, организационная структура |
||
2. Методологический раздел |
1. Порядок (способ ведения) бухгалтерского учета; 2. Определение методологии ведения учета (при отсутствии в нормативных актах); 3. Определение порядка оценки активов и обязательств; 4. Порядок проведения инвентаризации; 5. Порядок внутреннего контроля за осуществлением операций; 6. Документальное оформление хозяйственных операций; 7. Порядок представления бухгалтерской отчетности. |
1. Способ ведения налогового учета; 2. Определение порядка признания доходов и расходов для целей налогообложения; 3. Утверждение методики оценки активов и обязательств в налоговом учете; 4. Конкретизация методологии определения налогооблагаемой базы по различным налогам в соответствии с законодательством; 5. Раздельный учет доходов и расходов; 6. Деление расходов на прямые и косвенные; 7. Налоговый учет расходов, финансируемых за счет источников финансирования |
1. Методология управленческого учета; 2. Определение способа ведения управленческого учета в зависимости от структуры организации; 3. Принципы распределения расходов, финансируемых за счет источников финансирования; 4. Утверждение перечня статей калькуляции; 5. Установление методологии ценообразования по приносящей доход деятельности. |
3. Организационно-технический раздел |
1. Организационная структура; 2. Первичные документы (при отсутствии унифицированных форм) и регистры бухгалтерского учета; 3. Рабочий план счетов; 4. Порядок внесения изменений в учетную политику |
1. Утверждение регистров налогового учета; 2. Утверждение форм налоговой отчетности и порядка и сроков её представления в налоговые и вышестоящие органы; 3. Контроль над осуществлением налоговой политики |
1. Утверждение регистров управленческого учета; 2. Определение лиц, ответственных за ведение управленческого учета; 3. Утверждение форм внутренней управленческой отчетности |
Приложение к учетной политике |
Унифицированные формы первичных учетных документов, формы документов для внутренней бюджетной отчетности, план счетов бюджетного (бухгалтерского, управленческого, налогового) учета, регистры бюджетного учета, график документооборота, сроки хранения документов. |