Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Анализ учетной политики транспортной компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 1856

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учетная политика должна включать в себя:

  • рабочий план счетов (в нем указываются счета, применяемые учреждением для ведения синтетического и аналитического учета);
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации. В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота;
  • формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым не установлены обязательные для их составления формы;
  • порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;
  • возможность и порядок формирования резервов;
  • другие решения, необходимые для организации и ведения бухучета.

В плане счетов указывается перечень синтетических и аналитических счетов, которыми пользуется учреждение. Состав и структура рабочего плана счетов редактируется в зависимости от специфики деятельности и отраслевых особенностей бюджетного (казенного, автономного) учреждения. Рабочий план счетов разрабатывается на основе Единого плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению.[11]

Каждый счет плана счетов состоит из 26 знаков. Это связано с тем, что проведена интеграция в бюджетной классификации.

1–17 разряд — код бюджетной классификации доходов, расходов или источников финансирования дефицита бюджета;

18 — вид деятельности (1 – средства бюджета, 2 – приносящая доход деятельность, 3 – средства во временном распоряжении);

19–21 — код синтетического счета;

22–23 — код аналитического счета;

24–26 — коды КОСГУ (Классификация операций сектора государственного управления).

Методы оценки имущества и обязательств в бюджетном учете (нефинансовых активов — основных средств, нематериальных активов, материальных запасов; финансовых активов и т.д.), определяют способы отражения различных фактов хозяйственной жизни из нескольких, предусмотренных законодательством. Например, закрепить методы списания материалов или товаров (по себестоимости каждой единицы или по средней себестоимости).

Учетная политика должна предусматривать порядок оприходования и учета нефинансовых активов. Бюджетное учреждение формирует комиссию по поступлению и выбытию активов на постоянной основе, закрепляя этот факт во внутреннем локальном нормативном документе.[12] Состав постоянно действующих комиссий, а также принципы определения текущей рыночной стоимости имущества (к примеру, при получении его безвозмездно) можно прописать в учетной политике учреждения. Например, на постоянно действующие комиссии возлагаются следующие функции:


  • оформление актов приемки-сдачи, достройки (дооборудования, технического перевооружения) и списания объектов нефинансовых активов;
  • установление причин списания объектов, возможности их использования и оценка материалов, полученных при разборке объектов;
  • определение сроков полезного использования нефинансовых активов, поступивших безвозмездно и после достройки, дооборудования и модернизации.

Нормативными актами, устанавливающими порядок ведения бухгалтерского учета, не определены документы, которые подтверждают обоснованность проведения операций с нематериальными активами. Для целей бухгалтерского учета в учетной политике учреждения устанавливается перечень документов, подтверждающих права на соответствующие объекты нематериальных активов.

Относительно учета финансовых активов, учреждения закрепляют в учетной политике следующие нормы:

  • Установление лимита остатка наличных денег в кассе. Учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий в течение срока, установленного руководителем учреждения, но не свыше пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке.
  • Даты признания отдельных видов доходов по методу начисления.
  • Порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов, а также порядок списания задолженности, невостребованной кредиторами, и срок ее учета на забалансовом счете 20.
  • Даты принятия обязательств по разным хозяйственным операциям. Например: по заключенным договорам на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг бюджетные обязательства принимаются к учету при поступлении договорной документации в бухгалтерию, в момент подписания руководителем счета к оплате; при начислении страховых взносов обязательства принимаются к учету ежемесячно на дату подписания руководителем заявки на кассовый расход; при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат бюджетные обязательства принимаются к учету по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т. д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников.

Учетная политика учреждения должна предусматривать порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Законодательство по бюджетному учету не содержит требований к шифрованию инвентарных номеров, присваиваемых основным средствам. Шифровка по инвентарным номерам – это решение учреждения, которое можно прописать в учетной политике. Так, инвентарные номера можно формировать в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.[13]


В учетной политике указывается порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Например событий, которые оказали (могут оказать) существенное влияние на финансовое состояние, движение денег или результаты деятельности учреждения. Примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, приведен в приложении к Положению по бухгалтерскому учету.

Правила документооборота в бюджетном учреждении, и технологии обработки учетной информации включают в себя такие элементы, как сроки составления первичных документов, перечни должностных лиц, ответственных за их утверждение и оформление, порядок применения документов, заверенных электронно-цифровой подписью и т.д. Например, для своевременной обработки первичных документов и отражения информации в регистрах бухгалтерского учета в учреждении целесообразно составить график документооборота и включить его в учетную политику (в качестве приложения). С оформлением первичных документов неразрывно связано предоставление права подписи на них работникам учреждения

Если учреждение использует только утвержденные и унифицированные формы первичных документов, то в учетной политике не требуется специального их регламентирования. Однако в том случае, если учреждению потребуется применить дополнительные документы, формы которых не утверждены — их нужно утвердить в учетной политике (в качестве приложения).

Самостоятельно разработанные формы первичных документов должны содержать следующие обязательные реквизиты:[14]

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

По итогам анализа принципов формирования и состава учетной политики учреждения мы можем сделать следующие выводы.

Учетная политика является общим организационно-распорядительным документом, который закрепляет необходимые положения как для целей бухгалтерского, так и налогового учета, а также позволяет разрешить определенные вопросы организационно-управленческого характера деятельности бюджетных учреждений. Составление учетной политики законодательством прямо не установлено, однако необходимость ее составления вытекает из положений закона «О бухгалтерском учете».


В методическом разделе учетной политики бюджетного учреждения целесообразно предусмотреть порядок начисления амортизации объектов основных средств; порядок начисления амортизации объектов нематериальных активов; разделение средств труда на основные средства и малоценные предметы; порядок учета процесса заготовления и приобретения материально-производственных запасов; порядок оценки материальных запасов и готовой продукции; порядок списания малоценных предметов; сроки погашения расходов будущих периодов; метод определения выручки от реализации готовой продукции; порядок отражения прибыли от предпринимательской деятельности; порядок создания резервов по сомнительным долгам; методы распределения прибыли; порядок списания с баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности.

Организационная составляющая учетной политики бюджетного учреждения состоит из следующих элементов: Организация формы бухгалтерской службы; Определение обязанностей бухгалтерских служб; Организация документооборота; Применение унифицированных форм первичной бухгалтерской документации; Выбор формы бухгалтерского учета; Хранение документов бухгалтерского учета; Проведение инвентаризаций.

Отдельным разделом учетной политики бюджетного учреждения является политика для целей налогообложения. В данном разделе прописывают все налоговые платежи, и раскрываются обязательные элементы налогообложения.

Глава 2. Анализ учетной политики транспортной компании

2.1 Общая характеристика предмета и объекта исследования

Компания оказывает транспортные услуги на рынке товаров производственного назначения. Она доставляет груз от производителя к промышленному потребителю с минимальными издержками, помогая, тем самым, заказчику сэкономить материальные, трудовые и временные ресурсы.

Сохранение и преумножение прибыли – это одна из основных целей собственников коммерческой организации. При этом прибыль, отражаемая в бухгалтерской отчетности, носит субъективный характер, поскольку зависит от выбранных методов учета, регистрации и оценки учетных объектов, являющихся предметом профессионального суждения бухгалтера. Поэтому только знание таких методов и позволяет определить реальные финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта.


Порядок оценки объектов бухгалтерского учета зачастую определяется адресатами представления бухгалтерской отчетности организации. Например, представляя отчетность инвесторам или кредитным организациям, компания отражает максимально возможную величину прибыли, в связи с чем основной ее задачей является снижение затрат на производство и повышение конкурентоспособности своей продукции. В то же время, сегодня российский бизнес функционирует в достаточно нестабильных макроэкономических условиях, связанных не только с неразвитой инфраструктурой, но и несовершенной налоговой системой РФ. Поэтому организациям необходимо осуществлять налоговое планирование, которое включает выбор и обоснование путей налоговой оптимизации, осуществляемой главным образом с целью экономии на налоговых платежах. В этом случае прибыль в отчетности организации будет невысокой.

Величина финансового результата деятельности логистической компании зависит не только от договорной политики, уровня цен на услуги и производственные ресурсы, но и положений ее учетной политики.

Элементы учетной политики определяют затраты на основное производство, т. е. величину себестоимости услуг. Порядок учета выручки, прочих доходов и расходов регламентирован законодательно и от методического раздела основного учетного документа не зависит.

В соответствии со спецификой деятельности анализируемой компании, от элементов ее учетной политики в наибольшей степени зависят стоимость ГСМ, отпущенных в производство, а также сумма начисленной амортизации транспортных средств, преобладающих в структуре основных производственных фондов предприятия. Рассчитаем величину бухгалтерской и налоговой прибыли компании от оказания услуг по автомобильной перевозки грузов на основе различных вариантов учетной политики экономического субъекта.

Выручка от реализации автоуслуг без учета НДС составила 54 762 тыс. руб. в 2012 г.

Себестоимость автомобильных грузоперевозок включает в себя материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизацию. При этом положениями учетной политики определяются только стоимость МПЗ, отпущенных в производство, и сумма начисленной амортизации.

Отпуск материалов в производство осуществляется по средней их себестоимости, что наиболее распространено в практике любой транспортной компании. Практически все приобретаемые МПЗ в течение отчетного периода списываются полностью. Исключения составляют лишь ГСМ (моторное, гидравлическое, трансмиссионное масла) и запасные части (топливные, масляные и воздушные фильтры и пр.).