Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет ( Характеристика возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Предметно-манипуляторная активность основывается на основании этого новообразования(пред дошкольного возраста). При этом в начале периода малыш может делать ее с поддержкой взрослого и только к кризису 3-х лет малыш приобретает вероятность воплотить ее самостоятельно.

3) Новообразование пред дошкольного возраста делает произвольной центральную психическую функцию этого периода развития. Конкретизация данных положений для определения психологического содержания кризиса 3-х лет связана с рядом проблем.

Так, сообразно накопленным в возрастной психологии этим исключительно точной и несомненно определенной остается только ведущая деятельность раннего периода развития — конкретно - манипуляторная активность. При этом фактически нет особых изучений, позволяющих верно найти ее генезис и психологические свойства в интересующем нам возрастном периоде. Центральная психическая функция раннего периода развития и центральное образование этого возраста определяются различными создателями по-разному. При этом, большаячасть исследователей вообще не высказывают собственного дела к этим, с нашей точки зрения очень принципиальным для осмысливания сути культурно-исторической концепции понятиям.

Опираясь на психологическое содержание данных понятий, данное Л. С. Выготским, а также на данные, приобретенные при исследовании психологического содержания кризиса семи лет, мы предположили, что центральное образование раннего возраста соединено с развитием речи. Во-первых, автор культурно - исторической концепции отмечает главную роль в становлении высших психических функций, выделяя возраст три года как принципиальный предел в ее становлении и развитии.

Во-вторых, приобретенные в современной психологии данные свидетельствуют, что в возрасте три года у детей проистекает качественный прыжок в развитии речи и ее связи с различными детскими видами деятельности.

В — третьих, по понятию Л. С. Выготского, речи принадлежит водящая роль в становлении воображения - новообразования дошкольного возраста.

Тесная ассоциация речи и воображения позволила нам гипотетически отметить и центральную психическую функцию раннего возраста. Так, учитывая, что центральное образование делает случайной центральную функцию литического периода, а также то, что кризис 3-х лет и его образование формируют условия для развития игровой деятельности, в которой субъект переосмысляет наглядную ситуацию, мы выделили восприятие как центральную психическую функцию пред дошкольного периода развития.


Рассмотрение психологического содержания кризиса 3-х лет с данных позиций позволяет допустить, что вывод из кризиса связан с тем, что малыш делается истинным субъектом собственной речи. Именно это, по нашему понятию, и позволяет ему неоправданно и осмысленно применять стиль и для общения с иными людьми и для само регуляции. Именно это и позволяет ребенку перевести некоторые свои действия в вербальный план. Именно это и приводит к тому, что малыш с помощью речи оказывается способным формировать ситуацию, которая различается от реальной(оптической). Все это в совокупности и гарантирует ребенку переход к новой стадии развития и формированию новейшего новообразования.

2.3 Условия развития в кризисе трёх лет

Предметная деятельность детей данной возрастной группы уже наличествует, но она имеет одну главную особенность - она тесным образом, связана с общением. Дети или общаются, или у них наблюдается предметная деятельность(в этом они еще похожи на детей раннего возраста). Но дети этого возраста выделяют важные для себя предметы, которые они потом употребляют в собственной несложной постройке. При этом они увлекаются не всеми подряд предметами, и подтверждают свои познание не обо всех предметах(как это делали дети предыдущей группы), а только теми, которые необходимы им для своей деятельности. Второй шаг был ориентирован на изменение общения малыша и взрослого. Это было сделано потому, что как показано в исследовании Е. Е. Кравцовой вступление в кризис, соединено с изменением общения малыша с взрослым. Учитывая тот факт, что кризис 3-х лет связывается в психологической литературе со способностью малыша преднамеренно отсоединять себя от взрослого, 2-ой шаг был построен на принципе противопоставления, направленном на понимание ребенком себя. Ребенка в различных видах деятельности устанавливали в ситуацию, где взрослый был инициатором отделения себя от малыша. При этом взрослый находился на независимой позиции по отношению к ребенку, которую ярко показывал. Взрослый по желанию малыша начинал деятельность. Если это было строительство из кубиков, то взрослый сходу разделял кубики пополам, доказывая свою деятельность тем, что у каждого должны быть свои кубики. После разделения предметов начинал деятельность самостоятельно, поначалу создавал постройку, а потом включал в нее сюжетные игрушки, тем самым, обыгрывая ее.


При этом на первой стадии взрослый сопровождал все свои действия речью, давая вероятность ребенку действовать в зоне ближайшего развития и воплотить полученную с поддержкой взрослого информацию в самостоятельной деятельности.

На 2-ой стадии взрослый выражал в речи только главные моменты выполняемой деятельности. Таким образом, с одной стороны, взрослый создавал условия, где бы малыш мог воплотить активность без воспроизведения, а, с иной стороны, задавал некий эталон исполнения того или иного поручения.[7]

На третьей стадии малыш самостоятельно мог создавать деятельность, при демонстративном невмешательстве взрослого. Вместе с тем, взрослый так организовывал активность, чтобы малыш, с одной стороны, мог делать самостоятельно от него, а, с иной стороны, мог включить в свою активность те познания и ту информацию, которая еще не стало вхождением уровня его актуального развития. В.: Вот сюда, вниз поставлю огромную дощечку, на нее сверху в любой уголок поставлю по башенку. Башенки желтые, цилиндрические, но нужно же слово, какое трудное ци-лин-дри-чес-ки-е. В один угол- башенку, в другой угол- башенку, в третий угол, в 4-ый угол. Ух, ты красота! Р.: Ребенок смотрит за деятельностью взрослого, из собственных кубиков сооружает башню, ставит один кубик на другой. В.: А сверху поставлю на дощечку желтые цилиндрические башенки. Р.: Берет у себя и становит рядом с собой одну башенку. В.: А на вершине у меня будет шатер, вот таковой голубой, треугольный, большущий. Да у меня прямо дворец для принцессы вышел. Сейчас приедет принцесса в колеснице, посмотрит на дворец и скажет, что она не видела замка в мире прекрасней и перечисляет все детали замка.(Кукла - Барби, маленькая в роли принцессы.) И остается в нем жить, а позже к ней будут на бал приезжать гости.

При организации изобразительной деятельности карандаши умышленно давались не в 2-ух отдельных коробках, а в одной большой. Взрослый так же подчеркнуто разделял карандаши и большой листок пополам. Отдавал половину карандашей и половину листа бумаги ребенку и начинал отдельно от малыша деятельность.

Сопоставление данных, приобретенных от родителей с результатами этого шага формирующего опыта, приобретенными в дошкольном учреждении показало, что деление малыша от близкого взрослого, переживается им наиболее эмоционально, нежели отделение от взрослого в детском саду. С одной стороны, этот факт позволяет нам говорить о том, что детям в этом возрасте нужно общение с разными взрослыми, поскольку общая активность только с близким взрослым станет мешать выделению себя и своей деятельности. В то же время, с другой стороны, необходимо отыскать те сферы деятельности, в которых отделение малыша от близкого взрослого имело бы минимальные, отрицательные итоги. После проведенного нами разбора мы остановились на бытовой деятельности.


Например, мама так делила деятельность с ребенком: я мою посуду, а ты раскладываешь ложки, я складываю вещи в шкаф, а ты убираешь игрушки в коробку... Если малыш чувствовал сильные затруднения, то тогда рядом с ним оказывался кто-то из домашних, который помогал ему улаживать имеющиеся трудности. Дети шестилетнего возраста на этом этапе работы чувствовали трудности в работе с маленькими детьми: они не давали детям вероятность считать действия при оперировании с теми или другими предметами, они если отделялись от малыша, то отделялись полностью, и по крупному счету их не интересовало, что делает малыш рядом с ним.

Выводы по второй главе

Во второй главе мы рассматривали практическую составную курсовой работы. Мы проанализировали методы помощи детям с «кризисом трёх лет», и ещё больше углубились в это понятие со стороны психологии и педагогики. Также мы исследовали развитие ребёнка в «кризисе трёх лет», то есть как он развивается, и развивается ли он вообще в этот период жизни. И в заключении мы смогли разработать модель психологического содержания кризиса трёх лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение трудности эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и активность человека – внутренне, психологически эффективными они становятся только в том случае, если им удаётся просочиться в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней.

Конституируя в человеке предвзятость, без которой немыслим ни один функциональный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё воздействие в разных ситуациях жизнедеятельности.

Такая универсальная значимость эмоций обязана проявляться, казалось бы, надёжным залогом как завышенного интереса к ним, так и сравнимо высочайшей ступени их изученности.

Как понятно, детство человека – наиболее длительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная черта каждого этапа и понятие о длительности детства.

Кризисы трехлетнего возраста имеют огромное значение для предстоящего развития ребёнка. Поэтому чрезвычайно принципиально, чтобы взрослые с осознанием, и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком(невозможно всё позволять малышу или всё запрещать).


Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя бросать без интереса то, что проистекает с ребёнком, но при этом нужно попытаться разъяснить ему, что у его родителей и остальных родственников есть остальные дела несчитая заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может посодействовать. Важно давать ребенку делать самостоятельно поручения, чтобы он ощутил свою бесконтрольность. Нужно поощрять его инициативу, вдохновлять к ней(если её нет). Но при этом ребёнок обязан постоянно ощущать помощь и согласие значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрещение и повышение голоса - наиболее неэффективные средства обучения, и попробовать обходиться без них.

Когда ребёнок будет чуть- чуть старше, принципиально увеличивать круг знакомств ребёнка, чаще дарить ему поручения, связанные с общением c другими взрослыми и ровесниками. При этом следует закреплять убежденность ребёнка в собственных силах. Но нужно помнить, что ребёнок в собственном поведении и поступках подражает взрослым, и попытаться давать ему хороший личный пример.

Однако всё это возможно лишь в том случае, если у ребёнка с взрослым(родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

В кризисе 3-х лет проистекает внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

Негативизм нужно различать от обычного непослушания, а упорство от простой настойчивости, так как предпосылки данных явлений различные: в главном случае - общественные, во втором - аффективные.

Кризис 3-х лет протекает как кризис социальных отношений малыша.Дошкольный возраст, как писал выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности».

Младший дошкольный возраст – это период первоначального становления личности, период освоения ребенком новых знаний и умений, период активного познания мира.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности ребенка, его индивидуальности. Традиционно ведущей деятельностью младшего дошкольного возраста считается игра. Именно в игровой форме ребенок познает мир, осваивает новые для себя роли, учится общаться со взрослыми и сверстниками.

Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Критические периоды перемежаются стабильными. Кризис, не что иное, как переход на новый, более высокий уровень развития. Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет, каждый стабильный период завершается кризисом: в 1 год, в 3 года и в 6-7-летнем возрасте.