Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет ( Характеристика возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В психологии, основным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают кусок жизни индивида от рождения до наступления зрелости.

Мы рассмотрим начальные этапы развития малыша, период от рождения до 3-х лет.

Родившись, малыш отделяется от мамы физически, но биологически связан с ней еще долгое время. В конце младенчества, получая некую независимость, он становится биологически независящим. А вот последующий шаг - психологическое деление от мамы, начинается уже в раннем детстве.

Раннее детство- это особенный период в жизни малыша. В это время проистекает быстрое психическое и физическое формирование, закладывается база для предстоящего формирования и развития малыша как личность. Основными достижениями раннего детства, которые определяют формирование психики малыша, являются: изучение телом, овладение речью, формирование предметной деятельности. Преобразования, какие претерпевает малыш за первые три года, чрезвычайно важны. Некоторые психологи считают серединой психического развития человека, возраст 3-х лет. Кажется, еще вчера ваш малютка был милым и покорным, а вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали чувствовать всю удовлетворенность материнства( или отцовства), как внезапно перед вами новое проверка - малыша как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним тяжело даже договориться в тех ситуациях, в которых ранее довольно было элементарно попросить или даже сориентировать на то, что необходимо делать.

Приблизительно к трем годам, начинают получать человеческие характеристики: память, восприятие, воображение и интерес малыша.

Но основное содержится в том, что в предоставленном возрасте малыш овладевает тем умением, которое значимым образом воздействует на его следующее поведенческое, интеллектуальное и личностное формирование. Именно в раннем возрасте малыш впервые раскрывает, для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речевое общение с взрослыми он получает в 10-ки раз более информации об окружающем его мире, чем с поддержкой всех данных ему от природы органов чувств. Для малыша речь является не лишь незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в само регуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не лишь на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку завладеть своим поведением и своими психическими действиями, делать их в определенной ступени неоправданно регулируемыми. Речь идет о возможности воспринимать и деятельно воспользоваться языком в общении с людьми. Благодаря речевому взаимодействию с взрослыми, ребенок из биологического существа, преобразуется, по собственным поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода в личность, возникают собственные действия и рассудок « Я сам», проявление « Я» малыша.


Объект исследования – дети в возрасте трех лет.

Предмет исследования – психологические особенности личности в трехлетнем возрасте.

Цель предоставленной работы – изучить содержание кризиса трёх лет. Для решения предоставленной цели, нужно решить последующие задачи:

  1. Рассмотреть развитие познавательной сферы личности малыша в период раннего детства.
  2. Рассмотреть проявления кризиса в трехлетнем возрасте.

Перемены, происходящие в этот период, закономерны и свойственны всем детям. Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», это первая попыткаребенка отдалиться от матери, научиться делать что-то без посторонней помощи.

Это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок становится более самостоятельным, менее зависимым от взрослых, ослабевает непосредственная слитность существования ребенка с жизнью матери, происходит процесс отделения ребенка от взрослого. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

В возрасте 3-4 лет малыш учится ставить перед собой цели и достигать их. Дети этого возраста требуют уважения к себе, к своим намерениям и воле.

Без психологического отделения от родителей ребенку будет сложно найти себя в жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризис трех лет, ключевой фразой которого становится фраза «Я САМ», - один из самых значимых и масштабных в процессе становления личности ребенка.

К трем годам вы можете заметить серьезные изменения в своем ребенке, он становится капризным, упрямым, вздорным. По словам Л.С. Выготского, «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие». Негативные формы поведения могут закрепиться, став устойчивыми к концу дошкольного возраста, поэтому в кризисный период многое зависит от взрослых.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ О КРИЗИСЕ ТРЁХ ЛЕТ


1.1 Литературные источники о кризисе трёх лет

Традиционным для русской психологии является анализ возрастного кризиса развития, предполагающий отображение тех новообразований, которые появляются в этот период. Новообразованиями кризиса 1 года считают мотивируемые представления, активность; новообразованием кризиса 7 лет — происхождение собственного сознания и конкретной самомнения; младшего школьного возраста — рефлексию, подросткового — чувство взрослости, самоопределение.

Для всех исследователей, изучавших кризис 3 лет, разумеется, что ключевые изменения в этот период сконцентрированы вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфичных проявлений — упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет именуется также происхождение системы Я, возникновение «собственного действия» и ощущения «Я сам».[1]

Надо отметить, что ученые быстрее обозначили область существенного, сферу поиска, нежели вправду открыли психологическое содержание данных новообразований. Поэтому покуда нереально ответствовать на вопрос о том, как соотносятся эти мнения. Включает ли, кпримеру, система Я два остальных новообразования, или они только отчасти совпадают, или, может быть, являются совсем самостоятельными? Какие посреди них центральные мнения или их смысл равносильно?

Неясность вопроса о личных новообразованиях, складывающихся в период кризиса 3 лет, побудила нас к их изучению. Выбор направленности розыска определялся общими исходными представлениями о личности как системе отношений к предметному миру, к иным людям и к себе в. ее генезисе. В ходе раньше проведенной работы под управлением М. И. Лисиной получилось обозначить формирование всякой из данных рядов отношений в период от рождения до 7 лет. Собственно личностные структуры, как подразумевала М. И. Лисина, складываются при обоюдном пересечении 3-х видов отношений, при их «завязывании в узелки» (по терминологии А. Н. Леонтьева). При этом оформившееся личностное образование различается наиболее высочайшим уровнем организации, определяемым интеграцией входящих в него отношений.[2]

Эта гипотеза легла в базу исследования С. Ю. Мещеряковой. Ей получилось изучить развитие в детстве личностного новообразования, названного активностью.


1.2 Характеристика возраста и выделение особенностей

Переход от раннего детства к так называемому дошкольному малолетству получил заглавие кризиса 3-х лет — это критический момент в жизни малыша. Такие индивидуальности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в этот период впервый раз появляются действительно и в полном объеме.

Недаром кризис 3-х лет именуют время от времени еще возрастом строптивости. Кризис представляет ломку взаимоотношений, какие существовали до сих пормежду ребенком и зрелым. Перестройка отношений вероятна лишь в том случае, ежели проистекает деление малыша от зрелого человека. Существуют очевидные симптомы такового отделения, какие появляются в симптоматике кризиса 3-х лет. Знаменитый кризис 3-х лет впервыйраз был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего малыша». Ею были выделены некотороеколичество принципиальных симптомов этого кризиса.

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением 1-го человека к иному человеку. Ребенок отказывается вообще повиноваться определенным потребностям зрелых. Негативизм невозможно смешивать с непослушанием. Непослушание случается и в наиболее раннем возрасте. Упрямство. Это реакция на родное личное заключение. Упрямство не следует смешивать с упорством. Упрямство состоит в том, что малыш требует на собственном требовании, на собственном решении. Здесь проистекает различение личности и выдвигается требование, чтоб с данной личностью числились.

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но владеет специальные индивидуальности. Строптивость перемещает наиболее генерализованный и наиболее безличный нрав. Это ответ против порядков, какие есть дома. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого человека. Ребенок сам желает кое-что делать. Отчасти это припоминает кризис главного года, но там малыш жаждал к физиологической самостоятельности. Здесь стиль идет о наиболее глубочайших вещах – о самостоятельности намерения, плана.

Обесценивание зрелых. Ш. Бюлер обрисовала кошмар семьи, когда мама услышала от малыша: «дура». Протест-бунт, который имеетместобыть в частых ссорах с родителями. «Все поведение малыша получает черты протеста, как будто малыш располагаться в состоянии борьбы с окружающими, в неизменном конфликте с ними». В семье с единым ребенком сталкивается рвение к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую администрация по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого оченьмного методик. [3]


Семизвездие симптомов кризиса произносит о том, что новейшие черты постоянно соединены с тем, что малыш затевает доказывать свои поступки не вхождением самой ситуации, а отношениями с иными людьми. Кризис 3-х лет протекает как кризис социальных отношений малыша. Для кризиса 3-х лет, сообразно исследованиям экспертов и психологов, важным новообразованием является происхождение новейшего ощущения «Я». «Я сам». Из новообразований кризиса 3-х лет появляется желание к самостоятельной деятельности, в то же время аналогичной на активность зрелого – таккак зрелые выступают для малыша как образцы, и малыш желает делать, как они. Тенденция существовать общей жизнью со зрелым проходит чрез все детство; малыш, отделяясь от зрелого, устанавливает с ним наиболее глубочайшие дела, подчеркивал Д. Б. Эльконин.

1.3 Суть кризиса трёх лет и вредные советы родителям

Ребёнок бунтует против тех норм обучения, которые сложились, полагая что он «вырос из них».

Стремление к самостоятельности

Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми.

Происходят конфигурации аффективно-волевой сферы.

Изменяется отношение ребёнка к себе и людям.

Ребёнок начинает доказывать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с иными людьми.
Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету мамы и отца.

Ребёнок желает проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а соединены с проявлением личности ребёнка.

С одной стороны ребёнок желает признания собственной самостоятельности и независимости, а с другой – к таковой форме поведения он ещё не готов.

Если выполнять эти вредные советывредные советы, то тогда у ребёнка достаточно быстро появятся невротические симптомы. Ребёнок вырастит малоинициативным и безвольным(или жестоким и упрямым).

- Настаивайте на собственном, вы же всегда правы!

- Сломите детское упорство(тогда у ребёнка или станет заниженная самооценка, или он перестанет слышать ваши замечания).

- Не давайте ему ничего делать безпомощидругих(он же ещё маленький и глупый)!

- Покажите ребёнку, что его мировоззрение никто в расчёт не берёт.

-Постоянно ругайте.

Выводы по первой главе

В первой главе мы узнали что такое «кризис трёх лет» Проанализировали литературу по данной тематике, и выделили нужное из каждого литературного источника. Также были подчёркнуты основные особенности, суть «кризиса трёх лет» и краткая характеристика данного возраста. И в конце были даны вредные советы, которые нельзя применять при выявлении у ребёнка «кризиса трёх лет».