Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет ( Характеристика возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методические рекомендации по развитию и коррекции кризиса трёх лет

Вот какие решения преодоления кризиса дают психологи Дон и Джоан Элиум, создатели книг по воспитанию сына и дочери.
Для малыша принципиально знать, что любое утро после того, как он проснется, его одежда станет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играться. Подобный обычный порядок ставят и поддерживают родители.

Причем, делая это, не повторяют по сто раз: « Оденься, умойся,..» Они берут малыша за руку, водят с собой в ванную комнату, приговаривая: «А сейчас пора умыться». Или: «Пора прибирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый порядок дозволяет свести к минимуму борьбу, которую традиционно приходится новости родителям, добиваясь от малыша исполнения таковых дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно лишь быть рядом, чтобы посодействовать малышу.

Не нужно ждать от малыша, что он по собственному почину сделает то, о чем его требуют. Это возраст повторений, ребенку необходимо настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сумеет соблюдать поставленный порядок по своей инициативе.

Маленькому ребенку необходимы «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты формируются родителями и поочередно, взыскательно соблюдаются в семье(не включать плиту, утюг, телевизор, не хватать спички, зажигалки, не вылезать за пределы двора и т. д.).

Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через творение определенной домашней среды. Никакие грозные слова, разъяснения, шлепки по рукам не сумеют повлиять на любопытство возрастающего исследователя. Ребенок быстрее станет недоумевать и дуться на родителя, который ударил его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше элементарно прибрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы малыш не мог достать, пока не подрастет настолько, что сумеет обходиться с ними довольно осторожно.


Девочкам и мальчикам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную сохранность. В их сознании благодаря безусловным запретам появляются границы личных способностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут тихо обнаруживать свою энергичность с натуральной энергией и неимением внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.[4]

Что делать родителям, чтобы посодействовать ребенку
испытать кризис 3-х лет.

Кризис может начаться уже с 2, 5 лет, а закончиться в 3, 5 – 4 года.
Постарайтесь выработать правильную линию собственного поведения, станьте наиболее гибкими, расширьте права и обязанности малыша.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь(повозможности) в дела малыша, ежели он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего рвения, скорее только, она станет громко сопротивляться.

Помните, что малыш как бы проверяет Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было, запрещается сутра, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите точные запреты(невозможно убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д.). Запретов не должно быть очень много. Этой линии поведения обязаны задерживаться все члены семьи(или хотя бы папа с мамой).

Помните, что малыш многие слова и поступки повторяет за Вами, благодарячему смотрите за собой(если мама лишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, станет такой же).

При взрывах упрямства, бешенства попытайтесь отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

Когда малыш злится, у него истерика, то напрасно разъяснять, что так делать плохо, отложите это до тех пор, когда малютка успокоится. Пока же разрешено брать его за руку и увести в спокойное безлюдное пространство.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, ежели малыш отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малютка его кормит, но медведь хочет есть по очереди - ложечка ему, ложечка Коле. Обыграть разрешено многое: поездку в машине, умывание, одевание.

Для благоприятного развития малыша лучше выделять, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не пытаться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мировоззрение которого Вам интересно.

Любите малыша и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.


Родителям следует знать:

- Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.

- Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.

- Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.

- Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка к собственному «Я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.

- Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

- Кризис трех лет – это, прежде всего «кризис социальных отношений ребенка», когда перестраивается система взаимоотношений «ребенок – взрослый» и ребенок осознает себя как отдельную самостоятельную единицу.[5]

- Не нужно пугаться остроты протекания, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в своем самоутверждении говорит о том, что вего психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития личности и ее адаптивных способностей.

- Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, продолжают сохранять прежний, авторитарный стиль общения с ребенком.- Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.

- Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.

- Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функций самоконтроля;

- Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи, запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).

- Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

- Помните, что малыш страдает от кризиса сам… Но кризис трех лет – это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.

- Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении родителей.


- Период кризиса трех лет – это серьезное испытание и для родителей, и для детей, но, зная особенности протекания кризиса, а также его причины, можно успешно его преодолеть.(Предложить родителям рассмотреть проблемные ситуации).

Что могут сделать родители в период кризиса:

- Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности;

- Не надо любыми путями сгладить кризис, помня, что проживание периода кризиса – неизбежный процесс.

- Не придавайте большого значения упрямству и капризности ребенка. Примите это как необходимость.

- Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его любите и понимаете.- Не подчеркивайте свою силу и превосходство над ребенком, кризис не должен перейти в войну, где каждая сторона упрямо стоит на своем. Научитесь договариваться, старайтесь находить компромиссы.

- Капризы ребенка – это его способ определить степень своей свободы, поэтому лучше заранее выработать короткий свод непререкаемых законов и придерживаться их.

- Будьте в поведении с ребенком настойчивы и последовательны, если вы сказали «Нет», оставайтесь при том же мнении. Выработайте единую стратегию поведения для всех членов семьи, в том числе, бабушек и дедушек.

- Запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка).

- Чтобы переломить ситуацию, предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности. Покажите ребенку, что вы ему доверяете и что вы с ним равны.Расширяйте права и обязанности ребенка в пределах разумного.

- Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.

- Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.

- Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

- Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится более самостоятельным, независимым от окружающей среды, он осознает себя как отдельную личность.Каковы же основные педагогические принципы поведения взрослых в кризисный период??

Терпение. Выдержка. Включение ребенка в игру. Помощь ребенку или включение его в действия взрослого («Помоги мне!»). Соревнование («Кто быстрее – ты илия?». Предоставление большей самостоятельности растущему человеку.


Таким образом, чем внимательнее, терпимее, доброжелательны к ребенку в период кризиса будем мы, взрослые, тем мягче и безболезненней пройдет для него этот период.

От благополучного или, наоборот, неблагополучного проживания периода дошкольного детства зависит будущее взрослого человека.Успешность развития вашего ребенка во многом зависит от вас, дорогие родители! Необходимо заметить, что главную роль в воспитании ребенка играет его семья. Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются ребенком с раннего детства. И чем младше ребенок, тем ответственней должна быть роль взрослого.

2.2 Модель исследования психологического содержания кризиса трёх лет

При разработке модели исследования психологического содержания кризиса 3-х лет мы исходили из последующих теоретических посылок, объясняющих связь и последовательность различных периодов психического развития в онтогенезе.

1) Мы вслед за Л. С. Выготским считаем, что главная характеристика возраста связана с возрастными психологическими новообразованиями. При этом образование литического периода остается на арене психического развития, а образование критического возраста встраивается и ассимилируется новообразованием литического периода развития(Е. Е. Кравцова)

2) В современной психологии есть данные, сообразно которым образование литического периода делается основанием водящей деятельности(Е. Е. Кравцова, Г. Б. Яскевич и др.)

3) Ведущая активность является зоной ближайшего развития того периода, который она описывает, то есть, иными словами, малыш исполняет ее с поддержкой взрослого и только в конце предоставленного периода способен самостоятельно реализовать ее.(Л. С. Выготский, Г. Г. Кравцов, Е. Л. Бережковская и др.)

4) Новообразование литического возраста делает случайной центральную психическую функцию этого же периода(А. А. Усипбаева, Е. Е. Кравцова) 5) Новообразование критического возраста конкретно связано с владением субъектом новообразованием предшествующего литического периода(Г. Б. Яскевич).

Реализация данных принципов по отношению к интересующей нас проблеме психологического содержания кризиса 3-х лет значит, что:

1) Ранний или пред дошкольный возраст характеризуется психологическим новообразованием, субъектом которого малыш становится при выходе из кризиса 3-х лет. [6]