Файл: Цели создания запасов и их классификация (Понятие запасов. Цели создания и виды товарно-материальных запасов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития экономики качество материального обеспечения производства значительно влияет на эффективность функционирования организации. Основной показатель качества материального обеспечения - это его надёжность, определяемая как способность системы управления товарно – материальными ценностями гарантировать бездефицитное обеспечение предприятия всеми ресурсами в необходимом количестве и разнообразии. Управление надёжностью материального обеспечения подразумевает мониторинг и совершенствование как аспектов снабжения, так и запасов. Взаимодействие с поставщиками, укрепление партнёрских отношений с целью повышения надёжности поставок сырья или готовой продукции относится к снабженческой деятельности, тогда как поддержание необходимого уровня запасов при минимизации издержек на его содержание – функция управления запасами. Запасы, с одной стороны, снижают риск дефицита и, связанных с ним потерь, то есть повышают надёжность материального обеспечения, с другой стороны, содержание запасов требует значительных затрат. Поэтому запасы оказывают непосредственное, но в то же время противоречивое воздействие на эффективность функционирования предприятия.

Состояние и эффективность использования запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокие темпы инфляции, снижение спроса на продукцию и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к материальным запасам, искать новые источники их пополнения, изучать феномен эффективности их использования и внедрять научный подход к управлению запасами. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств приобретают все большую значимость.

Проблема оптимизации уровня запасов при управлении запасами является общеизвестной и достаточно актуальной в настоящее время. Актуальность этой проблемы, несмотря на длительную историю развития данного направления в логистике, обусловлена следующими факторами:

  • в случае некорректного определения оптимального уровня заказа и максимального уровня запасов, имеющихся на складе, возникает либо дефицит товара, либо замораживание дополнительных денежных средств в виде запасов, что в настоящее время недопустимо;
  • применение моделей управления запасами бывает весьма затруднительным в практической деятельности ввиду низкого профессионализма персонала и неспособности внедрения модели с учётом конкретных параметров и специфики организации;
  • рост популярности вытягивающих систем производства и управления запасами, при которых запас практически отсутствует, что является результатом кардинальной реструктуризации бизнес - процессов предприятия.

Целью исследования является совершенствование системы управления товарно-материальными запасами ООО «Энергосервис».

Для достижения цели, необходимо выполнить ряд задач:

  • изучить тематическую литературу;
  • дать краткую характеристику предприятия;
  • проанализировать структуру товарно–материальных ценностей предприятия;
  • провести анализ эффективности существующей системы управления запасами предприятия;
  • смоделировать и представить графически системы управления запасами с учётом специфики продукции предприятия;
  • разработать мероприятия по совершенствованию системы управления запасами.

Объектом исследования является структура товарно – материальных ценностей ООО «Энергосервис». Предмет исследования – система управления запасами предприятия.

Исследование будет произведено с помощью таких методов, как неструктурированные интервью, анализ деятельности предприятия, анализ эффективности использования запасов, наблюдение. Подробное описание программы исследования в п. 1.3. Таким образом, исследование носит прикладной характер.

Структурными единицами работы являются три главы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ

1.1 Понятие запасов. Цели создания и виды товарно-материальных запасов

Сегодня тема управления запасами как одно из направлений логистического менеджмента является актуальной, что объясняет разнообразие работ, посвящённых данной тематике. Несмотря на многогранность и комплексность явления запасов, российские и зарубежные авторы придерживаются очень простого определения понятия запасов - это товарно – материальные ценности, которые ожидают потребления[1]. Похожее определение запасов характеризует их как то, что приготовлено для последующего потребления. Следует отметить, что отличительным признаком запасов является их свойство «ждать» их вовлечения в последующие производственные или иные процессы. В общем смысле запасы могут представлять информацию, финансы и даже нематериальные ценности, например, энергия, здоровье человека, однако в логистике понятие «запас» подразумевает составляющие материального потока, то есть товарно – материальные ценности, поэтому в дальнейшем речь пойдёт именно о таком виде запасов.


Большинство организаций имеют запасы независимо от вида деятельности, будь то завод или банк, но наиболее значимую роль они играют на производственных предприятиях, в оптовых и розничных торговых компаниях, в сфере логистического обслуживания. Содержание запасов влечёт за собой ряд издержек. В общем виде их можно представить следующим образом:

  1. издержки на содержание склада;
  2. издержки на обеспечение движения запаса;
  3. издержки на обслуживание запаса;
  4. издержки, связанные с возможными рисками;
  5. альтернативные издержки.

Затраты на содержание склада включают в себя заработную плату работников склада, коммунальные платежи, обеспечение охраны и т.д. Движение запасов подразумевает транспортировку товарно–материальных ценностей на территории склада, предприятия, то есть погрузочно– разгрузочные работы, комиссионирование товаров, подача транспорта. Под обслуживанием запаса следует понимать страховые и налоговые взносы, проценты по кредитам, направленным на создание запасов, и др. Стоимость рисков содержания запасов включает в себя возможную порчу, кражу или утерю запасов, а также моральное старение. Наконец, альтернативные издержки – издержки упущенной выгоды.

Выше упомянутые затраты поддаются классификации. Наиболее распространённой является разделение издержек, связанных с созданием запасов, на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объёма запаса. К таковым относятся, например, издержки на обслуживание собственных складов или оплата аренды за использование склада логистического оператора, амортизационные отчисления и т.д. Переменные затраты, наоборот, зависят от уровня запаса на складе, на их величину влияет динамика отгрузок и прихода запаса. Переменными издержками можно назвать страховые и налоговые отчисления, заработную плату штата работников склада, необходимого для полноценного обслуживания запасов, внутренняя транспортировка запасов и др. Чаще всего на принятие решения об управлении запасами учитываются именно переменные издержки[2].

Необходимо отметить, что распределение категорий издержек в ту или иную группу может зависеть от решения руководства предприятия.

Другая классификация издержек включает в себя также две группы: прямые и косвенные затраты.

К первой группе относятся издержки, которые составляют часть стоимости имеющегося запаса. Таким образом, прямые издержки включают в себя:


1) стоимость запасов (капитальные затраты),

2) издержки на хранение,

3) стоимость обслуживания запаса,

4) убытки от порчи, потери, морального старения и краж.

Ко второй группе классификации относятся издержки, которые не учитываются в конечной стоимости продукта. Например, оплата счетов за предоставление коммунальных услуг, затраты на поиск поставщика, затраты на маркетинговые исследования рынка, ремонт вспомогательных помещений склада и т.д.

Образование большого количества разного рода издержек не останавливает предприятия создавать запасы. Зачастую компании генерируют колоссальные объёмы запасов, преследуя разные цели. Наиболее часто встречаемыми целями являются:

    1. повышение производственной эффективности;
    2. повышение или сохранение уровня потребительского сервиса;
    3. страхование сбоев в поставках;
    4. защита от изменения закупочных цен;
    5. получение скидок за счёт оптовых закупок;
    6. экономия на транспортировке.

Запасы благоприятно влияют на повышение эффективности производства за счёт снижения себестоимости при безостановочном производстве, исключая простой оборудования, также, за счёт своевременного выполнения производственного графика даже при срывах поставок и сокращения издержек, связанных с привлечением дополнительного оборудования и рабочей силы при повышении спроса.

Вторая из вышеперечисленных целей обусловлена способностью запасов сглаживать колебания спроса, учитывая его сезонный или хаотичный характер. Даже при непредвиденных скачках спроса предприятие, обладающее запасами, будет способно обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов путём предоставления им требуемого объёма продукции, что, в свою очередь, позволит удержать покупателей и повысить их лояльность к компании.

Срывы поставок, вызванные ненадёжностью поставщиков, проблемами транспортировки и ненадлежащим качеством поставленной продукции, так же могут быть скомпенсированы за счёт наличия запасов.

С помощью создания спекулятивных запасов предприятие может предотвратить негативные последствия повышения закупочных цен у поставщиков.

Многие авторы часто, например, Неруш Ю.М., Лидерс Р.М. объединяют последние две цели вместе, подразумевая экономию от масштаба. Закуп необходимых материалов или готовой продукции в оптовых объёмах влечёт за собой оптовые скидки и наиболее эффективное использование ёмкости транспортных средств. Однако следует учитывать, что создание больших объёмов запасов в результате оптовых закупок приводит к увеличению издержек на их хранение. Таким образом, экономия на оптовых скидках за счёт создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас[3].


Запасы имеют противоречивую природу, так как, с одной стороны, они влекут за собой формирование нескольких статей затрат и замораживания денежных средств, а, с другой стороны, способствуют бесперебойной деятельности предприятия и обеспечения надлежащего уровня обслуживания потребителей.

1.2 Концепции и системы управления товарно-материальными запасами

Управление запасами как одно из направлений производственной деятельности напрямую влияет на эффективность всей организации в целом, так как является звеном логистической цепи, вовлекающим финансовые, трудовые, информационные ресурсы и определяющим рациональность их использования. По словам Джона Шрайбфедера, президента корпорации «Effective Inventory Management» и автора нескольких изданий, посвящённых искусству управления запасами: «Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль»[4]. Учитывая тот факт, что первостепенной целью большинства организаций выступает получение прибыли и её преумножение, нельзя переоценить важность качественного управления запасами.

Чаще всего под управлением запасами подразумевается создание и поддержание такого объёма запасов, который позволит поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов при минимальных издержках на хранение. Управление запасами может считаться эффективным при условии выполнения ряда задач:

- точное прогнозирование спроса с учётом его характера (сезонность, хаотичность) и непредвиденных скачков спроса;

- оптимизация уровня запаса, то есть создание такого объёма запаса, при котором издержки будут минимальны, а производственная или торговая деятельность организации бесперебойной;

- регулярный мониторинг запасов каждого товара с целью формирования и совершенствования стратегии управления;

- расчёт оптимального размера заказа при осуществлении очередной заявки на поставку продукции.

Безусловно, для каждой организации оптимальный уровень запаса будет разным ввиду отличий в организационных структурах, размерах предприятия, вида их деятельности, финансовых и технических возможностей, развитости внутренней и внешней инфраструктуры и т.д. В зависимости от внешних и внутренних факторов влияния на создание запасов организация может выбрать одну из трёх ныне существующих концепций управления запасами: