Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Определение степени удовлетворенности персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Современные мотивационные механизмы, используемые в работе с персоналом, позволяют не только повысить производительность труда в организации, но и выстроить наиболее заинтересованным сотрудникам индивидуальную траекторию развития. Это приводит к освоению новых направлений деятельности сотрудниками, получению дополнительного образования.

В современном обществе человек нуждается не только в материальной оценке его труда, но и моральной. От успешности каждого работника зависит и успешность компании в целом. Важно чтобы цели предприятия совпадали с личными целями сотрудника. Для общего успеха руководитель организации должен относиться к своим сотрудникам как к самым лучшим клиентам. Только в этом случае он получит истинную преданность работников и высокие результаты их труда.

Цель работы: исследование особенностей профессиональной мотивации сотрудников ООО «Швейный дом» и разработка предложений по совершенствованию системы мотивации.

Объект исследования – сотрудники ООО «Швейная фабрика»

Предметом исследования являются особенности профессиональной мотивации сотрудников.

Гипотеза: существует взаимосвязь между удовлетворенностью труда и уровнем трудовой мотивации.

Задачи, которые необходимо решить:

  1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы профессиональной мотивации в работах отечественных и зарубежных авторов.
  2. Дать краткую характеристику исследуемой организации.
  3. Провести эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации сотрудников.
  4. Разработать предложений по совершенствованию системы мотивации сотрудников.

Методами научного исследования стали: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; практические методы (психодиагностические методы и методы экономического анализа); методы статистического анализа.

Теоретико-методологическая основа исследования. Работа выполнена на основе научных достижений отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления производством. В ходе исследования были использованы научные труды по проблемам мотивации и стимулирования персонала в рыночной экономике.

В работе использовались следующие общие и специальные методы экономических исследований: системный подход, диалектический метод познания, структурный, системный и факторный анализ, сравнительный микро- и макроэкономический анализ. При изучении практических материалов использовались методы экономико-статистической обработки и экономико-математического моделирования.


Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности мотивации работников предприятий, внедрение которой позволит повысить эффективность системы управления персоналом и конкурентоспособность предприятия в современных экономических условиях.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие и теории профессиональной мотивации в психологии

Многочисленные теории мотивации получили развитие в XX веке. Важнейшее их отличие друг от друга состоит в выделении ведущего (доминирующего) мотивационного фактора и побудительных сил поведения.

Наиболее ранняя теоретическая модель мотивационной сферы личности была представлена в классическом психоанализе.

Психоаналитический подход к рассмотрению мотивации человека строится на утверждении диалектической борьбы противоположно направленных побуждений человеческой природы, интенсивность и динамичность которых формирует внутренне противоречивую картину психической жизни личности, способствуя развитию непреодолимого внутриличностного конфликта. Основные мотивационные доминанты деятельности человека при таком рассмотрении – это стремление к получению удовольствия (максимальному удовлетворению естественных – витальных – потребностей), а также страх неудовольствия, то есть намерение человека минимизировать объем неудовлетворенных потребностей, а также сократить меру наказания за удовлетворение тех потребностей, которые нарушают установленные социальные нормы[1].

Теория мотивации активно разрабатывалась З. Фрейдом, который полагал, что существует определенное число врожденных влечений, свойственных каждому человеку и неизменных в процессе его онтогенетического развития. Эти влечения рассматривались Фрейдом в качестве своеобразных энергетических систем, которые стремятся к разрядке, вынуждая человека действовать в направлении конкретных объектов импульсивно, неосознанно. Таким образом, в рамках классического психоанализа утверждалось, что мотивацию человека формирует непрерывное противоборство двух разнонаправленных влечений, которые в ряде случаев достигают компромисса (при нормальном психическом развитии личности жизнеутверждающие влечения преобладают над деструктивными).


Первоначально в рамках классического (ортодоксального) бихевиоризма проблемы мотивации исключались из области исследований, так как основополагающая формула «S – R» («стимул – реакция») не допускала существования иных детерминант кроме внешних стимулов. Данный подход исключает рассмотрение психики как источника активности личности, выступая в качестве совокупности автоматических, запущенных извне реакций. Переход проблематики мотивационного поведения в рамки психологического исследования сопровождался корректировками бихевиористического учения, в том числе признанием в качестве аксиомы положения о существовании внутренних побудительных сил, закрепляемых в форме потребностей и оказываемых на поведение индивида не меньшее воздействие, чем внешние стимулы. В рамках необихевиоризма этими внутренними движущими силами признавались мотивы, составившие «среднее (промежуточное) звено» между стимулами и реакциями и опосредовавшие ответ организма на выдвигаемые средой требования[2].

Однако даже после признания существования данной промежуточной переменной в необихевиоризме делался упор лишь на внешней стороне активности организма и физиологических факторах, которые мотивируют поведение субъекта. В качестве первых детерминант активности рассматривались физиологические циклы и эмоциональные состояния, которые проявлялись в форме конкретных телесных реакций.

Социальные факторы в рамки научного исследования были введены одним из лидеров необихевиоризма Э. Толменом, который предлагал три уровня мотивации, два из которых можно признать социальными:

1. биологическая мотивация;

2. мотивация власти;

3. мотивация успеха.

Далее, в необихевиоризме для научного описания такой характеристики мотивации, как направленность, использовалось понятие «валентность». Было экспериментально доказано, что организм далеко не всегда стремится к тому, в чем испытывает насущную потребность. С целью прояснения этих механизмов было предложено различать положительную и отрицательную валентности. Если объект в силу каких-либо причин обладает положительной валентностью, организм стремится к обладанию этим объектом, если же отрицательной, то возникает реакция избегания (Б. Скиннер). То, какой валентностью будет обладать конкретный предмет, зависит от прошлого опыта взаимодействия со средой и особенностей научения, то есть в большей степени определяется социальными, а не сугубо биологическими факторами[3].


Анализируя различные нарушения поведения человека (фобические расстройства), теоретики необихевиоризма утверждали, что поведение человека детерминируется преимущественно отрицательной мотивацией, при которой направляющим вектором служит реакция избегания. Так, М. Майером был рассмотрен страх как основная движущая сила поведения человека. Особенностью приобретенной отрицательной мотивации является ее стремительная генерализация, то есть быстрое распространение на новые объекты и ситуации.

С точки зрения необихевиоризма рассматривалась и познавательная мотивация. Например, стали широко известны эксперименты с людьми, предполагающие изоляцию и сенсорную депривацию испытуемых. Так, в результате экспериментов Д. О. Хэбба был доказан тезис о врожденной потребности индивида в контакте с внешним миром.

Рассмотрение мотивации в русле гештальтпсихологии сводилось к анализу особенностей человеческой психики.

По мнению К. Левина, энергия побуждения/мотива реализуется не только в пределах организма, а распределяется в системе «организм – среда», которая представляет собой единое динамичное поле. Под воздействием мотивационных факторов разные объекты приобретают по отношению к индивиду «требовательный характер», побуждая выполнять его конкретные действия по отношению к данным объектам.

Подход К. Левина к мотивации может быть охарактеризован как «гомеостатический». По мнению исследователя, нарушение баланса между субъектом и ситуацией, способствует появлению состояния мотивационной напряженности, которое он путем различных действий стремится редуцировать.

К. Левин предлагал рассматривать два вида потребностей: биологические и социальные (квазипотребности, то есть стремление к совершению целенаправленного социального действия). В структуре личности потребности не находятся в изоляции, они взаимодействуют друг с другом, подчиняясь определенной иерархии. Связанные между собой квазипотребности могут обмениваться аккумулированной в них энергией. Этот процесс Левин называл «коммуникацией заряженных систем». Возможность такой коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать внешние и внутренние барьеры, находить выход из сложных ситуаций. Таким образом, стремясь к разрядке напряжения, человек не запрограммирован на выполнение строго определенных действий, а может изменять и замещать их, находя новые способы преобразования ситуации.


Наибольшую популярность из когнитивных теорий мотивации приобрела теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1956). По мнению исследователя, каждый человек обладает особой потребностью в конгруэнтности, то есть в гармонии и консонансе, в совпадении ожиданий субъекта и реально происходящих событий. Под воздействием данной потребности любой диссонанс (несовпадение когнитивных элементов) ощущается личностью как состояние дискомфорта, которое приводит к запуску активности, направленной на его устранение (редукцию) и восстановление согласованности содержаний сознания. Стремление к когнитивному согласованию мотивационных процессов (побуждений) и представлений о ситуации запускает сложный механизм интерпретации и переинтерпретации, который позволяет постепенно снять существующие противоречия[4].

Особая традиция понимания и исследования мотивационных процессов сложилась в гуманистической психологии, найдя отражение, прежде всего, в трудах Г. Олпорта и А. Маслоу.

По мнению Г. Олпорта, огромное число мотивов, которое предопределяет поведение человека, можно свести к некоторому количеству первоначальных мотивов, которые являются не только врожденными, но и свойственными, как правило, всему животному миру. Отдельно Г. Олпортом рассматривалось «послеинстинктивное поведение» сформировавшейся личности, которое проявляется в интересах и побуждениях, не сводимых к их более ранним архаическим и унаследованным формам (влечениям и рефлексам), но формирующихся в результате постепенной дифференциации, структурирования и интеграции индивидуального опыта, в процессах обучения и социализации.

А. Маслоу предлагалось разделение всей мотивационной сферы человека на две подсистемы:

1. дефицитарная мотивация, которая предполагает компенсацию дефицита внутренних ресурсов и приобретение чего-то недостающего;

2. мотивация роста, которая построена на расширении жизненного опыта и совершенствовании имеющихся способностей человека.

Потребности, которые относятся к первой подсистеме, характеризуют актуальные нужды человека и функционируют по гомеостатическому принципу («актуализация – удовлетворение (насыщение) – угасание»); потребности, относящиеся ко второй группе, не сводятся лишь к сохранению существующего, а нацелены на развитие. Последняя подсистема мотивов, рассматриваемых в единстве с высшими ценностями личности, получила обозначение - метамотивация.[5]