Файл: Роль мотивации в поведении организации ( ООО СЛОВАКИЯ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Роль мотивации и стимулирования в управлении персоналом
1.2 Характеристика основных мотивации
2. АНАЛИЗ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО СЛОВАКИЯ»
2.1 Общая характеристика организации
Введение
Актуальность курсовой работы. На современной стадии развития общества и при формировании новых механизмов хозяйствования предприятиям любых форм собственности очень важно искать эффективные способы организации труда, обеспечивающие активизацию человеческого фактора. Вклад каждого работника в успешное функционирование организации является несомненным, чем подтверждается значимость работников в конечных результатах работы, так как отсутствие у персонала стремления к работе, то есть отсутствие мотивации, влечет проблемы, в числе которых низкий уровень качества и производительности труда, отсутствие лояльности и высокий уровень текучести кадров, невозможность привлечения или же удержания требуемых специалистов и менеджеров.
Целью курсовой работы является анализ и улучшение роли мотивации поведении персонала на предприяти ООО СЛОВАКИЯ».
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть систему мотивации в поведении организации;
- дать характеристику предприятия ООО СЛОВАКИЯ»;
- проанализировать систему мотивации в организации;
- разработать рекомендации по улучшению мотивации в поведении персонала на предприятии.
Объект исследования – предприятие ООО СЛОВАКИЯ».
Предмет исследования – система мотивации и стимулирования персонала ООО СЛОВАКИЯ».
Методы исследования включают анализ и обобщение теоретических трудов и практического опыта, официальной документации, решений Правительства, методы системного и статистического анализа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Роль мотивации и стимулирования в управлении персоналом
У мотивации есть очень много определений. По мнению В.М. Бугакова, мотивация является процессом мотивообразующего влияния на побуждающие факторы сотрудника, под их воздействием у него появляется необходимость работать так, чтобы помочь достичь цели организации.
Л.И. Лукичева, Ю.П. Анискин считают, что мотивация является процессом стимулирования себя и остальных людей к тому, чтобы достичь личных целей, а также цели организации; является внутренним состоянием, в котором раскрывается поведение сотрудника.
По мнению Л.В. Максимовой, мотивация является суммой внешних и внутренних сил, которые побуждают сотрудника к работе, нацеленной на то, чтобы достичь определенных целей, затратив определенные усилия, с определенным уровнем настойчивости, добросовестности и стараний.[12]
Сутью мотивации сотрудников является эффективная реализация поставленной задачи, согласно решению руководства предприятия, а работники при этом руководствуются своими правами и обязанностями. В случае, когда руководство имеет возможность координирования и планирования работы команды специалистов и организации в общем, то его решения всегда будут направлены на лучшую реализацию потенциала людей.
Для полного раскрытия понятия мотивации, требуется анализ трех аспектов этого явления:
- деятельность сотрудника зависима от мотивационного влияния;
- соотношение внутренней и внешней силы;
- как мотивация может быть соотнесена с результатами деятельности сотрудника.[8]
Потребность в удовлетворении своих нужд побуждает сотрудника к инициативе, а также к труду.
Потребность является внутренним состоянием сотрудника, общей для разных людей, но вместе с тем, у неё существуют определенные индивидуальные проявления.
Она может появиться осознанно и неосознанно. Вместе с тем, не каждая потребность осознается и адекватно удовлетворяется. При её неустранении не идет речи о полном ее устранении. Многие потребности иногда появляются снова, хотя при этом они изменяют форму своего конкретного проявления, вместе с уровнем настойчивости и влияния на сотрудника.
По происхождению потребности делят на естественные и социальные, а если исходить из сути – материальные и нематериальные.
Удовлетворение потребности делят на такие уровни:
- минимальный – гарантирует выживание;
- нормальный – поддерживает у сотрудника деятельность с должной отдачей;
- уровень роскоши – когда удовлетворять потребности – цель либо средство для того, чтобы показать высокое общественное положение.[9]
Чтобы потребность проявила себя, требуется мотив, то есть психологическая причина, которая побуждает сотрудников к инициативе, нацеленной на удовлетворение потребностей.
Мотив является условием, объективной потребностью что-либо сделать, стимулированием к какой-то работе; она находится «внутри» сотрудника, у мотива есть «персональный» характер, мотив зависит от кол-ва внутренних и внешних факторов, и от действия других, возникающих наряду с ним оснований.
Формировать и поддерживать условия для стимулирования сотрудников очень сложно. Из-за этого, мотив трансформируется исходя от особенностей человека, намеченных целей, а также времени. Существует также и обобщенный принцип создания, поддерживания мотивации, тогда как задача менеджера – искать способы мотивации персонала, состоящие в привлекательности трудового процесса, в достойном размере ОТ, в карьерном росте.
Мотив воодушевляет сотрудника к работе, а также определяет, что именно надо делать и как необходимо исполнить эту работу. Мотив поддается осознанию, то есть сотрудник имеет возможность влияния на свои мотивы, ослабляя его влияние либо даже устраняя.
Существуют такие типы мотивов:
- как внутренне осознанный интерес, который способствует действию, связанному с его удовлетворением;
- как неосознанные потребности, то есть желания;
- как намерение, которое способствует поведению;
- как совокупность некоторых факторов. [15]
Поведение сотрудника чаще всего можно объяснить не одним мотивом, а комплексом, в рамках которого они находятся во взаимосвязи по мере влияния на сотрудника.
Соотношение разных мотивов, которые оказывают воздействие на поведение сотрудников, составляет мотивационную структуру. У каждого сотрудника она своя, обусловлена набором факторов: образование, пол, степень благосостояния, возраст, социальный статус, должность, личные ценности и так далее.
Мотивирование выступает процессом воздействия на сотрудника для того, чтобы стимулировать его к определенным действиям, при помощи активизации определенного мотива. Мотивирование – основа руководства сотрудником. Эффективность руководства в весьма большой степени зависит от успешности протекания процесса мотивирования.
Виды мотивов к труду:
- социальности (потребность быть в составе группы специалистов). Такое основание присуще японскому стилю руководства. Необходимость работы в «хорошей группе специалистов», по словм разных социологов, включается в лидирующую группу ориентации человека в РФ.
- самоутверждения, присущ чаще всего молодым исполнителям, и исполнителям среднего возраста. Такой мотив является мотивирующим фактором для сотрудников, у которых есть высокая квалификация.
- самостоятельности, присущ исполнителям, имеющих «хозяйскую» мотивацию, они всегда могут пожертвовать стабильностью, и даже высокими зарплатами, для того, чтобы достичь установки «стать хозяином и вести собственный бизнес самому».
- стабильности, появляется в случае, если более важна стабильность в работе и жизни. Из-за разных причин, доля населения России, ориентирующаяся на стабильность, превышает долю предпочитающих риск либо предпринимательство.
- получения нового (к примеру, знания, предметы и т.д.), они выступают как основа большинства элементов воздействия. Особенное значение имеет этот мотив у высококвалифицированных работников.
- справедливости. В обществе понимание справедливости – индивидуальное. Если работник будет не придерживаться справедливости, то это приведет к его демотивации.
- состязательности на предприятии. Является одним из самых сильных оснований, которые действуют в любое время. Определенная степень состязательности характерна для любого сотрудника. При небольшом расходе, она обладает ощутимым экономическим эффектом.[22]
В целях эффективного руководства, сотрудники должны знать, хотя бы в общих чертах, основания их поведения, методы воздействия на них, а также вероятный результат усилий.
В процессе анализа мотивации требуется учитывать нижеследующее:
- поведению сотрудника присущ рациональный и иррациональный мотив;
- мотив объясняет другой мотив, это обусловливает необходимость анализа поведения во всех аспектах, а не ограничением того или иного из них;
- смысл поведения либо отношения нельзя выявить сразу, он может быть охарактеризован лишь в конце анализа всех сведений;
- отношение и поведение не являются неизменными данными, спустя время, они меняются, подвергаются определенному влиянию.[6]
Бесспорно, существует отличие мотивов труда у нанимателя и наемного человека. Поэтому отличия могут иметь также мотивационные механизмы: на нанимателя влияет государство; на наемного исполнителя – наниматель, применяющий те или иные стимулы в случае применения механизма мотивации труда. Но у каждого имеется одна общая черта – направленность на удовлетворение потребностей, которые выступают сущностью системой мотивации.
Следовательно, данный теоретический анализ дает возможность говорить, что трудовые ресурсы – главная производительная сила для общества, а для организации, прежде всего, является объектом постоянной заботы со стороны руководства организации.
Для достижения эффективной вовлеченности работников в ход работы, требуется применение мотивации труда, которая целится на то, чтобы удовлетворить потребности, являющиеся сущностью системы мотивации.
1.2 Характеристика основных мотивации
На данный момент выделяются три основных группы теории мотивации:
- первоначальная;
- содержательная;
- процессуальная.[4]
Первоначальная теория мотивации основывается на использовании простых стимулов принуждения, материальных и моральных поощрений сотрудников. Положительная и отрицательная мотивация (теория «кнута» и «пряника») является известной, в соответствии с ней, работники обязаны точно знать, за что их поощрят, а за что накажут.
Развитие данной теории произошло из теории «Х» и «Y» Дугласа МакГрегора, в 1960 г. им опубликована собственное мнение о биполярности мнений о том, как надлежит управлять каждым человеком (табл. 1).[2]
Таблица 1
Теория мотивации Д. МакГрегора
«Х» |
«Y» |
- в мотиве преобладает – биологическая потребность; - людям не нравится работать, по данной причине труд нормируется, а людей нужно заставлять работать; - человек выбирает работать под управлением, не берет на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и хочет находится в безопасности; - качество работы – низкое, поэтому нужно строго контролировать труд. |
- в мотиве преобладает – социальная потребность, желание выполнять работу хорошо; - для людей работа может быть, как источник удовольствия, а может быть наказанием, зависит от условий; - зачастую, у людей есть готовность взять ответственность на себя; - для большинства людей характерна готовность использования знаний и опыта в работе; - главный стимул – это не угроза наказаний, внешние контакты им не являются; - наиболее важное вознаграждение сопряжено с удовлетворением потребностей в самовыражении; |
Главный стимул – принуждение. Вспомогательный стимул – материальные поощрения |
Главные стимулы – самоутверждение, моральные и материальные поощрения. Вспомогательный стимул – принуждение |
По его теории, мотивация работников требует учета уровня сознания. Руководителю требуется приложить усилия для того, чтобы развить группу, если она является недостаточно мотивированной, от состояния «Х» к состоянию «Y».
Теорию «Y» развили в своих работах В. Зигерта и Л. Ланга, они отметили, насколько важно обладать информацией, свободой действия и значимостью рабочего места сотрудника для мотивирования его деятельности.
В дальнейшем, теория «X» и «Y» начала развиваться в работах В. Оучи, он обосновал важность коллектива в ходе мотивирования. Основные положения теории мотивации «Z» В. Оучи заключены в положении о совмещении социальной и биологической потребности в мотиве сотрудников и их предпочтении работать в коллективе с применением группового метода принятия решений.
Сотрудники, описывающиеся такими теориями, как «X», «Y» и «Z», образуют разные группы людей, которые предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к работе. На предприятии, как правило, работают все типы людей, и использование определенной концепции мотивации обусловливает удельный вес работников каждой группы.
Практическое применение первоначальных теорий мотивации дает обеспечение качественного выполнения должностных обязанностей сотрудниками, но не создает внутренних побуждений к результативному труду.