Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации налогового учета по налогу на доходы физических лиц
1.2. Сущность, цели и задачи учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Организационная учета по налогу на доходы физических лиц
3. Организация учета по налогу на доходы физических лиц
Процесс организации учета в налоговых регистрах
3.2. Автоматизация процесса организации учета
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что государство, выражая интересы общества в различных областях деятельности, вырабатывает и осуществляет соответственную экономическую, социальную, экологическую, демографическую политику. За счет отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды формируются финансовые ресурсы государства.
Налоги относятся к обязательным сборам и платежам, которые взимаются государством с физических и юридических лиц в бюджеты страны соответственного уровня или во внебюджетные фонды по соответственной ставке, установленной законом.
Налоги являются довольно гибким инструментом воздействия в постоянной динамике экономических процессов. Посредством налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять средства на развитие тех или иных отраслей, воздействовать на экономическую активность, сбалансировать спрос и предложение.
Основные черты налога как правовой категории заключаются во всеобщности и обязательности, безвозвратности и индивидуальности. В доли установления и взимания налогов налоговые отношения носят государственно-властный характер, в условиях установления которых органы законодательной и исполнительной власти осуществляют в налоговой системе властные полномочия, а хозяйственные субъекты в свою очередь должны в установленный срок и в полном объеме производить налоговые отчисления.
Цель курсового исследования –описание организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить нормативно-правовое регулирование учета НДФЛ;
- Выделить сущность, цели и задачи расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц;
- Провести анализ документального оформления, синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц в ООО «Южный Арсенал».
Объект исследования– ООО «Южный Арсенал».
Предмет исследования–система учета расчетов по налогу на физических лиц.
Налогообложение доходов физических лиц существует практически во всем мире, в настоящее время замечается ее существенное увеличение в структуре государственных консолидированных бюджетов.
При анализе системы налогообложения доходов физических лиц в России следует отметить, что в современных экономических условиях наряду с фискальной функцией особое внимание уделяется парораспределительной и регулирующей функциями, поскольку они оказывают серьезное воздействие на уровень и структуру доходов.
Проблемам в области налогообложения доходов физических лиц посвящено множество научных исследований. Изучением теоретических основ занимались классики экономической школы А. Смит, Дж. Кейнс, А. Лаффер. Определенный вклад в теорию налогообложения доходов физических лиц внесли российские исследователи Пепеляев В.Н., Венгеров А.Б., Виницкий Д.В.
Нормативно-правовой базой настоящего исследования стали Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О бухгалтерском учете», Приказы Минфина, ПБУ, Федеральные правила и стандарты.
Методологической базой исследования является научная литература по теме налогообложения , статьи в периодической печати.
Информационно-эмпирической базой исследования стадии данные ФНС, публикации в периодической печати.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы.
1. Теоретические основы организации налогового учета по налогу на доходы физических лиц
Законодательно-нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц
Основными нормативными документами, регулирующие учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц являются:
I. Федеральный закон. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4]. Он устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона, в нем также вводятся ключевые термины, используемые в документе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». Во второй главе закона устанавливаются общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п. Глава устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования бухгалтерского учета в России, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования учета. Глава четвертая содержит заключительные положения закона. Но в ней есть одна важная для всех статья - посвященная хранению бухгалтерских документов. В ней закреплен срок хранения - не менее пяти лет.
II. Налоговый кодекс Российской Федерации [3], глава 23. В Налоговом кодексе прописано кто является плательщиком НДФЛ, сроки уплаты НДФЛ, как рассчитывается НДФЛ. Статья 208 перечисляет виды источников дохода человека, разделяя их по месту получения — либо внутри страны, либо за ее пределами.
Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек находятся на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев.
Налоговый резидент это человек, находящийся на территории страны не менее чем 183 дней в течение 12 месяцев, что отражено в п. 2. ст. 207 НК РФ[2].
Ниже в таблице 1 представлены налоговые ставки НДФЛ для резидентов в соответствии со ст. 224, ст. 217 НК РФ [3].
Таблица 1. Налоговые ставки НДФЛ для резидентов
Вид дохода |
Размер ставки НДФЛ |
Доход от трудовой деятельности (отпускные, заработанная плата и пр.) |
13% |
Доход ИП от предпринимательской деятельности |
13% |
Доход от продажи имущества |
13% |
Дивиденды |
13% |
Процентные доходы по вкладам |
35% |
Доход от экономии на процентах при получении заемных средств |
35% |
Призы, выигрыши, превышающие 4000 руб. |
35% |
Нерезидент это юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом государстве.
В таблице 2 определены ставки НДФЛ для нерезидентов в соответствии со ст. 224 НК РФ, ст. 217 НК РФ[3].
Таблица 2. Налоговые ставки НДФЛ для нерезидентов
Вид дохода |
Размер ставки НДФЛ |
Доход от трудовой деятельности: –для безвизовых мигрантов; –для резидентов стран-членов ЕАЭС; –для высококвалифицированных иностранных специалистов; –для беженцев |
13% |
Доход от трудовой деятельности для нерезидентов |
30% |
Доход ИП от предпринимательской деятельности |
30% |
Доход от продажи имущества |
30% |
Дивиденды |
15% |
Процентные доходы по вкладам |
30% |
Доход от экономии на процентах при получении заемных средств |
30% |
Призы, выигрыши, превышающие 4000 руб. |
30% |
В статье 217 – приведен перечень выплат, не облагаемых НДФЛ. В нем – несколько десятков позиций — от самых распространенных (пособие по уходу за ребенком, больничный, пенсия) до самых экзотических (доходы северных народов от традиционной деятельности).
Ст. 218-221 НК РФ[3] содержит информацию о налоговых вычетах. Налоговые вычеты –это возможность гражданина уменьшить сумму НДФЛ, отдаваемого государству, в ряде установленных законом случаев: при наличии детей до 18 лет, при покупке или продаже недвижимости, при оплате обучения, лечения и некоторых других. Среди возможных вычетов по НДФЛ Налоговый кодекс РФ устанавливает: стандартные (положенные «по умолчанию» ряду граждан), имущественные (при покупке и продаже имущества), социальные (обучение и лечение, благотворительность) и инвестиционные (инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации обращающихся на организованном рынке ценных бумаг; инвестиционный налоговый вычет на взносы; инвестиционный налоговый вычет на доходы).
При наличии определенных обстоятельств граждане могут воспользоваться льготами при удержании НДФЛ из заработка. Уменьшить НДФЛ на сумму 3000 руб. в процессе расчета заработанной платы имеют право следующие лица:
- Участники ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- Граждане, участвующие в испытании ядерного оружия;
- Инвалиды ВОВ;
- Военнослужащие, ставшие инвалидами при участи в боевых действиях.
Уменьшить НДФЛ за 500 руб. имеют право следующие лица:
- Герои СССР и РФ;
- Участники военных операций по защите страны;
- Узник концлагерей;
- Находящиеся во время ВОВ в блокаде Ленинграда;
- Инвалиды детства, инвалиды 1,2 группы;
- Лица, перенесшие лучевую болезнь, эвакуированные из зон радиоактивного поражения.
Граждане, на иждивении у которых находятся дети, родители, включая приемных, попечители, опекуны имеют право пользоваться льготой при исчислении налога с доходов.
Стандартные налоговые вычеты на детей следующие:
1400 руб.–за 1-го или 2-го ребенка;
3000 руб.– на 3-го и последующих детей;
6000 руб. в формате вычетов предоставляются опекунам, приемным родителям, попечителям на каждого ребенка, признанного инвалидом до достижения им 18 лет;
12000 руб. для родителей детей –инвалидов до достижения ими 18 лет, или за инвалида 1,2 группы, учащегося очной формы обучения до 24 лет.
Право на получение таких вычетом появляется с месяца рождения ребенка, либо с периода его усыновления, оформления документов на попечительство.
Размер имущественного вычета государство ограничивает следующим образом:
–для жилья, купленного до 2014 года–понесенные на покупку недвижимости расходы, не более 2 млн. руб. плюс полная сумма затрат на проценты по ипотеке;
–для купленного жилья после 2014 года–понесенные на покупку недвижимости расходы, не более чем 2 млн. руб., расходы на проценты по ипотеке–в пределах 3 млн. руб.
Право на получение имущественного вычета через работодателя регулирует ст. 220 НК РФ и разъяснениями Минфина и ФНС РФ[3]. Принцип получения вычета при обращении к работодателю следующий. С заработанной платы сотрудников каждый месяц работодатель удерживает НДФЛ и перечисляет в бюджет как налоговый агент. Сотрудник покупает жилье и имеет право на налоговый вычет. Государство может вернуть деньги через налоговую инспекцию–но не больше уплаченного НДФЛ за календарный год. Если денежных средств не хватает для полного расчета с гражданином, то остаток вычета переносится на следующий год. Либо налоговый инспектор разрешает работодателю не удерживать НДФЛ с сотрудника, который приобрел ранее жилье.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н[6] раскрывает общие положения, правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, документирование хозяйственных операций, основные правила оценки статей бухгалтерской (финансовой) отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями и бухгалтерской информации.
- Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Расходы организации»[7] включает пять разделов: общие условия, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. ПБУ 10/99 «Расходы организации» устанавливают порядок признания расходов для целей бухгалтерского учета.
В п. 5 ПБУ 10/99 сказано, что расходы по обычным видам деятельности –это расходы, которые связаны с изготовлением и продажей произведенной продукции, приобретением товаров, выполнением работ и услуг[7].
Прямые расходы прямым образом связаны с выпуском готовой продукции, оказанием услуг и выполнением работ, сюда также входят расходы на заработанной плате персонала.
В ПБУ 4/99 «бухгалтерская отчетность организации» в гл. IV отражается принцип составления бухгалтерского баланса. В балансе задолженность перед государственными и внебюджетными фондами отражается в пассиве баланса в строке «Кредиторская задолженность» [8].
- Приказ №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 20.07.2010 (ред. от 06.04.2015 № 57н). Приказ определяет форму отчетности. В Приказе определяется тот факт, что организация самостоятельно определяет форму ведения отчетности[9].
- Приказ № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по ее применению». В нем приведена краткая характеристика синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета[10].