Файл: Теории происхождения государства (Договорная теория происхождения государства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты происхождения государства
1.1. Сущность и происхождение государства
1.2. Общая характеристика теорий происхождения государства
Глава 2. Основные теории происхождения государства
2.1. Теологическая теория происхождения государства
2.2. Патриархальная теория происхождения государства
2.3. Договорная теория происхождения государства
Глава 3. Роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан
Введение
Актуальность. История развития государства неотделимо связанна с историей общества. Государство, как и общество, проходит путь от неразвитого к развитому, приобретая по пути новые принципы и формы. Развитым государство становится постепенно, по мере преодоления исторических этапов развития, на которых оно достигает определенного уровня цивилизации и демократии. Но прежде чем государство пройдет эти этапы, оно должно возникнуть.
Изучением процесса происхождения государства занимается теория государства и права. Однако этот вопрос был актуален на протяжении многих веков. На протяжении этого времени было создано множество теорий, объясняющих процесс становления и развития государства. Каждая из них отражает взгляды народов групп, классов и наций и других социальных общностей на этот процесс, а так же в теориях видно как отвечают на вопрос возникновения государства на том или ином уровне развития науки и общества в целом.
Так же этот вопрос не утратил свою актуальность и на сегодняшний день. Современность не отделяется от прошлого и будущего. Вбирая в себя довольно противоречивые и разнообразные тенденции прошлого, настоящее, отрицая отжившее, наделяет перспективное совершенно иным качеством и порождает новые явления и тенденции, которые ложатся в основу будущего. Соответственно, чтобы понять суть современных государств нужно знать, как они возникли, какой путь развития они прошли, что повлияло на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
Цель работы: рассмотреть теории происхождения государства.
Задачи работы:
- Рассмотреть понятие государства;
- Проанализировать общую характеристику теорий происхождения государства;
- Изучить основные теории происхождения государства;
Объектом исследования являются теории происхождения государства.
Предметом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с происхождением государства.
Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, а также общие и частные методы научного исследования.
Структура работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых разделена на параграфы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты происхождения государства
1.1. Сущность и происхождение государства
Государство всегда находился в центре внимания мировой общественно-политической мысли. О происхождении, сущности, функциях государства, о различных государствах Европы, Америки и других континентов написаны сотни и тысячи книг, статей, брошюр.
Начнем с различных идей, суждений и теорий о происхождении государства. Еще античности великий Аристотель высказал мысль, что общество подразделяется на отдельных людей, каждый из которых представляет собой «политическое животное». В качестве политических существ люди стремятся к общению, вплоть до общения властвующих и подчиненных, ибо государство представляет собой «энтелехию», то есть цель, которая предопределяет все, что ней движется. «Государство по своей природе предшествует индивиду», – писал Аристотель, выражая идеалистическое понимание политических процессов и возникновения государства. Не вдаваясь в детальные подробности, рассмотрим основные концепции происхождения государства.
Выявляя сущность государства, отметим, что государства всех времен и типов характеризуются целым рядом устойчивых, общеисторических признаков.
К ним относятся:
а) формирование правящих элит на социальной и классовой основе, которая имеет тенденцию к расширению и демократизации за счет партий, движений, выборных процедур;
б) наличие системы политических органов, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними;
в) расширение политического пространства государства за переделы своей территории в связи с осуществлением внешнеполитических функций;
г) обязательства перед страной и народом;
д) поддержание мира и порядка на подвластной территории, регулирование классовых, экономических, социальных, религиозных и национальных отношений во имя всеобщего блага;
е) монопольное право на неэкономическое принуждение граждан, на издание законов, на эмиссию денежных знаков, на взимание налогов и сборов, на выпуск займов, на осуществление бюджетной политики, на создание, содержание и использование вооруженных сил различного назначения и органов пресечения, на осуществление внешней политики и представление страны за рубежом.
Названные и другие признаки проявляются в совокупности функций, неизбежных для государства любого типа. Таковы функции защиты государственного строя, предотвращения социально опасных конфликтов, регулирование экономических и других общественных отношений и реализация всех аспектов внутренней и внешней политики.
Государство — это одна из известной истории форм организации общественной жизни, одна из форм существования социума. Жизнедеятельность любого общества отнюдь не исчерпывается существующими в нем антагонистическими интересами и противоречиями. Помимо непримиримых интересов и отношений в обществе, есть отношения неантагонистического характера, общие для господствующих и не господствующих классов потребности и интересы.
Многие правовые явления затруднительно понять и применять без государства и его институтов. Этим объясняется необходимость познать сущность государства, т.е. выявить основу его функционирования и развития, его социальной ценности и назначения, понять государство в единстве всех его многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельного института. В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но одновременно действует и механизм их обновления. На появление новых функций влияют само организационные, субъективные и даже случайные процессы. На осуществление функций государства оказывают влияние изменения формы государства, включая политический режим Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации общества.
Каждый из существенных признаков государства имеет определяющее значение: суверенитет, территория, монополия на принуждение, налоги и сборы, правотворчество структурная организация и некоторые другие. Функции государства отражают основные устойчивые направления деятельности и бывают внутренними и внешними, постоянными и временными, социальными, экономическими и социальными[1].
Форма государства включает форму правления, государственное устройство, политический режим. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие.
Именно гражданское общество составляет реальную социальную основу государства. При этом государство и гражданское общество не сливаются, не отождествляются. Таким образом, государство и гражданское общество представляет единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание - гражданским обществом. Важная характеристика государства состоит в том, что оно представляет собой структурную организацию. Государство - не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них - политические движения и партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных-государственных органов, осуществляющих его многочисленные внутренние и внешние функции.
От признаков государства следует отделять его символику: наименование, флаг, герб. Каждое государство суверенно в установлении своего названия (собственное имя государства), флага и герба, в установлении их содержания и внешнего оформления. Международное право защищает неприкосновенность условных обозначений государства как его честь и достоинство. Посягательство на герб и флаг государства является виновным правонарушением. Так, в Российской Федерации действуют Федеральные конституционные законы о государственных символах: «О государственном флаге Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации»[2].
Вне государственной сферы остается значительная часть правовых явлений, которые государство охраняет от нарушений. Подобный подход представляется более толерантным, адекватным демократическим ценностям. Более того, в Конституции РФ 1993 года получила закрепление именно концепция «право и государство». Так, в статье 15 указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью правовой системы Российской Федерации, точнее - верхней частью айсберга. Но эти нормы не создаются Российским государством, и никаким государством вообще. Это право в высшем смысле слова, как надгосударственный человеческий опыт.
Россия не только признала этот опыт, но и взяла на себя обязательство ограничить свободу собственного правотворчества рамками общего человеческого опыта[3].
1.2. Общая характеристика теорий происхождения государства
Вопрос о закономерностях образования государства и права, которые едины для всех времён и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах их возникновения. На сей счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен тем, что мыслители, предлагавшие объяснения этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человеческих знаний.
Теологическая теория. Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности[4].
Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства[5].
Патриархальная концепция происхождения государства. Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патриархальные воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царябатюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля. Органические концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов[6].
Насильственная концепция происхождения государства. В основе данной концепции лежат представления о возникновении государства как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы концепции заключаются в том, что элементы насилия, действительно, были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические[7].