Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса. (Процедура налогового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Процедура профессионального контроля.

В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Данное полномочие нотариальных палат является одной из форм реализации присущих им полномочий управленческого характера, делегированных им от имени государства как организациям публично-правового характера.

В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате проверка организации работы нотариуса проводится 1 раз в 4 года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности – по истечении 1 года после наделения полномочий нотариуса.

Профессиональный контроль имеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. В практике возникал вопрос об объеме проведения такой проверки – что понимается под профессиональными обязанностями, поскольку их круг достаточно широк. Одни нотариусы понимают проверку как контроль сугубо за соблюдением правил нотариального делопроизводства. Более правильным на мой взгляд является, следующий подход, основанный на анализе целой совокупности норм Основ законодательства РФ о нотариате, в частности ст. 28 и 34.

Согласно ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате речь идет о проверке исполнения профессиональных обязанностей, при этом нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, в соответствии со ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам соблюдения требований профессиональной этики. При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий.

Из указанных положений Основ законодательства РФ о нотариате, можно сделать вывод, что проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями, о которых речь шла ранее.[7]


По-разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другой подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.

Можно предложить следующий механизм проведения проверок, соответствующий ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности. Дело в том, что нотариальные палаты различны по количеству как членов, так и зон их действия.

Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом, либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы и в целом его личные достижения.

Проверка заключается в установлении наличия всех необходимых документов в архиве в соответствии с правилами нотариального производства, сложившимся толкованием законодательства, наличия необходимой номенклатуры дел, наличия помещения, обеспечивающего соблюдение правил нотариального производства и сохранение нотариальной тайны. Проверка не может оценивать правильность совершения соответствующего нотариального действия с точки зрения применения законодательства, когда оно допускает его различное толкование.

Результатом проверки должен быть акт, подписываемый проверяемым и нотариусом, осуществляющим проверку, с приложением протокола разногласий, при наличии которого спорные вопросы рассматриваются правлением нотариальной палаты.

Я считаю, что в некоторых случаях помимо плановых проверок в целях повышения профессиональной деятельности нотариуса нужно проводить и внеплановые проверки. Основания для таких проверок могут быть самые разные: сообщения средств массовой информации, правоохранительных органов, различных организаций и т. д.

Одним из примеров внеплановых проверок является, публикация в газете "Коммерсант" статей "Нотариальная доверчивость" (N 12 от 28 января 2000 г. ) и "Как грабили кредиторов Токобанка" N 13 от 29 января 2000 г. (см. приложение 1)


3. Процедура налогового контроля

В соответствии с ч.3 ст.34 Основ законодательства о нотариате нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Данная статья дает возможность налоговым органам контролировать правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу).

Правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за каждое совершаемое нотариусом нотариальное действие, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, определяет по записям в реестре регистрации нотариальных действий, в соответствующих графах которого имеются данные о том, какое именно нотариальное действие совершил нотариус и в каком размере он взыскал за это государственную пошлину (оплату по тарифу). Если же нотариальное действие совершено бесплатно, то должностное лицо, осуществляющее проверку, также контролирует, вправе ли был нотариус освободить обратившееся к нему лицо от уплаты государственной пошлины (оплаты по тарифу) за совершение этого нотариального действия.

Для своевременного изыскания налогов с имущества, полученного в дар или по наследству, нотариусы в соответствии с п.5 ст.85 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти дней после выдачи свидетельства о нраве на наследство или удостоверения договора дарения направлять справки в налоговые органы о стоимости такого имущества.

Выполнение этой обязанности налоговые органы контролируют также по записям в реестрах регистрации нотариальных действий, сверяя имеющиеся у них данные по полученным от нотариусов соответствующим справкам с данными реестра о том, кому были выданы за проверяемый период свидетельства о нраве на наследство и кому было подарено какое-либо имущество по нотариально удостоверенным договорам.

Контроль за доходами нотариусов, занимающихся частной практикой, налоговые органы осуществляют по имеющимся у нотариусов документам. Так, каждый нотариус, занимающийся частной практикой, должен вести специальную книгу для учета своих доходов и расходов. Независимо от размера доходов нотариусы обязаны в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" ежегодно декларировать свои доходы. Подоходный налог с нотариусов взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном ч. IV этого закона для индивидуальных предпринимателей, хотя деятельность нотариусов не является предпринимательской.[8]


При осуществлении контроля за доходами нотариусов, занимающихся частной практикой, налоговые органы проверяют не только своевременность подачи ими декларации о доходах, но и правильность определения самих доходов. Контролируя правильность декларируемых доходов, налоговые органы проверяют у нотариусов документы, подтверждающие и доходы, и расходы нотариусов. В качестве документов, по которым определяются расходы, нотариусы, как правило, предъявляют платежные поручения с отметкой банка об исполнении, выписки банка со счета нотариуса о списании средств по платежным поручениям, корешки приходных кассовых ордеров, чеки контрольно-кассовых машин, товарные чеки и т.д.

Осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением нотариусами закона РФ "О государственной пошлине" согласно его ст.7 регулируется Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и другими законодательными актами.

В состав затрат нотариуса включаются:

1) арендная плата за использование помещения под офис;

2) оплата всех видов ремонта помещения конторы;

3) оплата коммунальных услуг;

4) расходы па оплату труда персонала конторы;

5) обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды;

6) расходы по изготовлению печати, штампов, используемых нотариусом;

7) расходы по приобретению канцтоваров, бумаги, по изготовлению бланков;

8) расходы по приобретению нормативных документов, юридической литературы;

9) оплата услуг связи.

В связи с тем, что для осуществления публично-правовых функций нотариусы, занимающиеся частной практикой, за счет взысканной платы по тарифу за совершенные ими нотариальные действия несут и другие значительные расходы, между нотариусами и налоговыми органами нередко возникают разногласия в части включения тех или иных расходов в состав затрат нотариуса. Если эти разногласия не удается урегулировать, нотариусам приходится обращаться за защитой своих прав в суд.

Помимо налоговых органов, я считаю, что немало важную роль в контроле нотариальной деятельности играют органы прокуратуры, осуществляющие общий надзор за соблюдением требований законности нотариусами, так как по требованию прокурора в случаях наиболее серьезных правонарушений нотариус может быть привлечен даже к уголовной ответственности. Тем самым, усиливая контроль за налоговой деятельностью.

Заключение

Появление нотариусов занимающихся частной практикой породил много споров и проблем. Государству кажется, что «частный» нотариус много получает. Вследствие этого налоговая политика в отношении такого нотариуса очень своеобразна: частнопрактикующий нотариус платит государству те же налоги, что и предприниматель, по существу им не являясь и не имея никаких льгот. Расходы на канцтовары, транспорт, аренду помещений, приобретение мебели и компьютерной техники в затраты нотариусу не идут.


Тарифы за оформление документов и сделок для государственных и частнопрактикующих нотариусов одинаковые, но при этом государство не несет никакой материальной, а тем более моральной, ответственности перед гражданином или предприятием в случае нарушения его прав государственным нотариусом. Частнопрактикующий нотариус обязан в соответствии со статьей 18 Основ заключить договор страхования своей деятельности, в качестве гарантии возмещения возможного вреда потерпевшему.

Другая проблема состоит в том, что назрела необходимость завершения создания единой нотариальной системы. По мнению большинства нотариусов необходимо сравнять полномочия государственного нотариуса и частнопрактикующего. В настоящее время государственные нотариальные конторы перегружены делами, связанными с оформлением наследственных прав, гражданам часто приходится по несколько дней стоять в очереди, чтобы попасть на прием. Если это произойдет, то это будет последним шагом в сторону выполнения требований Международного союза латинского нотариата.

В заключение хочется выделить основные моменты в существующей системе российского нотариата. Нотариат в РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий. Нотариальные действия могут совершать как государственные нотариусы, так и частнопрактикующие.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Таким образом, нотариат в России практически возрожден в том виде, каким он был до революции 1917 года, и российским законодателям осталось лишь немного «отшлифовать» действующее законодательство о нотариате в РФ, чтобы окончательно привести его в соответствие тем требованиям, которые выдвигаются международной нотариальной практикой в лице Международного союза латинского нотариата.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 237, 25.12.1993.
  2. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 01.07.2005) //Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, ст. 357.
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 03.01.2006) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ16.07.1998) (ред. от 02.02.2006) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
  5. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 27.12.2005) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
  6. Розина С.В. Судебное рассмотрение жалоб на отказ нотариуса в совершении нотариальных действий (по материалам обобщения судебной и нотариальной практики Московской области) // Комментарий судебной практики. Вып. 8. М., 2002. С. 105 - 130.
  7. Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков, "Настольная книга нотариуса", Том I, издание 2-е, исправленное и дополненное, Волтерс Клувер, 2004.
  8. Г. Г. Черемных, И. Г. Черемных , Нотариальное право РФ. Учебник, Эксмо, 2004.
  9. Ярков В.В., Нотариальное право России. Учебник для юридических ВУЗов, ВолтерсКлувер, 2003.
  10. Вергасова Р.И. Контроль за деятельностью нотариусов /"Бюллетень нотариальной практики", 2005, N 4.С 47. 
  11. Глущенко П.П., Седов А.М. "Основы нотариальной деятельности". СПб, 2004 г.С. 25. 
  12. Нотариат в вопросах и ответах. М., "Юридическая литература", 2004 г. 
  13. Лесницкая Л.Ф. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении // Нотариус. 2005. N 2(4). С. 73.
  14.  Бугрей А.Я., Тарбагаева Е.Б. Некоторые аспекты контроля над нотариатом и нотариальной деятельностью // Нотариус. № 5. М.: 2000. - 99 с.
  15. Ярков В.В. Контроль за деятельностью нотариусов // Нотариус. 2005. N 2. С. 33. 
  16. Аргунов В.Н. Нотариальное удостоверение фактов (историко-правовой очерк) // Законодательство. - N5 – 2000.
  17. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации".