Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Теоретические аспекты преодоления коммуникационных барьеров)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Информация в современном обществе считается ценнейшим ресурсом. Изучением различных аспектов передачи информации занимается целый ряд наук (кибернетика, теория коммуникаций, психология, исследование операций, теория управления и другие). В социальном управлении нет не одного уровня, не одной сферы, где бы не осознавали важности эффективной передачи информации.

Актуальность темы работы. Тема «Барьеры на пути эффективных коммуникаций» представляет как практический так и научно-познавательный интерес, что объясняется тем, что результативность коммуникационных процессов является важнейшим условием успешности любых управленческих воздействий, способствует обмену управленческой информацией в полном объеме и формированию на этой основе информационного обеспечения всей деятельности в организации, становится важным конкурентным преимуществом в современных условиях информатизации. Теорией управления, коммуникаций выработаны различные способы преодоления коммуникационных барьеров, некоторые заимствованы из арсенала психологии. Проблема преодоления коммуникационных барьеров интересна и полезна как с теоретической, так и с практической точек зрения. Способность к эффективным коммуникациям, коммуникационная компетентность являются важнейшим требованием для профессий типа «человек-человек».

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы эффективности коммуникационных процессов, преодоления преград и сложностей в коммуникациях посвящены работы множества ученых-теоретиков, в частности, таких как: К. Ясперс, М. Бубер, и практиков Д. Карнеги, Ф. Лалу и других.

Так К. Ясперс изложил интересный взгляд на критерии истинности при «подлинных» коммуникациях, М. Бубер большое внимание уделял условиям эффективности коммуникаций, Д. Карнеги предложил методы преодоления коммуникационных барьеров, точнее их избегания в ходе деловых бесед, Ф. Лалу большое внимание уделял специфике коммуникаций в «бирюзовых организациях», особенно субъективного характера[1].

Можно отметить междисциплинарный характер проблемы исследования.

Однако, несмотря на значительные усилия ученых и практиков, которые занимались исследованием проблемы, остались вопросы, которые не получили надлежащего освещения и требуют систематизации.

Целью работы является раскрытие сущности, видов и особенностей эффективных коммуникаций и барьеров в ходе коммуникационного процесса в управлении современной организации, выявление направлений совершенствования коммуникаций и преодоления барьеров.


Для наиболее полного раскрытия темы и достижения поставленной цели были намечены следующие задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы обеспечения эффективности коммуникаций;

- уточнить понятийный аппарат в части базовых категорий;

- раскрыть причины, факторы барьеров и преград эффективных коммуникаций;

- определить виды барьеров и преград эффективных коммуникаций;

- выявить основные барьеры и преграды эффективных коммуникаций в практической деятельности;

- разработать направления повышения эффективности коммуникаций и способы преодолевать барьеры в коммуникационном процессе на успешность бизнеса.

Предмет курсовой работы - направления совершенствования коммуникационных процессов посредством преодоления коммуникационных барьеров.

Объектом исследования выступают теоретические и практические аспекты коммуникационных барьеров.

При решении поставленных задач использовались системный, структурно-функциональный, социологический методы, а также общенаучные методы (сравнение, анализ). Так для выявления связей успешности управленческих воздействий и эффективности коммуникационных процессов использовался социологический метод.

Предпринятые в работе анализ и прогноз опираются на принцип причинно-следственных и обратных связей.

Структура работы (работа включает введение, три главы, заключение, список источников, приложения) ориентирована на решение поставленных задач исследования.

Так во введении формулируются обоснование актуальности, важности темы, степень разработанности, цели и задачи, предмет и объект, описывается методология.

В первой главе изложены теоретические основы, во второй – практические аспекты, в третьей на основе обобщения теории и практики вырабатываются практические рекомендации.

В заключении приводятся результаты обобщения изложенного материала, итоговые выводы.

1. Теоретические аспекты преодоления коммуникационных барьеров

1.1. Понятие «коммуникационных барьеров»

Начнем, прежде всего, с определения основных понятий в сфере исследования. В толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дается точное и конкретное толкование понятия «барьер» как «…преграждение, препятствие для чего-н.» [2].


Существуют разнообразные подходы к толкованию понятия коммуникации. «Коммуникации – это обмен идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действия» [3].

В учебнике по менеджменту В.Д. Дорофеева, А.Н. Шмелевой, Н.Ю. Шестопал дается следующее определение с системным уклоном: «Коммуникации в организации - это сложная, многоуровневая система, охватывающая как внешнее окружение (внешние коммуникации), так и саму организацию и ее элементы (внутренние коммуникации). Внешние коммуникации - это обмены информацией между организацией и ее внешней средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т.д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. Внутренние коммуникации - информационные обмены, осуществляемые между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).» [4]

«Коммуникация - акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации» [5]

Толкование понятия коммуникации в общем виде следующее:

Коммуникация – это процесс обмена информацией между субъектами, налаживание взаимодействия. Однако практика крайне инертна по отношению к новому знанию. Поэтому медленно приживаются и не сразу находят при­знание даже очень практичные идеи по развитию коммуникативных навыков и умений.

Термин «коммуникация» используется многими об­щественными, естественными, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема комму­никации, приведенная на рис. 1.

ИНИЦИАТОР КОММУНИКАЦИИ, отправитель,

передатчик

ПОЛУЧАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ,

адресат,

приемник

информация, сообщение, данные

передаваемый объект

Рис. 1. Элементарная схема коммуникации

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех элементов: передаю­щий субъект (инициатор коммуникации, коммуникант) - передаваемый объект (информация, сообщение) - принимающий субъект (получатель информации). Стало быть, коммуникация - это разновидность взаимодействия меж­ду субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:


1. В качестве участников коммуникации, как правило, выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный индивид или группа, возможно общество в целом. Возможен и частный случай коммуникации, когда человек пишет себе заметку, напоминание, тогда он же является получателем информации.

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, кото­рый может иметь материальную форму (документ, СМС и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реци­пиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию. В частной форме коммуникации, когда че­ловек общается сам с собой (аутотренинг, воспоминания, размышления и т. п.), объект как правило, нематериален.

3. Коммуникации в обществе выполняют важнейшую транспортную функцию передачи информационных потоков.

«Перемещение сообщения, информационного объекта в пространстве - в этом заклю­чается цель коммуникации»[6].

Носи­телями смысла в коммуникации могут быть сигналы, символы, знаки, име­ющие внешнюю воспринимаемую форму и внутренне постигаемое содержание.

Подчеркивая роль эффективных коммуникаций в управлении для организаций будущего Фредерик Лалу пишет: «Движение информационных потоков демонстрирует, как избранные установки относительно сути человеческой природы (осознанные и неосознанные) на практике формируют методы работы организации.» [7]

В учебнике по менеджменту В.Д. Дорофеева, А.Н. Шмелевой, Н.Ю. Шестопал отмечено, что объектом закона информированности-упорядоченности управления и коммуникаций является информация. Подчеркивается ее важная роль «в функционировании любой организации, поскольку все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении информации. Информация - это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Информация обладает такими характеристиками (количественными и качественными), как объем, достоверность, насыщенность, ценность.» [8]

Толкование понятия барьеров коммуникаций у большинства авторов схожие, так, например, в учебнике Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой, А.В. Райченко «Барьеры коммуникации – различного рода помехи, приводящие к искажению информации и на этапе передачи, и на этапе приема информации»[9].

Обобщив изложенное, если понимать коммуникацию, как процесс информационного обмена, то можно дать следующее толкование «коммуникационных барьеров» – это преграды, препятствия и трудности, вызванные объективными техническими, технологическими, субъективными социально-психологическими факторами, для эффективного информационного обмена на различных его этапах.


1.2. Причины и факторы, порождающие коммуникационные барьеры

Рассмотрим причины и факторы, порождающие коммуникационные барьеры, на разных этапах процесса коммуникации.

Во-первых, возможна ситуация, когда при подборе информации инициатор коммуникации не сможет собрать и сформулировать нужную, интересную, релевантную. Чтобы коммуникация стала эффективной, необходимо учесть множество факторов, определить цели, выбрать подходящую форму, способы передачи. Например, менеджер, при желании передать информацию об оценке результатов деятельности, должен четко понимать, что цель состоит в том, чтобы охватить все важнейшие моменты об положительных и негативных итогах и о том, как можно улучшить результаты. Сообщение «не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных»[10].

Во-вторых, при передаче возможно используется сложно воспринимаемое кодирование, что затруднит понимание.

В-третьих возможно выбран не подходящий по характеристикам канал, несовместимый с типом символов, использованных для кодирования. Например, направление подчиненной записки об исключительности ее достижения не передаст идею о том, насколько важен сделанный ею вклад в работу, и не будет в той же мере эффективным, как прямой разговор с последующим официальным письмом с выражением благодарности, а также с премией. Возможны также потери информации при передаче, связанные с помехами.

В-четвертых, после доставки сообщения (закодированной информации) получателю, возможно неверное декодирование, искажение смысла, шум.

Коммуникация будет эффективной, если получатель продемонстрировал понимание сообщения, отреагировав так, как ждал от него отправитель, либо в виде обратной связи как ответной адекватной реакции на переданную информацию. В такой ситуации отклик отправителя, «свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением»[11].

Обратная связь способствует росту эффективности коммуникаций, позволяет преодолевать помехи, улучшать качество информационного обмена, хотя требует большего времени.

На рисунке 2 процесс коммуникации представлен как система с обратной связью и барьерами.