Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Основные критерии и показатели толерантности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

«Национальные реалии» - это названия присущих только определенным нациям и народам предметов материальной культуры, фактов истории, государственных институтов, имена национальных и фольклорных героев, мифологических существ, введен исследователями в категориальный аппарат мигрантской педагогики для изучения таких особенностей мигрантов, как: стартовый уровень знаний о принимаемой стороне; динамика представлений о новой социокультурной среде в зависимости от этапа обучения; национальные и социально-психологические особенности учащихся-мигрантов; интересы и ценностные ориентации; мотивационная сфера, мотивы приезда в страну, мотивы выбора профессиональной ориентации и др.

Это позволит получить новые теоретические характеристики педагогической системы, ориентированной на работу с детьми мигрантами, поможет усвоить общее и единичное в культурах Юга России.

Впервые в региональной педагогической науке исследователи разрабатывают проблему лингвострановедческой подготовки будущего учителя как участника педагогического процесса с детьми и студентами мигрантами.

Народная культура - это язык, религия, традиции, фольклор, представляемые предметами крестьянского быта, образцами народного творчества, костюма. Одним словом, это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуемной фантазии, искреннего откровения, великодушия и чистоты.

Цель работы - рассмотреть этнопедагогическую афористику в формировании культуры межнационального общения младших школьников.

Задачи работы:

1) Рассмотреть воспитание у младших школьников культуры межнационального общения;

2) Обосновать организацию учебно - воспитательной работы в школе с многонациональным составом учащихся.

1. Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения

1.1 Общие положения

Россия всегда являлась многонациональным государством. Поэтому можно считать логичными попытки поиска путей развития личности через взаимодействие различных культур.

Как и в любом обществе, в школьном коллективе тоже возникают свои проблемы. Одна из проблем, с которой сталкиваются коллективы школ, это часто возникавшие конфликты между детьми разных национальностей. В речи детей появлялись обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность. Иногда возникали отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях [13].


Это побудило нас провести диагностическое исследование по следующим параметрам:

- способы общения детей между собой в группах однородного и неоднородного национального состава;

- проявление дружелюбия к детям другой национальности;

- групповая сплоченность, выявление системы существующих избирательных отношений детей друг к другу;

- выявление умения детей определять национальную принадлежность детей в группе;

- характер национального самочувствия детей в группе с неоднородным национальным составом.

Проведенные исследования показали, что дети могут использовать гармоничный способ общения, проявляют дружелюбие друг к другу, группируются по личным симпатиям, эмоционально сопереживают друг другу независимо от национальной принадлежности. Таки образом, мы пришли к выводу, что дети не разделяют друг друга по национальному признаку. Тогда мы провели опрос родителей детей старшего и среднего дошкольного возраста.

Опрос проводился с целью оценки знаний родителей о культуре своего народа и культурах народов ближайшего окружения. Результаты опроса показали, что 64% родителей недостаточно знают о культуре других народов и из них 42% недостаточно знают о культуре своего народа. Во время анкетирования выяснилось, что у родителей есть желание поближе познакомиться с культурой своего народа. Таким образом, мы получили социальный заказ. Образовательное учреждение должно знакомить детей с родной культурой, приобщая их к традициям, воспитывая культуру межнационального общения.

На первом этапе, изучая нормативно-правовую базу, мы убедились в том, что это проблема не только нашего образовательного учреждения. В концепции государственной национальной политики подчеркивается необходимость разработки программ для разных образовательных учреждений, начиная с дошкольных, воспитывающих у подрастающего поколения культуру межнационального общения, учитывающих много культурность нашего отечества.

В рамках федеральной полевой программы отмечается необходимость внедрения в социальную практику культуры межнационального общения, определяющей устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основу гражданского согласия в демократическом государстве. Становление открытого гражданского общества в России должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества, достижение гармонии между различными политическими и этническими и другими социальными группами, уважение к разнообразию различных культур и народов. Подчеркивается необходимость формирования готовности к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, обычаям, языку, традициям и верованиям. Конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм культуры и навыков межкультурного взаимодействия.


Формирование культуры межнационального общения имеет для многонациональной России особую актуальность. В обществе сохраняется социальная напряженность, продолжаются межэтнические конфликты. Проблема воспитания у детей культуры межнационального общения вызывает неоднозначное отношение к себе. Наряду с утверждением о важности воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей с дошкольного возраста (данная позиция закреплена в Концепцию дошкольного воспитания) бытует мнение о нецелесообразности соответствующей работы. Одни утверждают, что ребенок интернационален от рождения, что он по-доброму относится ко всем окружающим. Поэтому интернациональные чувства разовьются сами без вмешательства педагога. Другие считают, что не следует расширять кругозор ребенка этнокультурными правилами, поскольку ребенок индифферентен к национальной принадлежности.

Еще одна позиция связана с мнением о проецировании взрослых конфликтов в детскую среду. Соответственно, воспитатель не сможет противостоять нарастающим негативным влияниям, которым подвергается ребенок. Выбирая основные факторы развития личности, опираясь на высказывания педагогов, исследователей культуры детства, можно говорить о том, что никто не рождается ни добрым, ни злым, ни просвещенным, ни счастливым. В любом обществе ребенок рождается с некоторыми социальными и биологическими предпосылками, но каждая культура использует их по-своему. Культурная традиция определяет содержание детства. Каким вырастет ребенок, во много определяют воспитание и среда. Впечатления детства накладывают отпечаток на дальнейшее развитие.

Культура межнационального общения, как это отмечается многими учеными, закладывается не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Если мы воспитываем с детства, учитывая сензитивные периоды, честность, доброту, трудолюбие, умственные способности, то необходимо рассматривать культуру межнационального общения как составляющую нравственности и развивать ее как базис личностной культуры. Социологические исследования утверждают, что национальный фактор становится чувствительным для ребенка, начиная со старшего дошкольного возраста. У него возникают вопросы по поводу его внешности, поведения, речи. Именно в этот период начинают формироваться основы национального самосознания.

Исходя из того, что важным условием жизнедеятельности человека является общение, в ходе которого ребенок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки, мы рассматриваем культуру межнационального общения как составляющую культуры поведения человека.


В связи с этим воспитание у детей культуры межнационального общения - это процесс формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития в нем национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей.

На втором этапе в годовом плане были определены основные этапы решения задач межнационального воспитания дошкольников, намечено содержание научно-методической и организационно-педагогической работы. Была разработана диагностическая методика, которая позволила получить следующие результаты.

Сформированность компонентов национального самосознания детей - 19%.

Сформированность представлений о культурах народов - 11,5%.

Эмоционально-положительные отношения к представителям разных народов - 49%.

Одним из принципов сконструированной нами системы воспитания у дошкольников культуры межнационального общения является принцип средового подхода, предполагающий создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. В школе существуют уголки, оформлены стенды, макеты, функционируют мини-музеи культуры народов Среднего Поволжья. В их создании принимали участие взрослые и дети. Это нужно для того, чтобы в созданном культурном пространстве ребенок жил естественным образом, ненавязчиво воспринимая и впитывая в себя особенности национальных культур. Надо отметить, что дети очень чутко реагируют на подлинные национальные предметы. Язык искусства своего народа, да и любого другого народа доступен детям своей наглядностью и не требует перевода.

Сегодня наши малыши играют в различные национальные игры, рассказывают потешки, прибаутки, слушают, напевают и разучивают на музыкальных инструментах чувашские, мордовские и татарские песни с такой же охотой, как и русские. Старшие дети, независимо от своей национальной принадлежности, поют песни, рассказывают стихи на языках народов Среднего Поволжья. Для успешного взаимодействия с детьми разных национальностей необходимо не только дать детям представление о культуре живущего рядом с ним народа, но и развивать у маленького человека чувство толерантности. Поскольку воспитание культуры межнационального общения охватывает все стороны образовательного процесса, в нашей школе педагогическим коллективом используются все формы и средства работы, которые воздействуют на эмоциональную, познавательную и творческо-деятельностную сферы. Нами широко используются и занятия познавательного цикла, проводимые в том числе на базе этнографического музея нашего детского сада, в детской библиотеке, различных музеях города. Была организована работа различных кружков: «Волшебная глина» (народного промысла), «Юные зодчие», «Сударушка» (фольклор), «Кишмя» (изучение татарского языка). Во всех режимных моментах используются потешки, прибаутки, попевки с этнографической тематикой.


1.2 Формирование понятия много культурного и поликультурного общества у младших школьников

Бытует мнение, что монокультурное - в отличие от поликультурного - общество в своей основе «деструктивно, патологично, ведет к пограничности, государственному продуцированию законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого себя».

В монокультурных государствах человеку не всегда предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности. Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами, идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным «аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и - при удачном стечении обстоятельств - благополучно вливается в общество в качестве конформиста.

Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют» различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями (физиологические характеристики, специфика гормональных процессов и питания), с особенностями в психической структуре личности (темперамент, акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т.д.).

В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, народ сохраняет свою специфику и оригинальность, хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом виде».

Примерами такой консервации служат и многовековой процесс расселения евреев в поликультурные государства, когда действует основной принцип: «Принимать культуру других народов, сохраняя свою», и обычаи, сложившиеся в современных русских, армянских, украинских кварталах городов США.

Однако в современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями.