Файл: Учет ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание предметной области
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
2. Моделирование бизнес-процессов предметной области
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Введение
Современным разработчикам и проектировщикам приходится иметь дело с огромным количеством разнообразных языков программирования различных уровней и назначений. Разработка программного обеспечения информационных систем с применением автоматизированных средств проектирования и интегрированных средств разработки позволяет разработчикам заниматься непосредственно проблемой автоматизации конкретной проблемной области, не отвлекаясь на разработку алгоритмов доступа к данным, визуальных графических интерфейсов и программного исполнения оболочки [1].
Актуальность темы исследования связана с рассмотрением методов и средств автоматизированного проектирования информационных систем с применением функционального моделирования. Для жилищно-коммунального хозяйства, где имеются сложные бизнес-процессы и регламенты работы требуется их моделирование и автоматизация. Поскольку сфера ЖКХ достаточно сложная требуется функциональное моделирование для полного описания регламента работы.
Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство.
Предметом исследования в работе является учет ремонтных работ.
Целью исследования является – разработка регламента выполнения процесса «Учет ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выполнить анализ предметной области и постановку задачи;
- описать и выбрать CASE-средства для моделирования;
- провести моделирования моделей бизнес-процессов «Как есть» (AS-IS);
- провести моделирования моделей бизнес-процессов «Как должно быть» (TO-BE).
1. Описание предметной области
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) занимается эксплуатацией и управлением многоквартирными домами.
Сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства распространяется на жилой и коммерческий фонд, находящийся как в частной, так и в государственной и муниципальной собственности.
Основные услуги, которые может оказывать ЖКХ в рамках своей деятельности:
- управление объектами недвижимости (многоквартирными домами);
- техническое обслуживание, ремонт и модернизация объектов недвижимости;
- экстренное устранение аварийных ситуаций на объектах недвижимости;
- строительные и ремонтные работы.
Жилищно-коммунальное хозяйство в своей деятельности руководствуется жилищным и гражданским кодексом, нормативными актами в области ЖКХ, уставом организации и договором с собственниками многоквартирных домов.
Жилищно-коммунальное хозяйство в рамках своих полномочий должно производить текущее содержание и ремонт многоквартирных домов, осуществлять капитальный ремонт, в том числе инженерных коммуникаций зданий. В ходе работы жилищно-коммунальное хозяйство использует собственные мощности и трудовые ресурсы, а так е может заключать договора с субподрядчиками и исполнителями для оказания различных услуг.
В штате предприятия работает на текущий момент более 50 сотрудников. В администрацию предприятия относятся 15 сотрудников, остальные сотрудники относятся к производству и обслуживанию жилого фонда. Сведения о проводимых должностными лицами работ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о проводимых должностными лицами работ
Действующее лицо |
Работы |
Описание работ |
Сценарий |
Руководитель предприятия |
Договор с поставщиками и клиентами |
Производит заключение договора |
Определяется предмет договора, его стоимость и обязанности |
Главный инженер |
Определение статей затрат по домам |
Определяет перечень затрат и сроки их исполнения |
Согласно договора определяет статьи затрат по решению собственников дома |
Учет данных по работам |
Взаимодействует с исполнителями по выполнению работ и составлению акта о приемке |
Производит назначение на работы исполнителей, согласно сметы затрат. Производит наем внешних исполнителей |
|
Учет мероприятий по домам |
Составляет список мероприятий согласно статей затрат и потребностей домов |
Согласно сметы затрат и работ составляет график мероприятий и их исполнения |
|
Ведущий специалист |
Учет объемов коммунальных услуг для РСО |
Производит расчет объёмов коммунальных ресурсов по домам за месяц |
Формирование реестра потребленных ресурсов по домам и предоставляет его для начисления и сверки с РСО |
Учет данных по домам и ЛС |
Учет данных по помещениям от жильцов |
Производит уточнение данных по лицевым счетам помещений МКД, формирует список ЛС |
|
Экономист |
Начисление оплаты ЖКУ |
Формирование платежных документов для жильцов |
Формирует платежные документы для жильцов |
Прием оплаты и отражение на ЛС жильцов |
Приём оплаты по начислениям |
Принимает оплату от жильцов и отражает ее на ЛС |
|
Формирование сводных документов по домам |
Формирование ведомости по домам |
Формирует ведомость по домам по долгам и поступлениям по ЛС и домам |
Должностные лица производят различные работы в рамках взаимоотношений с внешней средой, согласно сведениям об отношений, а так же согласно регламентов внутри предприятия.
Руководитель организации от своего имени производит руководство предприятия, нанимает и увольняет сотрудников, распоряжается материальными ресурсами, заключает от имени предприятия договора с жителями многоквартирных домов и юридическими лицами, взаимодействует с поставщиками коммунальных услуг и поставщиками материальных ресурсов.
Главный инженер отвечает за деятельность связанную с реализацией проектов, обслуживанию зданий и материальных ценностей находящихся на балансе многоквартирных жилых домов микрорайона, обслуживаемых управляющей организацией.
Так же в штате имеется ведущий специалист, который отвечает за правильность оформления документов с поставщиками и исполнителями услуг.
Экономисты ведут экономические взаиморасчеты с поставщиками услуг (ресурс снабжающими организациями) и жителями.
Основными задачами жилищно-коммунального хозяйства являются:
- материально-техническое обеспечение мероприятий проводимых на жилом фонде;
- материально-техническое обеспечение зданий на балансе;
- содержание в надлежащем состоянии зданий и помещений, находящихся в ведении организации;
- контроль за состоянием освещения, сетей отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации и иных инженерных сетей, систем пожарно-охранной сигнализации и связи, лифтового оборудования в зданиях [3, 15].
Предметная область жилищно-коммунального хозяйства описывается и регламентируется следующими видами документов:
- регламенты работы отделов и должностные инструкции сотрудников этих отделов;
- проверка состояния зданий на обслуживании;
- записи интервью с заинтересованными лицами;
- другие документы, имеющие отношение к исследуемому объекту.
Выходными данными являются:
- перечень заинтересованных лиц;
- список потребностей заинтересованных лиц в автоматизации;
- описание объектов автоматизации;
- модель объектов автоматизации или предметной области.
В ходе выполнения работ, согласно должностных инструкций, сотрудники жилищно-коммунального хозяйства работают с различными документами. Документы предоставляются как клиентам (жильцам и собственникам МКД), так и поставщикам и другим юридическим лицам.
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства при учете ремонтных работ заключается в выполнении следующих взаимосвязанных операций.
Все дома и их состояние учитывается и проводится регулярное обследование, с целью выявления проблем на домах, потребности в ремонте или же капитальном ремонте.
По результатам обследования формируется журнал, куда все показатели износа многоквартирных домов вносится.
Собственники помещений МКД производят оплату услуг по содержанию жилья и текущему ремонту, тем самым формируя фонд, из средств которого будет осуществлена оплата ремонта или других работ. На работы или ремонт может быть по согласованию с собственниками введена отдельная строка на оплату.
Вся информация фиксируется по факту сбора средств. После решения о ремонте или выполнения работ производится поиск подрядчика и оплата ему по факту выполнения. Сведения о работах и ремонте так же заносятся в паспорт дома.
В процессе работы пользователи формируют и получают документы, которые являются основанием для начислений и передачи их третьим лицам во внешнюю среду, а так же получение документов или информации для документов из внешней среды. Сведения о документах представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о взаимодействии по документам
Должностное лицо |
Внешняя среда |
Документ |
Главный инженер Экономист |
Жильцы |
Отчеты о содержании жилья и затратах по домам |
Экономист |
Совет дома |
Отчеты о предоставляемых услугах и начисляемых статьях на дом |
Главный инженер |
Совет дома |
Информация о проведенных мероприятиях и занятых в них ресурсах |
Главный инженер |
Совет дома |
Заявки на проведение мероприятий |
Экономист |
РСО Подрядные организации |
Счета выставленные компаниями предоставляющими коммунальный ресурс к оплате |
Ведущий специалист Главный инженер Экономист |
РСО |
Данные по домам о потреблении ресурсов |
Ведущий специалист Главный инженер |
РСО |
Отчеты о потреблении по домам и с расчетом на каждую квартиру |
Экономист |
Отчеты о доходах и расходах за предыдущие месяцы |
|
Экономист |
РСО Подрядные организации |
Счет-фактуры предоставляемые смежным организациям за предоставленные услуги |
Экономист |
Совет дома |
Отчеты по домам для начисления |
Главный инженер |
РСО |
Отчет по мероприятиям и обслуживанию домов |
Все сотрудники в рамках должностных обязанностей производят обработку входящих документов, формируют исходящие документы. Все документы проходят через руководство организации.
Для организации ремонтных работ или проведения текущих работ на доме помимо руководства документация согласовывается с советом дома, который как полномочный орган отвечает за работы производящиеся на доме.
Для примера взаимодействие сотрудников, по оформлению документов представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема документооборота процесса учета счет-фактур на оплату потребленных услуг домами
Поскольку процесс работы с документами непрерывный, каждый документ имеет свою определенную периодичность. Производится оценка документопотока предприятия при учете данных о проводимых работах и ремонте, а так же документопоток всех работ, связанных с учетом денежных средств на ремонт, оплату услуг.
В таблице 3 приведены показатели объёма информационных потоков.
Таблица 3
Характеристики объёма информационных потоков
Наименование документа |
Частота возникновения, раз/год |
Трудовые затраты на обработку одного документа, чел.-час/док. |
Трудовые затраты на обработку документа в год, чел.-час/год |
Отчет по домам |
300 |
1 |
300 |
Отчет по затратам на дома |
300 |
1 |
300 |
Подготовка счет-фактур и счетов на оплату |
48 |
2 |
96 |
Отчет за квартал |
4 |
24 |
96 |
Итог |
28 |
792 |
При организации обслуживания домов и содержания их на техническом балансе в жилищно-коммунальном хозяйстве возникают различные информационные потоки которые идут как от сотрудников отделов так и из внешней среды.. Для обеспечения задач, предъявленных системе, организуем следующие информационные потоки.
Входные информационные потоки:
- Отчеты о содержании жилья и затратах по домам.
- Отчеты о предоставляемых услугах и начисляемых статьях на дом.
- Информация о проведенных мероприятиях и занятых в них ресурсах.
- Заявки на проведение мероприятий.
- Счета выставленные компаниями предоставляющими коммунальный ресурс к оплате.
- Данные по домам о потреблении ресурсов [5].