Файл: Понятие права, возникновение и его основные характеристики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стабильность вредна, в случае право общественные . При этом излишний права также сказывается на развитии . В этом , когда нормы меняются слишком , в общественные отношения элемент неьности, утрачивается права как регулятора отношений, субъекты не ориентироваться на нормы при планировании жизни. В праве гармонично сочетаться эле стабильности и , только в этом оно может выступать регулятором общественных ений.

Реальная права означает, что оно соответствовать ус жизни и уровню общества, в котором оно регулирует. прогрессивные, демократичные не будут действо в обществе, не к их восприятию. С точки реальной применимости считается, что лучшим вариант, правовые предписания пусть и несовершенны, не прогрессивны, но при этом при для использования в конкретном обществе.

Это во зависит и от самого права оно должно не устанавливать правила, декларировать и свободы индивида, но и механизм их воплощения в . Право в том случае будет регулятором отношений, если оно применимо - и с организационно-технической, и с , и с социальной и др. зрения. [9]

Все эти свойства понятие, сущность и социальное назначение права.

2.3 требования надлежащего права

применение права отвечать ряду , только в этом выносимые будут в полной реализовывать правовых норм, правовые будут соответствовать и содержанию правовых , а следовательно, проводить в волю и будет достигнута правового регулирования - общественных отношений.

надлежащего таковы:

  1. Обоснованность - , что применение норм должно исходить из тех фактических () обстоятельств, которые име в виду в гипотезе права или предполагаются , т.е. тех обстоятельств, в силу действия права могут и влечь возникновение, или прекращение конкретного правоот;

Требование обоснованности , что должны быть ены все относящиеся к факты, такие должны быть и объективно изучены и достоверными, а все и сомнительные должны быть .

  1. Законность - означает, что при конкретного правоприменительный должен основываться на норме права (их ), прямо к рассматриваемому случаю, строго и следовать ее точному , действовать в своей ;

Помимо материальных законности необходимо со процедурные требования , т.е. строго предусмотренному законом рассмотрения дела и решения, неукоснительно установленной акта применения .

  1. Целесообразность - проявляется в аспектах - это следование акту и решение вопроса, так как сам ативный акт с точки законодателя целесообразен, оптимальные по регулированию общественных отно. [17]

Недопустимо нарушения законности на целесооб, целесообразность означает деятельности органов и лиц в рамках конкретным условиям и времени, оптимального пути нормы права в жизненной ситуации.

права в своего общего не может предусмотреть все конкретных случаев, но она правоприменителю воз учитывать их.

Норма определенные рамки для усмотрения исполнителя, в содержания следует выбрать ре, которое наиболее и правильно отражает закона и правового регулирования.

целесообразности приобретает значение, когда права достаточно широкие для проявления инициа и самостоятельности субъекта.

  1. - означает правильности решения с зрения общества и , убежденность лица, право, а окружающих, в том, что принятое согласуется с принципами , общечеловеческими ценностями, потребно отдельных лиц и их общностей;

акта применения предполагает его соответствие не принципам , но и общественному мнению, убеждениям людей и об в целом.

  1. Эффективность - , что результат, в процессе применения права, будет полно соответство цели, ставилась законодателем в права;

Эффективность необходимость воплощения в решения, ого правоприменительным органом.

цель правоприменения - упорядоченности общественных отношений в соответствии с моделью, заложенной в норме права, поэтому правоприменительное решение должно быть таким, чтобы возникшие на его основе отношения соответствовали идее законодателя, удовлетворяли интересы и потребности заинтересованных лиц, согласовывались с содержанием и сущностью права, а не только формально (внешне) соответствовали варианту поведения, изложенному в норме.

Правоприменительное решение должно снять конфликтность разрешаемой ситуации, тем самым упорядочив общественное отношение, - а это и есть эффективное применение нормы права.

2.4 Проблемы, подходы и концепции соотношения права и закона

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.

В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).


Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. [16]

Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.

Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства («позитивного права»), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов».

В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.

Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием.

А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения.

Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.

При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). [15]


Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является.

Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона.

В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.

С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.) [15]

Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа.

Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе деятельности над курсовой работой на тему: «Возникновение права» был изучен ряд литературных источников. Основными являются труды по теории права, из которых подчерпнут теоретический материал, прежде всего взгляды тех или иных школ права.


Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубление и обострение социальных протии воречий и конфликтов.

Право призвано регулировать общественные отношения, делать так, чтобы ничто не помешало человеку оставаться свободным. То же самое касается и имущества людей. Право загоняет нас в определенные рамки, которые созданы для того, чтобы мы были защищены и обеспечены.

Право должно иметь обязательный государственно-волевой характер. Его классовая и общечеловеческая сущность проявляется именно в этом. Да, считается, что право выражает волю народа. Чем обусловлена эта воля? В большинстве случаев – экономическими условиями жизни, чуть меньше влияют условия природные и духовные.

Согласимся, что справедливость – это тоже понятие довольно-таки относительное. В разные времена ей придавали разное значение. Институт представительной власти появился уже давно, благодаря которому народная воля и смогла воплотиться в законе, который имеет общеобязательный характер. Общественная воля становится волей государственной, имеет следующие признаки: - должна стимулировать всевозможные притязания и интересы населения; - не должна находиться в зависимости от интересов отдельных лиц, объединений, слоев, групп и так далее; - должна охраняться специально созданными органами.

Рассматривая понятие и сущность права, стоит сказать, что характер его является нормативным, это связано с проявлением его в реальной жизни, и представлено совокупностью различных юридических норм. Нормативное выражение очень важно, так как воля, воплощенная в законе, не будет иметь никакой юридической силы. Государство должно находиться в определенной связи с правом. Эта взаимосвязь проявляется в том, что государство имеет возможность прибегать только к тем принудительным мерам, которые не противоречат праву. В принципе, это относится только к правовому государству, в котором действительно учитываются существующие законы. Право носит общеобязательный характер. Это означает, что законы создаются для всех и не должно существовать отдельных лиц, на которых бы не действовали принятые и санкционированные нормы. Важна формальная определенность права. В данном случае его характеризует: - специфическая структура норм (они состоят из гипотезы, диспозиции, а также санкции); - связь с обязанностями, которые необходимо выполнять для того, чтобы быть обладателем права; - юридической техникой, которой оформляются нормы.