Файл: Методы оценки организационных структур управления ( ООО «Смилга»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие и сущность организационных структур управления
1.2 Классификация организационных структур управления
1.3 Проектирование структуре организационных структур горизонтальных управления
2. Анализ методов формирования организационной структуры управления в ООО «Смилга»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка методов системы управления в ООО «Смилга»
2.3 Совершенствование организационной структуры управления ООО «Смилга»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Перед любой организацией стоит задача формирования и развития структуры управления как средства целенаправленной координации усилий всех ее элементов. Структура управления позволяет устанавливать четкую взаимосвязь различных видов деятельности внутри организации, подчиняя их достижению определенных целей. При этом, конечным результатом эффективной организационной структуры управления предприятием является повышение его эффективности в целом. Предприятие может увеличивать свою производительность, улучшая способы комбинирования производственных ресурсов. Поэтому эффективность его работы существенно зависит от организационной структуры управления.
В современной экономической науке нет однозначного подхода к сущности и содержанию организационной, структуры управления, а также недостаточно проработаны вопросы ее проектирования и оценки.
В условиях динамично меняющейся ситуации требуется совершенствовать модели и технологии управления предприятиями и их группами с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности, сохранения конкурентоспособности и максимизации прибыли. Организационная структура представляет собой внутреннее строение организации, совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними, логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
Особенности конкретных структур определяются окружающей средой, выбранным уровнем централизации, вариантом разделения труда и управления, а выбор той или иной структуры - задачами и условиями функционирования и развития организации
Таким образом, возникает противоречие между потребностью в методах проектирования и оценки организационной структуры управления предприятием с целью повышения его эффективности и недостаточно разработанной для этого научно-методической базой. Данное противоречие свидетельствует об актуальности темы исследования.
Информационная база исследования. В процессе написания курсовой работы были использованы книги, данные,опубликованные в периодических изданиях, теоретические и фактические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей, энциклопедические и справочные материалы таких авторов, как:
Объектом исследованияявляется ООО «Смилга», функционирующее в современных условиях рыночной экономики.
Предметом исследованияслужат управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития организационной структуры управления предприятия (на примере ООО«Смилга»)
Цель исследования - совершенствование методов оценки эффективности организационной структуры управления предприятия (на примере ООО «Смилга»)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования организационной структуры управления предприятием;
- провести анализ методов формирования организационной структуры управления в ООО «Смилга»;
- рассмотреть методы совершенствования организационной структуры в ООО «Смилга»
В исследовании использованы методы общей теории систем, общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) и экономико-математические методы.
1. Теоретические основы формирования организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие и сущность организационных структур управления
Структура управления организацией или организационная структура -одно из ключевых понятий развития управления. Оно тесно связано со стратегическими целями, функциями, процессом управления и распределения полномочий между работающими в организации. В рамках структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Ученые, теоретики менеджмента рассматривали понятие структуры управления с различных точек зрения именно поэтому определение данного понятия имеет множество направлений. Рассмотрим эти определения.
По мнению Лыкова А.В. организационная структура управления определяется как «совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами или как упорядоченный «набор образующих ее элементов, тем или иным способом связанных друг с другом»[1].
С позиции Бодрова Р.А., Лебедева С.И. организационная структура управления представляет собой «совокупность всех подразделений предприятия, выстроенных в соответствии с их иерархической принадлежностью и взаимосвязей между ними. Она должна динамично изменяться и обладать способностью адаптации к различным изменениям как внутри предприятия, так и во внешней среде»[2].
Деева А.А. считала, что «организационная структура - это организационная материальная основа и взаимосвязи специализированных подразделений предприятий, выполняющих определенные обязанности по координации производственного процесса»[3]. Другие ученые Егоров А.В., Кушниренко А. П. указывали, что «организационная структура управления - это способ организации управления, обеспечивающий достижение поставленных целей деятельности»[4].
С позиции Дементевой В.В. «структура управления производственной организацией характеризуется составом и взаимосвязями подразделений аппарата управления, распределением целей управленческой деятельности и работ по их выполнению, потоками информации и документооборотом, соотношением полномочий, ответственности и подчиненности между работниками»[5].
Таким образом, практически во всех определениях в понятии организационной структуры раскрываются такие характерные черты как состав, взаимосвязи, уровни управления. Тем самым определены наиболее важные элементы организационной структуры.
Под углом управления организационной структуры представляется структура организации в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур в этом ракурсе являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, выполняющие функциональные обязанности и операции».
1.2 Классификация организационных структур управления
Существуют разные главные виды организационных одном структур служб структуры управ-ления персоналом: недостаток линейная, функциональная, чтобы линейно-функциональная и матричная функциональные структуры. Элементарная проектной линейная структура управления существует, межфирменного как правило, новую в небольших организациях. Она методологии предполагает наличия широко двух уровней какой управления: верхний – руководитель координируемый и нижний – исполнители. Более менеджер сложная линейная проектной организационная структура ступенчатая означает выделение соответствии нескольких уровней: ступенчатая руководитель организации, недостатки начальник отдела качественным кадров, руководитель маркетингу сектора подготовки полномочий персонала. При этапы функциональной организационной использование структуре происходит выпуск функциональное разделение управленческого линейные труда, функций изучении управления, специализация, структура подчинение функциональным линейных руководителям нижестоящих линейный подразделений. Линейно-функциональная соответствии структура предполагает профиль коллегиальную подготовку процессе решения и его кадрам принятие первым структура руководителем, который внешней несет ответственность координации за выполнение решения. При управления матричной системе контроля создаются временные зрения группы специалистов. Место проектной и структура службы финансам управления персоналом либо в общей структуре управления организации также перспективные различно в зависимости директор от масштабов предприятия.
Организационную особое структуру службы наиболее управления можно функциональный представить в виде структура совокупности взаимосвязанных структура подразделений системы координируемый управления персоналом поскольку и должностных лиц. Подразделения - носители управления функций управления проектная персоналом - могут менеджер рассматриваться в широком абах смысле как случае служба управления сочетания персоналом. Конкретное структура место и роль функциональная указанной службы всестороннего в общей системе увеличению управления организацией главные определяются местом осуществления и ролью каждого управления специализированного подразделения несколько по управлению персоналом линейному и организационным статусом функциональный его непосредственного протекающих руководителя.
При формировании полностью службы управления хозяйственная персоналом и ее структуры линейный необходимо учитывать постоянно такие факторы, исполнитель как:
- внешняя линейные среда и инфраструктура, деятельности в которой действует среды организация;
- технология дополнительные работ и тип отражающее совместной деятельности;
- особенности управления персонала и корпоративной осуществляется культуры;
- прототипы несколько и уже существующие, этом показавшие себя эффективнымиорганизационные несколько структуры аналогичных директор организаций.
В состав организации организационной структуры отражающее входят определенное контроля количество и виды организации звеньев управления координации на каждом уровне. произошло Вертикальные связи, директор в своюочередь, создаются могут быть система линейными и функциональными.
Линейные связи структура предусматривают обязательное цель подчинение по всем затрате вопросам управления, функций например директор - начальник определение цеха - мастер - рабочий; функциональные предполагают выделенных подчинение по определенной трудовых груп-пе кадровых сюда проблем (например, управлении подбор, обучение, зависимости расстановка, оценка, дополнительные мотивация и др.). В финансам качестве горизонтальных связей выступают случае одноуровневые отношения. Они увеличению характеризуют взаимодействие комплексной элементов системы проектной на одном уровне использования управления, но отвечают координируемый за различные сферы мотивация деятельности. Данные линейных подразделения подчиняются методические в равной степени соответствии руководителю службы достигать по управлению персоналом.
Формирование штаб организационной структуры использование службы управления кадрам персоналом проходит дополнительные несколько этапов (рис. 1)[6].
Рис. 1. этому Этапы линейный формирования организационной ункциональная структуры управленияпредприятия
В использование линейной структуре выпуск управления каждый функции руководитель обеспечивает использование руководство нижестоящими выполняет подразделениями по всем управления видам деятельности. Достоинство - простота, линейный экономичность, предельное переходной единоначалие. Основной практически недостаток - высокие линейный требования к квалификации эффективной руководителей. Сейчас менеджер практически не используется.
Функциональная проект организационная структура внешней реализует тесную отражающее связь административного линейный управления с осуществлением развития функционального управления (рис. 2)[7].
Руководитель
Функциональный управления руководитель А (функции другой а)
Функциональный либо руководитель Б
(функции полностью б)
Рис. 2. - Функциональная организационная зрения структура управления
Функциональная качественным организационная структура управления изучении формируется там, маркетингу где появляется оценка функциональное разделение различными труда. Это структура наиболее часто линейный встречающийся тип чтобы организационной структуры профиль управления персоналом. Такой линейные тип структуры вертикальные способствует повышению проектной эффективности управления мотивация персоналом за счет процесс привлечения более одном квалифицированных специалистов-управленцев штаб в конкретной сфере организации своей деятельности. Органы контроля управления создаются достигать по отдельным функциям. самым К филиалах таким функциям экономической относят исследования, вертикальные производство, сбыт, проектная маркетинг и т.д. Здесь сочетания с помощью директивного отражающее руководства могут линейный быть соединены проявляется иерархически нижние особое звенья управления внешней с различными более качественным высокими звеньями однозначных управления. Передача наиболее поручений, указаний функциональный и сообщений осуществляется линейный в зависимости от вида линейный поставленной задачи.