Файл: Цели и задачи нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Равенство перед законом. Ни имущественное и должностное положение, ни пол, ни расовая и национальная принадлежность, ни образование, ни язык, ни отношение к религии, ни место жительства, ни убеждения и принадлежность к общественным объединениям, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или оснований для дискриминации ни одному лицу, обращающемуся к нотариусу за совершением нотариального действия.

Все субъекты нотариального права, занимающие в нотариальном производстве одинаковое процессуальное положение, равны перед законом и обладают равными возможностями пользоваться предусмотренными законом правами и исполнять возложенные на них обязанности.

5) Совершения нотариальных действий исключительно в сфере бесспорной юрисдикции. Право, защита которого осуществляется путем совершения нотариального действия, должно обладать бесспорным характером, т.е. не оспариваться другими лицами. Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения нотариальных действий.

6) Публичность нотариальной деятельности, осуществление ее от имени РФ (ст. 1 Основ о нотариате). Совершение нотариальных действий от имени государства - РФ - обусловлено тем, что на нотариат возложено осуществление властных полномочий по исполнению одной из функций государства - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальная деятельность публична. Это проявляется, в частности, в том, что нотариально заверенные копии документов, выписки из документов приобретают равную юридическую силу с оригиналом; исполнительная надпись на документе, устанавливающем задолженность, придает этому документу официальный характер и делает его обязательным к исполнению и т.д.

7) Соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий.

8) Ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов РФ.

2. Основные источники законодательства о нотариате

Круг источников нотариального производства определен в ст. 1 и 5 «Основ законодательства о нотариате РФ», которые должны применяться с учетом Конституции 1993 г.

Законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, состоит из:


  • международных правовых актов;
  • Конституции РФ и федеральных законов;
  • конституций, уставов и законов субъектов РФ;
  • нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами государственной власти.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее правовой системы. Например, нотариусами применяются:

  • Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.);
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.);
  • другие международные соглашения и договоры.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность нотариата, являются «Основы законодательства РФ о нотариате» - новый закон принятый 11 февраля 1993 года.

Основы состоят из двух разделов и 109 статей. В первом разделе регламентируются организационные основы деятельности нотариата, требования предъявляемые к нотариусам, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, контроль за деятельностью нотариусов и другие. Раздел второй посвящен компетенции органов нотариата. Здесь перечисляются виды нотариальных действий, основные правила и порядок их совершения.

Необходимость реформирования нотариата и принятия нового закона была обусловлена экономическими причинами, переходом к рыночным отношениям. Многообразие форм собственности, развитие предпринимательства, выход в экономическое пространство частных фирм и граждан – предпринимателей, вызвали необходимость изменения форм и методов контроля со стороны государства за гражданским оборотом.

На основании ст. 2 «Основ законодательства РФ О нотариате» на должность нотариуса в РФ может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшие юридическое образование, прошедший стажировку не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности[4].

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, международными договорами.


Поскольку законодательство о нотариате относится к совместной компетенции РФ и субъектов РФ, принятие Основ не исключает установления республиканскими, краевыми, областными органами государственной власти норм, не противоречащих Основам и регламентирующих деятельность нотариата. В некоторых случаях это прямо предусмотрено в Основах, например ст. 14, 34.

Нормы регулирующие организацию и деятельность нотариата, составляют самостоятельную отрасль законодательства. Оно самым тесным образом связано с такими отраслями законодательства, как налоговое, гражданское, гражданское процессуальное, семейное, земельное, трудовое, жилищное. При совершении нотариальных действий, составляющих компетенцию нотариата, нотариусу приходится применять не только законодательство о нотариате, но и обращаться к нормам указанных отраслей. Так, при удостоверении договора купли – продажи жилого дома или квартиры нотариус руководствуется целым рядом норм гражданского, семейного, жилищного кодексов, разъясняет их содержание обратившимся к нему гражданам и должностным лицам. Поэтому твердое знание правовых норм смежных отраслей законодательства составляет обязательное требование для лиц, занимающих должности нотариусов.

Значительную роль в регламентации нотариальной деятельности играют нормативные правовые акты, издаваемые Министерством юстиции РФ. Приказом Министерства юстиции от 21 июня 2000 г. № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса. Вопросы, связанные с принятием экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, квалификационной комиссией регламентируются Приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности».

После успешной сдачи квалификационного экзамена лицо имеет право на получение лицензии на осуществление нотариальной деятельности. Порядок выдачи данной лицензии утвержден Приказом Министерства юстиции РФ 26 октября 1998 г. № 150 «Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности». Министерство юстиции оказывает и методическую помощь нотариусам в осуществлении их обязанностей. Так, Приказом Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Министерством юстиции РФ от 19 марта 1996 г.


3. Принятие мер к охране наследственного имущества

Как говорилось выше, к охранительным нотариальным действиям относится применение мер к охране наследственного имущества, хотелось бы рассмотреть этот вопрос подобнее.

Между днем смерти наследодателя и днем выявления круга наследников может пройти значительный период времени, в связи с чем возникает необходимость принятия мер по сохранности наследственного имущества, которое может быть расхищено, утеряно и т.д.

Меры по охране наследственного имущества и управлению им осуществляют, в первую очередь, нотариусы по месту открытия наследства, а в тех местах, где нотариусов нет, — должностные лица органов исполнительной власти или другие должностные лица, имеющие соответствующие полномочия.

Принятие нотариусом мер по охране наследственного имущества и управлению им начинается с принятия заявления одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества (п. 1 ст. 1171 ГК РФ).

В случае, когда назначен исполнитель завещания, нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания. В свою очередь, исполнитель завещания принимает указанные меры как самостоятельно, так и по требованию одного или нескольких наследников.

Согласно ст. 64 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», меры по охране наследственного имущества могут быть приняты нотариусом и по собственной инициативе.

Приказ Министерства юстиции РФ от 15.03.2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ» обязывает нотариуса начать проведение мероприятий по охране наследственного имущества в сроки, обеспечивающие его сохранность, но, как правило, не позднее трех рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления.

Первым этапом осуществления мер по охране наследственного имущества является составление описи наследственного имущества. Нотариус в присутствии заинтересованных лиц, пожелавших принять участие в описи, и не менее двух понятых составляет акт описи.

В акте описи указываются:

1) фамилия, имя, отчество нотариуса, производящего опись, дата и номер приказа органа юстиции о назначении на должность нотариуса, его нотариальный округ или наименование государственной нотариальной конторы;


2) дата поступления сообщения о наследственном имуществе или поручения о принятии мер к охране наследственного имущества;

3) дата производства описи, сведения о лицах, участвующих в описи, в соответствии с п. 2 настоящих Методических рекомендаций;

4) фамилия, имя, отчество и последнее постоянное место жительства наследодателя, время его смерти и место нахождения описываемого имущества;

5) было ли опечатано помещение до явки нотариуса и кем, не нарушены ли пломба или печать;

6) подробная характеристика каждого из предметов описываемого наследственного имущества.

На каждой странице акта описи подводится итог количества описанных вещей, по окончании описи — общий итог количества вещей.

В акт описи включается все имущество, в том числе личные вещи наследодателя. Заявления физических или юридических лиц о принадлежности им отдельных вещей заносятся в акт описи, а заинтересованным лицам разъясняется порядок обращения в суд с иском об исключении этого имущества из описи.

Если производство описи имущества прерывается (перерыв на обед, окончание рабочего дня и т.д.) или продолжается несколько дней, помещение каждый раз опечатывается нотариусом. В акте описи делается запись о причинах и времени прекращения описи и ее возобновлении, а также о состоянии пломб и печатей при последующих вскрытиях помещения[10, c.124].

В конце акта указываются сведения о лице, которому передано на хранение описанное имущество, и делается отметка о предупреждении его об ответственности согласно законодательству, в том числе по ст. 312 Уголовного кодекса Российской Федерации о предупреждении об ответственности лица.

Акт описи составляется не менее чем в трех экземплярах.

Все экземпляры подписываются нотариусом, заинтересованными лицами (если они принимали участие в описи) и понятыми.

Если принять меры к охране наследственного имущества не представляется возможным (наследники или другие лица, проживавшие с наследодателем, возражают против описи, не предъявляют имущество к описи либо имущество вывезено и т.п.), нотариус составляет об этом акт и уведомляет заинтересованных лиц, а в необходимых случаях — уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.

О выявленном при описи имуществе, представляющем историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, нотариусом сообщается в соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.

Оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, оказавшиеся в составе имущества умершего, передаются органам внутренних дел по отдельной описи.