Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Пути решения проблем правового регулирования защиты прав граждан в оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Задача ОРД по установлению имущества, подлежащего конфискации, была включена в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сравнительно недавно. Это обусловлено принятием в конце декабря 2008 г. ряда федеральных законов в рамках политики противодействия коррупции. По действующему законодательству конфискация является не наказанием, а мерой уголовно-правового характера и применяется не только в отношении собственности лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление с корыстным мотивом. Принудительное безвозмездное обращение в собственность государства распространяется также на имущество, полученное в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и на доходы от использования этого имущества. Виды имущества, подлежащего изъятию, различаются по назначению, роли в механизме совершения преступления, времени появления у виновного и иных лиц, у которых оно может быть конфисковано. В пункте «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ[7] говорится о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Особенной части УК РФ, и обращении в собственность государства любых доходов от этого имущества. Для применения конфискации имущества необходимо обеспечить действие института наложения ареста на имущество, основой которого являются нормы ст.ст. 115, 116 УПК РФ. Не всегда имущество, подлежащее конфискации, может быть установлено путем проведения следственных и процессуальных действий. В этом случае следователь, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, может дать поручение об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по его установлению оперативно-розыскным органам. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут получить сведения о наличии имущества, подлежащего конфискации, из различных источников и разными способами, в том числе путем проведения ОРМ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве задач ОРД следует также рассматривать: установление личности неопознанных трупов; обеспечение безопасности защищаемых лиц в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[8] и от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[9].
Кроме того, оперативно-розыскные органы, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», реализуют задачу по сбору данных, позволяющих принимать управленческо-организационные решения: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; предоставлении либо аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника; достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только для достижения задач в сфере борьбы с преступностью, но и задач, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Безусловно, совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий характер, нежели задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. В частности, проведение ОРМ для получения информации об угрозах государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации может быть прямо не связано с преступными посягательствами, а следовательно, с задачами уголовного судопроизводства, равно как и осуществление розыска без вести пропавших лиц.
Так, статья 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [10] предполагает проведение ОРМ для определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля. В принципе эти действия могут не носить криминального характера, а преследовать исключительно коммерческие цели. Интересно, что результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности в этом случае могут использоваться в доказывании не в уголовном, а в гражданском судопроизводстве по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[11] судебным искам.
Таким образом, исходя из содержания поставленных задач ОРД представляется, что последнюю цель, предусмотренную в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [12], следует рассматривать более широко и говорить об обеспечении безопасности общества и государства в целом, а не только от преступных посягательств.
1.2. Обеспечение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
В Российской Федерации существует механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, что обеспечивает законодательную регламентацию на всех уровнях иерархии нормативных правовых актов. Конституция РФ содержит нормы о правах и свободах человека и гражданина в ст. 17–63 и гарантирует государственную и судебную защиту прав и свобод человека и гражданина[13].
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предписывает субъектам оперативно-розыскной деятельности руководствоваться принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также содержит нормы, регулирующие судебный порядок получения разрешения на проведение тех оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина, а также саму процедуру обжалования лицом действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые могли привести к нарушению его прав и свобод[14].
Все это не может не свидетельствовать о ценности и значимости прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституция РФ в ст. 125[15] предусматривает создание такого судебного органа, как Конституционный Суд РФ, в правомочие которого входит рассмотрение жалоб лиц на нарушение их конституционных прав и свобод, в частности нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении в отношении них уголовного преследования органами предварительного расследования.
Деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности напрямую связана с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Оперативные работники при выборе оперативно-розыскных мероприятий, тактики и порядка их проведения должны и обязаны анализировать основания инициирования и планировать время, порядок и сроки их исполнения, не допускающие безосновательного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, должны проводиться, если отсутствует возможность документирования преступных действий лиц иными действиями, не ограничивающими конституционные права и свободы человека и гражданина.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 6 дает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут проводить субъекты оперативно-розыскной деятельности, а именно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и получение компьютерной информации[16].
Одним из обязательных условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые могут ограничивать конституционные права и свободы человека и гражданина, является получение судебного решения на их проведение, что гарантирует эффективный контроль за их проведением и возможность в дальнейшем использовать полученную информацию в качестве доказательств в уголовном деле.
Следует отметить, что данный механизм дает возможность лицу, чьи конституционные права и свободы как человека и гражданина, по его мнению, были незаконно ограничены субъектами оперативно-розыскной деятельности, использовать возможности их защиты с помощью механизмов ведомственного и судебного контроля, а также прокурорского надзора.
Попробуем проанализировать жалобы, подаваемые в Конституционный Суд РФ лицами, чьи права были нарушены применением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», на предмет их классификации по основаниям жалоб.
Жалобы в основном носят аналогичный характер. Можно выделить следующие основания, которые дают право на подачу жалобы: использование информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий для нужд доказывания, без рассекречивания источника информации; использование технических средств аудио-, видеозаписи при проведении оперативно-розыскных мероприятий без судебного решения; предоставление в судебном разбирательстве фактических данных, добытых в результате оперативно-розыскной деятельности, только в объеме, необходимом для нужд доказывания; оспаривание возможности исследования материалов оперативно-розыскной деятельности, положенных в основу для принятия решения судом или руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, на проведение оперативно-розыскных мероприятий; жалобы на невозможность исследования самих постановлений должностных лиц, которые являются основаниями для производства оперативно-розыскных мероприятий.
Выводы
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве целей ОРД указывает следующие: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.
Полученные результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных законом.
Механизмы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, находятся на должном уровне, соответствующем международным стандартам. Жалобы, поступающие в Конституционный Суд РФ, обусловлены желанием лиц, подвергающихся уголовному преследованию, использовать возможность признать недопустимыми доказательства, которые были получены из материалов оперативно-розыскной деятельности.