Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (ООО « ЭлектроКомплект »).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конфликтов в организации
1.2 Система управления конфликтами в организации
1.3 Способы разрешения конфликтов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКТ»
2.1. Краткая характеристика организации ООО «ЭлектроКомплект»
2.2. Диагностика уровня конфликтности в трудовом коллективе ООО «ЭлектроКомплект»
2.3. Мероприятия по совершенствованию управления конфликтами на предприятии
Совершенной считается стратегия окончательного разрешения конфликта. Суть её заключается в поиске и устранении факторов появления конфликта в рамках добровольного партнерства сторон. Данная стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров, а следовательно, улучшает обстановку в организации. Во-вторых, проблема не «загоняется внутрь», а перестает действовать. В-третьих, приобретаемые сторонами выгоды, даже если они и распределяются неравномерно, все равно превосходят те, которые могут быть получены при любой другой стратегии. В основе данной стратегии лежит отношение к конфликту как к нормальному явлению, которое следует преодолеть и изжить.
Отдельные типы конфликтов, например, склоки или интриги, требуют к себе повышенного интереса, а для их разрешения могут быть применены иные, более характерные способы. Склоки и сплетни рушат коллектив изнутри, порождая сомнение членов коллектива друг к другу, подогревая возмущение и разочарование начальниками, поощряя раскольнические группировки и перебежчиков. Когда разделение доходит до определенного уровня, внедряется новый лидер, способный остановить конфликты и подчинить конкурирующие стороны официальному руководству[25].
Организаторов интриги необходимо вызвать на откровенный разговор, дав понять, что могут быть приглашены все втянутые в нее лица. Не стоит сразу винить человека, а необходимо попробовать понять, что им руководит. Выяснив трудности и поняв реальный ресурс их появления, можно попробовать применить один из представленных выше тактических способов разрешения конфликта. Лицам, занимающимся интригами и не стремящимся принять во внимание разумные аргументы, можно пригрозить публичным разоблачением.
При этом главная задача руководителя - стимулирование «самопомощи». Нельзя брать на себя проблемы работников и возвращать им готовые решения, иначе они потеряют способности самостоятельно справляться с проблемами совместной деятельности и утратят уверенность в себе [26].
Подводя итог вышесказанному можно сделать заключения, что главное состоит в том, что необходимо обрести способность с пользой применять любой из способов, обдуманно делать тот или иной выбор, отталкиваясь от конкретной конфликтной ситуации.
Таким образом, обобщая сказанное, необходимо обратить внимание на то, что предупреждению конфликта содействует все, что гарантирует сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Причины низкого уровня взаимоотношений в организации и недостатков организации управления можно свести к следующим: отсутствию понятных должностных инструкций, устанавливающих комплекс обязанностей сотрудников, четко определяющих роль в общегрупповой работе каждого; отсутствию, в связи с этим, у сотрудника полного понимания отведенной ему позиции, предъявляемых к нему условий и преобладанию в его настроениях чувства нерешительности и беспокойства.
К способам разрешения, предотвращения и управления трудовыми конфликтами относятся: индивидуальные, межличностные способы, переговоры, встречные агрессивные действия, эту категорию способов используют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп. Таким образом, лучше предупредить конфликты, применяя способы разрешения конфликтов исходя из ситуации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКТ»
2.1. Краткая характеристика организации ООО «ЭлектроКомплект»
Торгово-монтажная организация ООО «ЭлектроКомплект» предлагает широкий спектр кабельно-проводниковой, низковольтной и электротехнической продукции отечественных и зарубежных производителей. Организация ООО «ЭлектроКомплект» основана в апреле 1996 года, как совместный проект персонала на рынке электрооборудования. Организация занимается поставками электрооборудования и низковольтной продукции. За короткий период времени организация стала известна и успешно расширила географию продаж и ассортимент продукции. Концентрируясь на нуждах клиентов, обученный и мотивированный персонал снабжает клиентов необходимой информацией о технических особенностях продукции, ценах и сроках поставки. Количество клиентов предприятия динамично растет.
Долговременное и тесное сотрудничество с поставщиками гарантирует, что вся необходимая информация о новых и существующих продуктах своевременно становится доступна нашим покупателям. Поставщиками организации являются крупнейшие производители электрооборудования в России и ближнего зарубежья. В перспективе работа и с иностранными производителями.
Особое внимание уделяется удобству заказчиков, а также сервисному обслуживанию. Организация является товарно-распределительной сетью, которая связывает производителей и потребителей электротехнической продукции, согласовываем интересы и удовлетворяем потребности обеих сторон. Предлагается доставка оборудования автотранспортом и осуществляется квалифицированная помощь заказчикам. Современное техническое оснащение,
высокие требования корпоративного стандарта ООО «ЭлектроКомплект» позволяют специалистам наряду с выполняемыми работами непрерывно совершенствовать качество оказываемых услуг.
Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Число участников общества не превышает предела, установленного законодательством для обществ с ограниченной ответственностью.
Учредителями ООО «ЭлектроКомплект» являются физические лица. Высшим органом ООО «ЭлектроКомплект» является общее собрание его участников, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством на основании Устава и Учредительного Договора ООО «ЭлектроКомплект». За все время работы ООО «ЭлектроКомплект» зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовом отношении организация.
Как и любое юридическое лицо, Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием.
Организационная структура управления ООО «ЭлектроКомплект» имеет линейно-функциональную структуру управления – четкое разграничение полномочий, узкая специализация:
- Генеральный директор.
- Инспектор по кадрам.
- Бухгалтерия (главный бухгалтер, бухгалтер-кассир).
- Отдел маркетинга (менеджер, аналитик, экономист).
- Отдел продаж (начальник отдела продаж).
- Служащие.
Для данной организационной структуры характерна высокая централизация стратегических решений и децентрализация оперативных решений; свойственна организация директивных связей по принципу однолинейности и преобладание применения инструментов координации с технической поддержкой. В структуру численности персонала входит категория работников: руководители (1); специалисты (10); служащие (25); рабочие – всего (23). Всего работников в организации -59
Организационная структура организации ООО «ЭлектроКомплект» имеет преимущества в обеспечении высокой профессиональной специализации своим сотрудникам; способствует стандартизации, формализации, конкретизации и прогнозированию процессов управления.
Итак, организация зарекомендовала себя как надежный поставщик электротехнической продукции. Высокий уровень сервиса, широкий ассортимент качественной продукции, гибкая ценовая политика и постоянное наличие на складе, это те приоритеты, благодаря которым, компания динамично развивается.
2.2. Диагностика уровня конфликтности в трудовом коллективе ООО «ЭлектроКомплект»
Для диагностики уровня конфликтности в коллективе предприятия проанализируем причины возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе ООО «ЭлектроКомплект».
В исследовании принимали участие 36 респондентов. Для диагностики конфликтов на исследуемом предприятии использовались опросные методы анкетирование, беседа, анализ данных.
Анкета состоит из 25 вопросов, которые направлены на: изучение частоты конфликтов в организации; самооценку конфликтности; изучение наиболее часто используемых методов разрешения конфликтов; анализ распределения ролей в процессе управления конфликтами; изучение причин конфликтов (Приложение А).
Результаты исследования, позволяют сделать выводы об уровне конфликтности в трудовом коллективе ООО «ЭлектроКомплект», о причинах возникновения конфликтов на предприятии, о методах разрешения конфликтных ситуаций в исследуемом коллективе.
При ответе на вопрос «Как часто в ООО «ЭлектроКомплект» возникают конфликтные ситуации?» – 75% (27 человек) респондентов отметили, что такие явления происходят иногда, 20% (7 человек) опрошенных ответили, что конфликтные ситуации почти никогда не происходят, однако 5% (2 человека) считают, что конфликты происходят периодически (рисунок 1).
Таким образом, сотрудники ООО «ЭлектроКомплект» отмечают, что конфликтные ситуации в трудовом коллективе – редкое явление. При этом большинство сотрудников (89% – 32 человека) не считают себя конфликтной личностью.
Рисунок 1 – Как часто в Вашей организации возникают конфликтные ситуации
Респонденты также отметили, что возникающие в трудовом коллективе конфликтные ситуации полностью поддаются регулированию, так считают 50% (18 человек) респондентов, при этом было отмечено, что для разрешения конфликтных ситуаций используется правовой метод 72% (26 человек), 20% (7 человек) выделили психологический метод разрешения противоречий в трудовом коллективе, 8% (3 человека) отметили, что для управления конфликтами применяется организационный метод, силовой метод управления конфликтами в ООО «ЭлектроКомплект» не применяется (рисунок 2).
Как показали результаты исследования, основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в ООО «ЭлектроКомплект» по мнению сотрудников являются: неправильная организация работы, так ответили единогласно100% – 36 человек, несправедливое распределение привилегий (39% – 17 человек), высокие амбиции некоторых работников (67% – 21 человек), также были выделены действия руководителей (20% – 7 человек) и свой вариант ответа (17% – 6 человек) (рисунок 3).
Рисунок 2 – Какой метод разрешения конфликтов наиболее популярен в Вашей организации
Рисунок 3 – Как часто в Вашей организации возникают конфликтные ситуации
Что касается распределения ролей различных субъектов при разрешении конфликтной ситуации в трудовом коллективе, то 83% (30 человека) респондентов считает, что абсолютное влияние на исход конфликта имеет высшее управление, ведущую роль в разрешении конфликтной ситуации средних управляющих отметили 8% (3 человека) сотрудников и лишь 3% (1 человек), отметили, что основная роль принадлежит собственникам предприятия и 6% (2 человека) указали, что в решении проблемных ситуаций, важна роль рядовых работников (рисунок 4).
Рисунок 4 – Как распределяются роли различных субъектов Вашей организации в разрешении возникших проблем
Интересны результаты ответа на вопрос «Как вы считаете, кто сможет достойно защищать Ваши интересы в случае возникновения конфликта между Вами и руководством?» – абсолютное большинство (97% – 35 человек) считает, что их интересы сможет достойно защищать конкретные работники и только 3%, то есть 1 человек отметил, что это сможет сделать трудовая инспекция.
На вопрос «Приходилось ли Вам защищать своего коллегу от несправедливых действий?» большинство респондентов 25% (9 человек) ответили, что приходилось иногда, при этом 3% (1 человек) ответили, что защищать приходилось от руководителя и 20% (7 человек) – от клиентов. 75% (27 человек) сотрудников сообщили, что им никогда не приходилось защищать своего коллегу от несправедливых действий вообще. Сотрудники, ответившие, что им иногда приходилось отстаивать права своих коллег перед другими сотрудниками, составляют 6% (2 человека).