Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации : тенденции и перспективы развития.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
Рассмотрим основные принципы организации и функционирования местного самоуправления.
1.1 Самостоятельность в решении населением вопросов местного значения.
Как утверждает положение ст.130 Конституции РФ «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления». Самостоятельность местного самоуправления подразумевает прямой запрет для органов государственной власти и их должностных лиц осуществлять в любых формах функции местного самоуправления, а также заниматься образованием органов и назначением должностных лиц муниципального самоуправления. Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы социально-экономического развития региона. Население муниципального образования самостоятельно определяет формы осуществления местного самоуправления и структуру муниципальных органов.
Однако самостоятельность местного самоуправления, взаимодействующего с органами государственной власти, имеет самые разные ограничения, из которых, прежде всего, следует выделить следующие. Во-первых, правовой статус местного самоуправления, определяющий включенность его в общую систему общественного порядка, государственного и общественного управления и самоуправления. Во-вторых, ограничением является круг полномочий, ограниченный вопросами местного значения, то есть имеющий локальный характер. В-третьих, проведение самостоятельной политики корректируется деятельностью органов государственной власти. Так, принятие новых законов, осуществление Правительством РФ общегосударственной политики затрагивает интересы муниципальных образований и требует участия в принятии решения тех или иных органов муниципального образования. Поэтому в соответствии со ст.132 Конституции РФ «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». Данная статья Основного закона РФ закрепляет за органами государственной власти федерального уровня делегирование части своих полномочий на места, тем самым не только обеспечивает децентрализацию публичной власти, но и позволяет учитывать интересы населения конкретных муниципальных образований.
Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти как принцип, определяющий место местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Россия в соответствии со ст.1 Конституции РФ является не только демократическим правовым, но и федеративным государством, из чего следует, что публичная власть осуществляется в России на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Но надо заметить, что источник власти в соответствии со ст.3 Конституции РФ один - «многонациональный народ» Российской Федерации. Причем первые два уровня представляют государственную власть, а третий - уровень местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления». Акцент на организационную обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти сделан в ст.12 Конституции РФ, где отмечается, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Основной закон РФ, устанавливая организационную обособленность местного самоуправления, закрепляет за ним исключительную компетенцию, в пределах которой оно самостоятельно. Это обстоятельство подтверждается статьей 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где в пункте 1 говорится, что «по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные акты». Таким образом, местное самоуправление не является альтернативой государственной власти, а представляет собой специфический элемент государственного устройства. Закрепление за местными органами полномочий есть результат разграничения компетенции между центром и местами в рамках единого государственного механизма.
Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Финансовую основу местного самоуправления составляет право органов местного самоуправления «самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения» (ст.132 п.1 Конституции РФ).
К объектам муниципальной собственности относятся: начиная с органов местного самоуправления, их имущество, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы на его содержание; муниципальный жилищный фонд, объекты социальной и инженерной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Учитывая различия возможностей отдельных поселений (городских и сельских), ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003г. в пункте 4 статьи 15 установил, что «органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий». Данная норма закона позволяет экономически слабому, дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций данному поселению), а городскому поселению принимать на себя ряд дополнительных функций. В отличие от одноименного ФЗ от 1995г. в новой редакции закона от 2003г. в пункте 5 статьи 19 закреплено, что органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.
За муниципальными образованиями закрепляются отчисления от федеральных налогов и налогов субъекта федерации, которые являются источниками местного бюджета. Помимо этого, источниками местного бюджета являются доходы от предоставления платных услуг населению района.
Законность в организации и деятельности местного самоуправления. На деятельность органов местного самоуправления распространяется закрепленный в п.2 ст.15 Конституции РФ принцип законности: органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Права и обязанности органов местного самоуправления должны определяться в соответствии со ст.18 Конституции РФ. Реализация данного принципа обеспечивается посредством закрепленного контроля и надзора за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также путем обжалования неправомерных решений и действий органов и должностных лиц муниципального управления в судебном порядке.
Гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления. Этот принцип является одним из стержневых принципов демократического устройства местного самоуправления, обеспечивающий открытость характера функционирования органов местного самоуправления. Он предполагает информирование населения муниципального образования об эффективности тех мер, которые приняты в интересах населения муниципального образования, а именно закрепляет предоставление населению сведений о заседаниях представительного органа муниципального образования, о вопросах, решаемых выборными и другими органами, о решениях, принимаемых ими. Он также предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, рассмотрение правовых актов, принятых на основе предложений населения, открытые заседания органов местного самоуправления с участием представителей населения муниципального образования. Решения органов местного самоуправления должны быть официально опубликованы.
Запрет на ограничение прав местного самоуправления. Данный принцип закреплен в ст.133 Конституции РФ, где указано, что местное самоуправление гарантируется «правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами». В связи с этим на государственные органы возлагаются функции обеспечения охраны и защиты местного самоуправления. К ним статья 5 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от 2003г. относит: «определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ», «правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав и обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и должностных лиц», «правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения», «правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий…».
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления с учетом и использованием исторических, национальных, культурных и иных местных традиций. Данный принцип рассматривается в трех аспектах. Территориальный аспект подразумевает осуществление местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц с учетом традиций и исторических особенностей. Наличие территории является одним из основных структурных элементов правового статуса муниципального образования, так как в соответствии с ст.10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: «местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения». Это свидетельствует об осуществлении местного самоуправления только в границах муниципального образования. Новый ФЗ в статье 2 предусматривает шесть видов муниципальных образований: сельское и городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, межселенная территория.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного управления.
Городское поселение в соответствии с пунктом 2 статьи 2 данного Федерального закона есть «город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления», в которые в соответствии с уточнением, сделанным в законе, могут входить сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями.
Поселения должны создаваться на базе одного или нескольких небольших населенных пунктов, которые будут самостоятельно решать вопросы благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, организации транспорта и иных социально-бытовых нужд муниципального поселения.
В статье 2 ФЗ закрепляет такую административную единицу, как муниципальный район - «несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ». Исходя из текста данной статьи закона, можно сделать вывод, что муниципальные районы есть то же, что и административно-территориальные районы, к полномочиям которых отнесены: переработка твердых бытовых отходов, организация ритуальных услуг, организация и содержание образовательных учреждений и иные полномочия, закрепленные ФЗ.
Городской округ, согласно статье 2 ФЗ, является «городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района…». Отсюда можно сделать вывод, что городской округ - это территория города, который обладает статусом муниципального образования. Использование административно-территориальной единицы внутри городской территории возможно лишь в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге.