Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Документирование хозяйственных операций как основа бухгалтерского учета
1.1 Значение документации в бухгалтерском учете
1.2 Сущность, виды и порядок проведения инвентаризации
1.3 Классификация и требования, предъявляемые к бухгалтерской документации
1.4 Организация документооборота и хранение документов
2. Документация и документооборот на предприятии ООО «Камилла»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Порядок документооборота на предприятии
2.3 Порядок проведения инвентаризации имущества ООО «Камилла»
Пути их решения проблем документооборота на предприятии ООО «Камилла»
Введение
В современных условиях, организации постоянно сталкиваются с проблемами в делопроизводстве: иногда документы теряются, не контролируются и не исполняются. За счет улучшения ведения делопроизводства предприятия и организации получают реальный шанс улучшить качество своего управления, что является одной из актуальнейших задач современной российской экономики. Одной из важнейших областей документооборота в организации является оборот документов в бухгалтерском учете.
Инвентаризация преследует ряд задач и целей. Существуют случаи, когда инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. Таким образом, роль инвентаризации очень велика – с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. П. Инвентаризация предупреждает возможные имущественные потери. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Актуальность и недостаточная разработанность определили выбор темы курсовой работы, ее цель и задачи.
Цель курсовой работы – исследовать вопросы организации документооборота и инвентаризации на предприятии в бухгалтерском учете.
В первой главе работы рассмотрены: теоретические основы порядка проведения документооборота, а также документального оформления результатов инвентаризации, виды инвентаризации.
Во второй главе на примере ООО «Камилла» рассмотрены порядок ведения документооборота на предприятии, а также проведения отдельных видов инвентаризации.
В третьей главе представлены предложения по решению проблем неэффективного документооборота на предприятии ООО «Камилла».
Задачи курсовой работы:
1. Определить значение документации и инвентаризации в бухгалтерском учете;
2. Изучить требования, предъявляемые к бухгалтерской документации;
3. Привести классификацию первичных учетных документов;
4. Рассмотреть вопросы организации документооборота;
5.Исследовать порядок документации и документооборота, а также инвентаризации на конкретном предприятии.
Объектом исследования курсовой работы является Общество с ограниченной ответственностью «Камилла».
Предметом исследования является документооборот современного предприятия.
Теоретической основой выполнения исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, труды авторов И.В. Самойлова «Инвентаризация и учёт её результатов» и «Документирование и документооборот в бухгалтерском учете», В.В. Бородина «Инвентаризация в бухгалтерском учёте.
1. Документирование хозяйственных операций как основа бухгалтерского учета
1.1 Значение документации в бухгалтерском учете
Документ в переводе с латинского означает свидетельство, доказательство, поэтому любая хозяйственная операция оформляется документом, который подтверждает факт ее свершения и делает бухгалтерскую запись юридически законной. Благодаря документу точно известно место, время, объект учета и ответственные лица. Документом в учете подтверждается законность и обоснованность всех текущих учетных записей.
Документация - это способ оформления хозяйственных операций с помощью документов в момент их совершения.[1]
Документация имеет правовое (юридическое) значение. Подтверждая правильность зарегистрированных в учете фактов, документы являются неопровержимым доказательством при спорах, возникающих между организацией и другими органами и лицами. Их используют органы суда и арбитража при решении вопросов о различных претензиях, проверках и полноты выполнения договоров и других обязательств. На основании документации также ведут анализ выполняемой работы, то есть выполняется аналитическая функция.
Документирование хозяйственных операций является одной из отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.
Основными задачами, стоящими перед бухгалтерской службой любой организации, являются:
1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного управления, а также для ее использования инвесторами, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными лицами;
2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3. Своевременное предупреждение негативных явлений в финансово - хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Документация служит подтверждением хозяйственной деятельности, выполняют контрольную функцию, то есть посредством документации контролируется правильность совершенных операций, устанавливаются причины тех или иных хозяйственных нарушений. Документация позволяет вскрыть случаи хищения собственности и разного рода злоупотреблений. Документы имеют юридическую силу, что является неопровержимым доказательством в судебных разбирательствах.
1.2 Сущность, виды и порядок проведения инвентаризации
В процессе реформирования бухгалтерского учета в рамках международной программы стандартизации бухгалтерского учета особенно остро стоят вопросы обеспечения правильной его организации и контроля. Как известно, одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Такая информация необходима как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним пользователям – инвесторам, кредиторам и др.[2]
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов России от 13.06.95 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации). Инвентаризации подвергается все имущество организации и все виды финансовых обязательств. При этом проверять следует имущество, которое принадлежит организации на правах собственности, находится на ответственном хранении, арендуемое имущество, полученное для переработки, а также неучтенное имущество. Такая инвентаризация называется сплошной.
В состав имущества входят основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы. К финансовым обязательствам относятся кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Они должны быть оформлены договорами займа, кредитными договорами и договорами, заключенными по товарному и коммерческому кредиту.[3]
Основными целями проведения инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете);
- выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество;
- сопоставление фактически имеющегося имущества с данными бухгалтерского учета (выявление излишков и недостач);
- проверка полноты и правильности отражения в учете стоимости товарноматериальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетных счетах и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резерва предстоящих платежей и других видов имущества и обязательств организации.[4]
Организации обязаны проводить инвентаризацию в таких случаях:
- когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года);
- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);
- если произошло стихийное бедствие, пожар или при других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями (немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия):
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.[5]
При коллективной или бригадной материальной ответственности инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях:
- при смене руководителя коллектива или бригадира;
-при выбытии из коллектива или бригады более пятидесяти процентов членов;
- по требованию одного или нескольких членов коллектива или бригады.
Инвентаризация может проводиться и в других случаях. Порядок и сроки проведения таких инвентаризаций устанавливает руководитель организации. Он определяет, сколько раз в отчетном году и когда должна проводиться инвентаризация, утверждает перечень инвентаризуемых имущества и обязательств, а также решает вопрос о проведении выборочной проверки. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике организации.[6]
Инвентаризация может проводиться не только по инициативе самого предприятия. Налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения и территории), проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (см. подпункт 6 параграф 1 статья 31 налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, инвентаризация – один из элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем сверки фактических остатков ценностей и расчетов с данными учета и осуществления контроля за сохранностью собственности. Инвентаризация имеет очень важное контрольное значение и выступает в качестве необходимого дополнения к документации хозяйственных операций. Она служит средством не только вскрытия и выявления недостач и злоупотреблений, но и предупреждения их в дальнейшем. Инвентаризации подвергается все имущество организации и все виды финансовых обязательств. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризации делятся по объему проверки – на сплошные и выборочные, а по времени – на плановые и внезапные.
Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.
Выборочная – это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться на предприятии в межинвентаризационный период в местах хранения и переработки товарно-материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающих товарно-материальные ценности, учет и отчетность.