Файл: Общие особенности кадровой стратегии корпораций («Росатом»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 786
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие кадровой стратегии организации
1.1 Понятие и классификация кадровых стратегий организации
1.3. Разработка и реализация кадровых стратегий
2. Анализ кадровой политики на примере Госкорпорации «Росатом»
2.1. Краткая характеристика Госкорпорации «Росатом»
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ключевых задач, которая стоит перед лицом в компании, которое отвечает за кадровую функцию — это выработка стратегии развития человеческих ресурсов.
Необходимо отметить, что в настоящее время персонал или человеческие ресурсы являются одним из ключевых ресурсов компании. Причем глобальные тенденции, фиксирующиеся в мировой бизнес-среде, делают акцент на человеческом капитале. В том случае, если рассматривать персонал как человеческий капитал, то необходимо не просто перевести расходы на персонал с уровня затрат, на уровень инвестиций, а рассматривать управление персоналом как комплексную систему, в которой присутствует маркетинговый подход к персоналу как ресурсу, и действуют общие законы управления капиталом.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие экономических форм сегодня в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений между организациями. В связи с этим анализ стратегии работы с персоналом как одним из главных ресурсов организации является основополагающим для поддержки и развития конкурентоспособности современного предприятия. Отсутствие актуальной и качественной стратегии управления персоналом непосредственным образом влияет на конкурентоспособность организации, может привести к застою и ухудшению итогов работы предприятия.
Объект исследования – кадровая стратегия Госкорпорации «Росатом».
Предметом исследования являются особенности кадровой стратегии.
Цель исследования – изучить особенности кадровой стратегии корпораций и предложить пути совершенствования кадровой стратегии предприятия как одной из основных стратегий деятельности компании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и классификацию кадровых стратегий организации;
- изучить формы кадровой стратегии;
- проанализировать особенности разработки и реализации кадровых стратегий;
- рассмотреть краткую характеристику Госкорпорации «Росатом»;
- проанализировать кадровую политику и кадровую стратегию Госкорпорации «Росатом»;
- разработать направления совершенствование кадровой стратегии.
Теоретическим и практическим аспектам кадровой политики уделено значительное внимание как отечественными, так и зарубежными учеными. Исследование проводилось на основе изучения современных теорий и практик в области кадровой политики, отечественного и зарубежного опыта, по материалам периодических изданий и научной литературы.
При решении конкретных задач использовались методы теоретического анализа, сравнения, синтеза, системного подхода.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Понятие кадровой стратегии организации
1.1 Понятие и классификация кадровых стратегий организации
На сегодняшний день одной из важнейших проблем в развитии экономики является проблема в сфере работы с персоналом. На современном этапе не существует четкого определения понятия кадровой стратегии. Многие исследователи в области управления персоналом выдвигают разные трактовки понятия «кадровая стратегия» (таблица 1).
Таблица 1 – Базовые понятия «кадровой стратегии предприятия»
Понятие «кадровой стратегии предприятия» |
Автор |
Подготовленное руководством предприятия качественно определенное и приоритетное направление действий, которые необходимы для достижения поставленных долгосрочных целей для образования ответственного, высокопрофессионального и сплоченного состава предприятия и которые учитывают стратегические задачи предприятия и его возможности ресурсов |
А.Я. Кибанов [17] |
Констатирование того, каким предприятие хочет себя видеть, куда оно должно идти и, в целом, каким образом оно это будет делать. Стратегия дает направление движения предприятию, учитывая конкретное внешнее окружение, с целью создания стабильных конкурентных преимуществ. В том числе и констатирование намерений, которые определяют средства для достижения поставленных целей, связанных с долгосрочным распределением важных ресурсов предприятия, с гибким соответствием данных ресурсов и способностей восприятия особенностей окружения внешней среды |
М. Армстронг [6] |
Средство осуществления кадровой политики предприятия, на базе кадровой политики формируется кадровая стратегия в определенный временной период, а подобранная кадровая стратегия дает возможность выбирать разные кадровые мероприятия. Стратегия – комплекс мер, реализуемых на различных уровнях управления |
О.А, Вдовина, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина [8] |
Программное средство управления и мышления, которые обеспечивает согласование целей, возможностей организации и интересов персона, предполагающего и определение главного курса деятельности организации, и рост мотивации |
Е.Ю. Богатырева [7] |
Обобщая представленные определения, выделим критерии формирования кадровой стратегии: кадровая стратегия формируется большим числом факторов и связана со стратегическими действиями организации в целом, изменения во внутренней и внешней среде приводят к замене или поправке стратегии предприятия и требуют соответствующий преобразований численности и структуры персонала, его квалификации и навыков, методов и стиля управления; цели кадровой стратегии формируются общими целями стратегии организации, при этом основной ее целью должно быть обеспечение стабильного конкурентного преимущества организации посредством удовлетворения его потребности в высококвалифицированных и мотивированных работниках; кадровая стратегия отличается долгосрочным характером, что, прежде всего, определяется ее ориентацией на создание и изменение мотивации, психологических установок, структуры и квалификации персонала.
Кадровая стратегия — это составная часть общей стратегии предприятия и следствие планирования в перспективе его хозяйственно-экономической деятельности. Она призвана объединять разнообразные направления управления персоналом с целью оптимизации и стимулирования их воздействия на работающих, улучшения их квалификации, трудовых качеств и навыков. Другими словами, кадровая стратегия – это наиболее важное направление создания высокопрофессионального, конкурентоспособного, сплоченного и ответственного коллектива сотрудников, который должен способствовать достижению долгосрочных целей и осуществлению общей стратегии предприятия.
Поскольку стратегия формирования кадрового потенциала является элементом кадровой стратегии предприятия, необходимо рассмотреть подходы различных исследователей к классификации кадровых стратегий.
Большинство отечественных и зарубежных авторов придерживаются общепринятой классификации кадровых стратегий, связывающих их с общей стратегией предприятия. Среди них можно выделить Б.М. Генкина, В.И. Герчикова, Дж. Иванцевича, А.А. Лобанова, И.А. Никитина, М. Портера, К. Сиссона, Ж. Стори и др.
Исследователи Дж. Иванцевич и А.А. Лобанов выделяют пять типов классификации кадровых стратегий: кадровая стратегия, ориентированная на предпринимательскую стратегию организации; кадровая стратегия, ориентированная на стратегию динамического роста организации; кадровая стратегия, ориентированная на стратегию прибыльности организации; кадровая стратегия, ориентированная на ликвидационную стратегию организации; кадровая стратегия, ориентированная на стратегию круговорота (циклическую) [16, с.197]. Анализируя предложенную авторами классификацию, можно сделать вывод, что используемый подход сводится к ориентации на общую стратегию предприятия.
Данный подход является доминирующим и в классификации кадровой стратегии таких авторов как Б.М. Генкин и И.А. Никитина, которые систематизируют кадровую стратегию следующим образом: стратегия ориентации на свои силы; стратегия приобретения готовых специалистов; стратегия приема небольшого количества высококвалифицированных специалистов; стратегия приема специалистов средней квалификации, но в достаточном количестве; стратегия ориентации на индивидуальную работу; стратегия ориентации на работу в команде [9, с.148]. Однако классификация Б.М. Генкина и И.А. Никитиной является более конкретизированной и направленной как на корпоративную стратегию предприятия, так и на функциональную кадровую стратегию.
Классификация кадровой стратегии в представлении В. И Герчикова включает: кадровую стратегию, ориентированную на максимизацию прибыли; клиентоориентированную стратегию; функциональную стратегию; кадровую стратегию, ориентированную непосредственно на работников; кадровую стратегию, направленную на развитие; территориальную стратегию [10, С.235]. Данный подход базируется на выборе стратегии в зависимости от миссии и целей организации. Предложенная классификация допустима, однако считаем общую стратегию предприятия первостепенной в разработке классификации кадровой стратегии.
Ж. Стори и К. Сиссон рассматривают классификацию кадровой стратегии в зависимости от этапов жизненного цикла организации и выделяют: кадровую стратегию на этапе зарождения организации; кадровую стратегию на этапе роста организации; кадровую стратегию на этапе зрелости организации; кадровую стратегию на этапе спада организации. [23, с.21]. Однако данный подход учитывает только планирование и оценку результатов деятельности предприятия, что является недостаточным при разработке классификации стратегий формирования кадрового потенциала.
Изучение экономической литературы позволило обобщить мнения авторов к классификации кадровых стратегий (Таблица 2).
Таблица 2 - Научные подходы к классификации кадровых стратегий предприятия
Название подхода |
Представители подхода |
Классификация кадровых стратегий |
Плановый подход |
Ж. Сиссон, К. Стори [23, С.21] |
- кадровая стратегия на этапе зарождения организации; - кадровая стратегия на этапе роста организации; - кадровая стратегия на этапе зрелости организации; - кадровая стратегия на этапе спада организации. |
Целевой подход |
Б.М. Генкин, И.А. Никитина [9, С.148] |
- стратегия ориентации на свои силы; - стратегия приобретения готовых специалистов; - стратегия приема небольшого количества высококвалифицированных специалистов; - стратегия приема специалистов средней квалификации, но в достаточном количестве; - стратегия ориентации на индивидуальную работу; - стратегия ориентации на работу в команде. |
В.И. Герчиков [10, С.235] |
- кадровую стратегию, ориентированную на максимизацию прибыли; - клиентоориентированную стратегию; - функциональную стратегию; - кадровую стратегию, ориентированную непосредственно на работников; - кадровую стратегию, направленную на развитие; - территориальную стратегию. |
|
Профессионально-ориентированный подход |
Дж. Иванцевич А.А. Лобанов, [16, С.197] |
- кадровая стратегия, ориентированная на предпринимательскую стратегию организации; - кадровая стратегия, ориентированная на стратегию динамического роста организации; - кадровая стратегия, ориентированная на стратегию прибыльности организации; - кадровая стратегия, ориентированная на ликвидационную стратегию организации; |
Анализ таблицы показывает, что мнения авторов по поводу классификации кадровых стратегий существенно различаются, что позволяет выделить три основных подхода к данной систематизации:
1. Целевой подход (В.И. Герчиков, Б.М. Генкин, И.А. Никитина). Представители данного подхода формируют классификацию кадровых стратегий, опираясь на миссию и цели организации.
2. Плановый подход (Ж. Стори, К. Сиссон, О.И. Зеленова), согласно которому классификация кадровых стратегий учитывает планирование и оценку результатов деятельности предприятия.
3. Профессионально-ориентированный подход (Дж. Иванцевич, А.А. Лобанов) заключается в рассмотрении классификации кадровых стратегий в ориентации на кадровое ядро предприятия.
Исходя из того, что роль персонала в эффективном функционировании и развитии организации приобретает все большую значимость, на практике происходит соединение нескольких вариантов кадровых стратегий при доминировании определенной.
1.2. Формы кадровой стратегии
Выбор кадровой стратегии носит долгосрочный характер и основывается на кадровой политике и целями функционирования предприятия. Разработка стратегии предполагает выработку основных направлений деятельности, ресурсов, временного периода, а также набора мероприятий для реализации выбранной стратегии.
Можно выделить два основных вида стратегий, применяемых в современных организациях:
- Генеральная стратегия развития, то есть стратегия организаций, занимающихся организацией, подготовкой и подбором кадров для других субъектов хозяйствования.
- Функциональная стратегия, то есть кадровая стратегия, как один из аспектов развития предприятия. Функциональные стратегии разделяются еще на два типа: концентрированные и диверсификационные. Такие стратегии принимаются в зависимости от масштабов деятельности предприятия. Так, концентрированные стратегии функционируют на предприятиях с однородным составом персонала. На крупных многопрофильных предприятиях, филиалы и подразделения которых располагаются в разных частях страны, стратегия должна быть диверсификационной, так как должна учитывать факторы присущие определенному региону (состояние рынка труда, средняя заработная плата, условия труда, традиции и т.д.) [8].
Кадровая стратегия должна ориентироваться на привлечение высококвалифицированного персонала. Особое внимание при построении эффективной кадровой стратегии должно уделяться: