Файл: Личностные характеристики как фактор выбора профессии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность . Проблемы самоопределения и ориентации в настоящее особую . Подчеркивается, правильный профессии и на профориентация не с позиции жизненных человека, и с точки развития в целом.
самоопределение – определение себя выбранных в (и принятых обществом) профессионализма.
профессионального является личностных в выбираемой, или выполняемой .
Динамика самоопределения в изменении к себе и критериев отношения.
самоопределения как новообразование в возрасте.
В существуют главных подхода к профессионального .
Первый исходит идеи и практической индивидуальных , от зависят и успех (Э. Гинзберг, Д. и Дж. ). Человек такие работ, к он бы приспособлен в индивидуальных . Соответственно люди быть с точки их и выполняемой деятельности к или группе . По мнению, самоопределение – ряд жизненных , которые к выбору .
Второй исходит идеи формирования , полагая, у каждого можно или выработать качества. этого был С.Т. , говоривший о , что должны школьнику в максимальном сил и в наиболее для направлении. в рамках подхода П.П. Блонский, , что и способность – основные профессионального .
Общий недостаток подходов в , что и трудовая рассматриваются независимые и друг величины, из обязательно себе .
Третий основан формировании стиля . Эта основана следующих , сформулированных Е.А. :
− признаётся, есть , практически личные () качества, для деятельности.
− разные способам, равноценные конечному (продуктивности ) варианты к условиям деятельности.
− широкие преодоления выраженности способностей счёт упражнения же посредством способностей способов .
− формирование необходимо с учётом своеобразия , то внутренних развития, с учётом условий ( и микросоциальной ).
В рамках психологии профессионального рассматривали учёные И.С. Кон, В.А. , Р.С. Немов.
А.Е. и Л.А. Йовайша проблему профессии в с проблемой личности .
Можно ряд , способствующих практических профессиональной подрастающего . К ним : система , вооружающая необходимыми для в мире умениями оценивать индивидуальные (Б.А. Федоришин); методики личности в целях индивидуальной в выборе (В.Д. Шадриков); ( Н.П., Забродин Ю.); и методические профессиональной молодежи, профессиокарт (Е.А. ); системный к профориентации (В.Ф. Сахаров, Н.К.; Степанков); -значимые выбора (Е.М. Павлютенков); профориентации в условиях школы (Н.Ш. , П.А. Шавир, Н.Н. ); формирование духовной в процессе учащихся к выбору (Г.П. Шевченко).
работы изучение личностных на самоопределение в возрасте.


1. Теоретические аспекты изучения влияния личностных качеств на выбор профессии

1.1 Подходы к проблеме выбора профессии

Существуют варианты понятия « профессии», все содержат , что самоопределение собой , осуществляемый в анализа ресурсов и соотнесения с требованиями . Содержание высвечивает явлений профессии: с стороны, , кто (субъект ), с другой -то, выбирают ( выбора). И и объект огромным характеристик, объясняется явления профессии. « прожить – поле », – говорит мудрость. И , можно , как , «не » указание особую и трудность выбора , построение пути, предсказуемость событий.

В по развития в школе педагогического его самоопределением быть к выбору , обдумывание, , проектированию профессиональных путей. заключительного профессионального школьникам ( деятельности самого) его профессиональный план (, что к реальности, профессионального «» и ближайших за шагов). это юношескими , фантазиями о , что и полезно. и необходимым деятельности является и сознание , что «я » выбрал (а не , что « заставили»). [5]

этапов развития, выбора имеет значение. много исследований, ситуации профессии:

1)  В.В. и Галкина О.И. 2 возможные выбора :

– выбор как в плане достаточно способностей и ;

– выбор как проверить силы, трудовой , чтобы сделать профессиональный .

2) Аналогичный реализован в В. Джайде. выделяет типы выбора:

–  повышенной подростка обстоятельств , неопределенностью желаний и непостоянством, в – пассивностью;

–  достаточной и самостоятельности лишь дифференцированные ;

– подросток в сам выбор , который бы выраженным и способностям.

3) синтетический имеет проблемных профессионального , предложенная Е.А. , где следующие :

– низкая , слабые , затруднения в профессионально качества;

–  самооценка, склонности, в построении плана;

–  самооценка, интересы, в построении плана, требовательность к ;

– завышенная , слабые , затруднения в профессионального , ориентация материальный ;

– завышенная , выраженные , затруднения в профессионального , конфликт желаемой и возможностью овладеть. [5]


все профессионального имеют целью следующего: профессионального , построение планов и . Рассмотрим направления.

1) теория, с середины 50-х американским Э. Берном, процесс профессии и поведения сценарием, формируется в детстве.

В теории , что малое людей полной в жизни; в аспектах (выбор , брак, детей и т.д.) руководствуются , т.е. программой развития, жизненным , выработанным в (до 6- возраста) влиянием и определенным человека.

теория внимание то, человек, неосознанно , не субъектом профессии.

2) профессионального Д. Сьюпера.

мнению Д. , индивидуальные и типы можно , как человека Я-концепцию. Я- представлена теми , которые желает о себе. те , которые может относительно , определяют профессиональную Я-. Профессиональная Я- может также путем профессий степени привлекательности путем действительной испытуемого утверждение Я-концепции. образом профессиональные могут в разной совместимы с Я-концепциями. выбирает , требования обеспечат выполнение с его Я- роли.

3) теория . Холланда.

профессионального американского Холланда, с начала 70-х , выдвигает , что выбор тем, тип сформировался.

В культуре выделить 6 личности: , исследовательский, , социальный, , конвенциальный. тип – типичного между культурных и факторов, родителей, класс, окружение, . Из опыта выучивается некоторые деятельности, могут сильными , приведут к определенных , обусловят выбор профессии.

4) компромисса с Э. Гинзберга.

В теории обращает внимание тот , что профессии – развивающийся , все не , а в течении периода. процесс в себя «промежуточных », совокупность и приводит к решению. промежуточное важно, т. к. в дальнейшем свободу и возможность новых . [10]

В психологической существуют подходы к психологических принятия о выборе . Ряд придерживается зрения выбор как выбор . Профессиональное рассматривается этом процесс субъекта . В контексте профессии выбора распространена точка , что детерминантой выбора профессиональный или направленность. авторов взгляда выбор как частный социального , т.е. выбор – социально явление, , прежде , социальными профессии. [10]

продуктивным подход к профессии одному важнейших в целостном определении . Выбор связан с опытом , а процесс самоопределения далеко в , участвуя в общего «Я» человека, течение жизни. подход на широкого факторов, на профессии, сделать на аспекте – прошлом и человека. подход акцентирует на субъекта в выбора , который и , какие доминируют в ответственный жизни.

выбор как субъективно- отношений, остановиться характеристике самого выбора – того, выбирают и – выбирающего.


общая описания подразумевает 4 :

– социально- (краткая профессии, роль в народного , сведения о кадров, продвижения, плате, профессии);

– -технический ( о технологическом , объекте, труда, месте, организации );

– санитарно- (информация о условиях, освещения и санитарных , режиме и труда, противопоказаниях);

–  (требования к особенностям процессов и личности).

Е.А.  намечает основных , определяющих выбор:

1) старших, :

Очень родители ребёнку свободу , требуя самым него , ответственности, . Случается, родители согласны с ребёнка, пересмотреть планы и другой . Правильному профессии мешают родителей, стремятся, дети их в будущем, в деятельности, в они смогли полностью . Наблюдения , что в случаев соглашаются с родителей, на помощь поступлении в -либо заведение;

2) сверстников:

отношения уже крепки и их выбор не . Именно микрогруппы стать в профессиональном ;

3) позиция педагогического (учителя, руководителя и т.д.):

учитель, за учащегося в учебной , всё анализирует , склонности, и т.д.;

4) личные и жизненные :

В поведении и человека о ближайшем и будущем очень роль. план образ, представление, особенности от ума и , опыта . Он в себя цель и на , пути и их . Но различны содержанию и , какие зависит человека;

5) и их :

способности, учащегося классов рассматривать только в , но и всем видам ценной ;

6) притязание общественное ;

7) информированность о или профессиональной ;

8) склонности. [4]

профессии определённый личных , основанных оценке способностей и . Кроме , выбор , профессиональное требуют активности , зависят уровня осознанной саморегуляции, развития -оценочной . [4]

1.2 Личностные как выбора

В ряду факторов профессии обычно следующие: (познавательный, , интерес к , склонности); (как механизмы, для в определённом деятельности); ; характер.

факторы относятся к . Следующая факторов ( можно объективными) в себя: подготовки (), состояние , информированность о профессий. также характеристики: окружение, условия, уровень . Особое занимают факторы, способности. проблему связывают с , но уровня способностей от лишь число . [25]

К.М. Гуревич 3 типа в связи с требований, к работнику:

– , где здоровый может общественно эффективности ;

– профессии, в далеко каждый может нужной ;

– профессии, по сущности достижения степеней , они специфические к индивидуальным человека (, требующие профессиональной ). [10]


В нашей мы рассматривать характеристики факторы профессии. К характеристикам :

1) способности ( и специальные); 2) развитие; 3) качества; 4) ; 5) склонности; 6) , самосознание; 7) ; 8) темперамент; 9) и т.д.

Способности – психологические человека, в деятельности и условием её . От зависит , глубина, и прочность овладения , умениями и . Но способности сводятся к и умениям. установлено, способности – образования, их идет в жизни, среда, активно их. С 20-го предпринимались измерить (зарубежные Айзенк, , Спирмен, и др.). измерения использовались . Но верный определения – это динамики в процессе . Способности общие и . Исследование видов способностей главным в связи с ориентацией. многообразие было (Е.А. Климов) на 5 типов в от , на они : П – природа (, животные), Т – (машины, ); Ч – человек, людей; З – система (, языки, , модели); Х – образы (). При задач целесообразно прежде склонности человека к типам . [5]

Поскольку деятельность к психике и её особенностям требования, темпераментов, пригодных всех деятельности. образно , что холерического более для рискованной , сангвиники – организаторской , меланхолики – творческой в науке и , флегматики – планомерной и деятельности. темперамента в профессии в том, от зависит на различных состояний, неприятной , эмоциональными .

Существуют 4 приспособления к требованиям :[22]

  1. профессиональный , одна задач – не к данной лиц, не необходимыми темперамента. путь лишь отборе профессии, повышенные к свойствам ;
  2. 2-й путь темперамента к заключается в предъявляемых к требований, и способов ;
  3. заключается в отрицательного темперамента формирования отношения к и соответствующих ;
  4. основной и универсальный приспособления к требованиям – формирование индивидуального . [10]

Наряду с особенностями на профессии роль устойчивые качества . Характер – каркас , в который только выраженные и взаимосвязанные личности, проявляющиеся в видах .

Характер – сочетание устойчивых, , приобретенных личности, в поведении , в определенном : 1) к себе ( требовательности, , самооценки); 2) к людям ( или , эгоизм альтруизм); 3) к (лень трудолюбие, или ); 4) в характере волевые : готовность препятствия, и физическую , степень , самостоятельности, , дисциплинированности.

человека – сплав свойств нервной с приобретенными в жизни чертами. свойства зависят от , связаны с другом и целостную , которую структурой. К группе черты, направленность (устойчивые , установки, , склонности, , цели), отношений к действительности и собой -своеобразные осуществления отношений. второй относятся , волевые и черты .[23]