Файл: Личностные характеристики как фактор выбора профессии.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения влияния личностных качеств на выбор профессии
1.1 Подходы к проблеме выбора профессии
1.2 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
2. Экспериментальное изучение влияния самооценки, как личностной характеристики, на выбор профессии
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
Любая предъявляет к интересам: в случаях интерес к , в других – к деятельности, труда его . Интерес – индивидуальная особенность , которая избирательной к явлениям .
Значение в жизни велико: побуждают знаниями, кругозор, преодолевать , препятствия. могут в склонности – заниматься деятельностью.
1.2 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
одно необходимых осуществления подхода к профессии. самого идет сравнение с другими , путем своих , достижений и их с и достижениями людей. себя, одновременно другого . Знание людей самопознанию. сравнения – не познания , но и самого . Познавая сравнение другого , мы материал, для собственной . Для познания и себя должен активные . Совершенствование себя с процесса . Нельзя лучше, зная, качества надо , а какие – . Без нельзя наметить самовоспитания и . Возникновение в знании особенностей, к себе и о себе характерной повзрослевших .
Процесс самоопределения развитие , формирование ценностных , моделирование будущего, эталонов в идеального профессионала. самоопределение происходит основе общественно представлений идеалах, поведения и . [6]
Специфические самосознания, Я-концепции, образ «Я-», зависят степени идеального и «образа-Я» и и реального профессии. «Я-реального» и «Я-» определяет человека к себе.
Я- – это представление о себе, установок собственной . Формирование Я- начинается с детства, ряд .
1) Телесное себя окружающего начинается в и завершается к 2-м , когда понимает, его существует от мира и только . Двухлетний способен себя в , устанавливать своих («мой », «моя »), выделяя и другого как существ.
2) отношения к происходит в дошкольного : ребенок, , считает «хорошим» признает «неумехой», в такие ребенка прямым отношений к окружающих, всего , братьев, . Эти отношения к со становятся элементами Я- человека, их выявить , поскольку приобретаются в время, речевое ребенка не их вербализовать. очарованы , и поэтому их и мысли на , чтобы можно узнать о . Они себя с детьми, различия в , цвете , поле, , симпатиях. сравнивают со родителями, , что у есть черты, и для формы , которые перенять. как больше о себе, задают вопросов: о , откуда появились, им малы и т.д. По того, дети , кто и что представляют и расценивать как силу в окружении, создают разрозненных когнитивную себя, «личный », помогающий интегрировать поведение. сильное на у ребенка «Я-» обычно родители, именно снабжают определениями и неправильных , образцами и оценками , и все кладется в собственных ребенка. процесс , в ходе ребенок социальные и нормы частью себя, т.е. их собственные . Вначале может копировать формулировки . Развивающаяся Я- и формирующиеся понятия попыткам управлять поведением.
3) В возрасте существенное «Я-образа» в от (неудач) в , от учителей, и сверстников к . Если способен успеха в , он трудолюбие в составной в свой «Я-». А дети, успевающие в , могут чувствовать неполноценными сравнению сверстниками, и чувство остаться у на жизнь, обостряясь в оценивания. , однако, все могут в чем-, что в их (в спорте, и т.д.), у них шанс трудовой , положительный «Я-» и желание дела конца.
видеть отличными других , обладающих свойствами, «Я-образ». означает себя , способным успеха в , что для важным.
В школьном самоуважение в степени с уверенностью в академических , которое со успеваемостью. , которые учатся в , имеют высокую , чем ученики. ребенок к социальной , где не большого , его может вообще связано с в учебе.
4) В и юности принимают отвлеченный , и у подростков заметная тем, их окружающие. себя, из знаний о собственную становится подростков задачей. в этот их достигает уровня , который им над , что собой мир и ему быть. С в себе новых способностей и девушки эго- – целостное, представление о . [10]
Самооценка в степени социальную личности, регулятором и деятельности. формирование происходит в деятельности и взаимодействия. формирование и самооценки многие , действующие в раннем – отношение , положение сверстников, педагогов. мнение о окружающих , человек самооценку , причем , что вначале оценивать , а потом оценивать . И лишь к 14–15 подросток умениями , самонаблюдения и , анализирует собственные и тем оценивает . Сложившаяся у самооценка быть (человек , объективно себя) неадекватно или заниженной. А , в свою , будет на притязаний , который степень тех , к которым человек и которых ему и возможным. [9]
В самооценка как самопознания. – это человеком себя, «Я» [18]. Осознать себя – дать себе своих , возможностей, качеств их . В профессиональном личности – оценка, человек самому , своим , соответствующим несоответствующим профессии. , как и психическое , формируется .
Проведя психолого- литературе, сделали выводов:
1) В -педагогической существуют подходы к психологических принятия о выборе . Ряд придерживается зрения выбор как выбор . Профессиональное рассматривается этом процесс субъекта . В контексте профессии выбора распространена точка , что детерминантой выбора профессиональный или направленность. продуктивным подход к профессии одному важнейших в целостном человека. подход внимание активности в процессе профессии, и определяет, факторы в этот период .
2) Количество для личностных очень , при профессии все большое . Некоторые по к личным человека предъявляют требований, т.е. являются бы «» по ко людям, могут почти . Но освоения профессий личности наличие ( отсутствие) или качеств, -то , духовные физические . Подростки выборе чаще ошибаются в этом. В они в благоприятных осваивают профессию с , или посредственными . Подросток хорошо те будущей , которые связаны с или у него -то качеств, .
3) Люди, на профессионального , обладают психологическим к самопознанию. них : стремление в себе, своих в современном , в том и профессиональном, оценить, условия способствовать, а мешать в мир . Но слабо роль в выборе . Большинство них профессию, анализируя , а если и это, весьма . Адекватная доступна числу . В основном склонны к переоценке, к недооценке возможностей. переоценке притязаний имеющихся . Сделанный такой выбор , в конце , приводит к . Заниженная также сказывается выбор и на личности.
В I- главе выполнили 1-ю нашей : проанализировали -педагогическую с целью влияния характеристик выбор . Теперь можем ко 2- этапу работы: изучение , как фактора, на профессии.
2. Экспериментальное изучение влияния самооценки, как личностной характеристики, на выбор профессии
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
В эксперименте участие 20 : 8 юношей и 12 в возрасте 18 до 20 . Все получают в ЧГУ специальности « обучение», на 2- курсе. учитывать особенности возраста. В он название (или юность).
возраст – формирования и собственного , этап ответственных , этап близости, ценности , любви быть . [11]
Отвечая себе вопрос « я? Кокой я? К я стремлюсь?, человек :
- самосознание – представление о себе, отношение к себе, своей , умственных, , волевых , осознание достоинств и , на чего возможности совершенствования, ;
- собственное как систему , знаний, , своей философии, опирается усвоенную значительную знаний и способность к -теоретическому , без разрозненные не в единую ;
- стремление и критически все , самоутвердить самостоятельность и , создать теории жизни, , счастья, и др. юношества максимализм , своеобразный мышления: свои , юноша себя , как бы должен подчинятся теориям. доказать независимость и сопровождаются поведенческими : пренебрежительного к советам , недоверие и по к старшим , иногда открытое . Но в ситуации вынужден на поддержку , и это к реакциям « подверженности» – ( внушаемость, конформизм) – ровесников, обуславливает вкусов, поведения и . [19]
Юношеский представляет как «третий », существующий детством и . [16]
Юность как принятия решений, всю жизнь : выбор и своего в жизни, смысла , выработка и создания позиции, спутника , создание семьи. [1]
психологический юношеского – становление и устойчивого своей , своего «Я». самосознания по направлениям:
- своего мира, начинает свои не производные внешних , а как своего «Я», чувство особенности;
- осознание времени, неизбежности заставляет о смысле , о своих , о своём . Осознание целей, устремлений, жизненного – важный самосознания;
- целостное о самом , отношение к , причем осознаются и человеком своего , внешности, а уже -психологические, , волевые . Юношеские часто противоречивы;
- осознание и отношение к сексуальной . [9]
Мы психологические периода , теперь к рассмотрению , которые применяли выполнения нашей .
Чтобы объективные по эксперименту использовать методов . В нашем мы 3 метода: , опрос, .
1) Беседа – метод информации о в общении с , в результате ответов целенаправленные . Беседа субъективным методом, исследователь оценивает .
2) Дифференциально- опросник ()
Методика для на типы в соответствии с типов Е.А. Климова. этот , мы выявить вид в большей подходит .
3) В нашем мы изучаем «Методом ». [7] Он в следующем: предлагается 50 личности, должен 20, которыми, его , он сам. этот для , мы ему 20 . Далее составить 1-й качеств, степени их у . Составить 2-й по представленности в идеале. по высчитать .
2.2 Анализ и интерпретация результатов
испытуемые профессию , т.е. в соответствии с типов Е.А. Климова типа «-человек». определенные требования к такого : стремление к : умение вступать в с незнакомыми ; устойчивое самочувствие работе с ; доброжелательность, ; выдержка: сдерживать ; способность поведение и своё ; понимать и настроения людей, улаживать между , организовывать взаимодействие; мысленно себя место человека; владеть , мимикой, ; развитая , способность общий с разными ; умение людей; , пунктуальность, ; знание людей. [14,15] профессии определенный личных , основанных оценке способностей и .
Проведя исследований, получили результаты.
1) В беседы получили результаты:
а) 15 считают, им большинство , которые для по педагога;
5 считают, из качеств могут у себя 4–5.
б) 14 человек профессию, интересом к труда и анализа возможностей;
6 ответили, их был , т.е. они профессию, случайными ;
в) 13 человек бы по специальности;
7 не бы работать этой .
2) Результаты ДДО:
14 человек в степени профессия – «Человек-».
Для 2 – «Человек-».
Для 2 – «Человек-».
Для 2 – «Человек-».
3) Результаты « ранжирования»:
: 14 человек
: 4 человека
: 2 человека.
результаты исследования, можем выводы.
В работе предположили, самооценка на профессии. мы узнать, мы правы.
В беседы выяснили : 15 человек , что присущи , которые для по специальности. результатам мы , что 14 на деле этими . В тоже адекватная интересов, , личных полностью действительности. испытуемые, у самооценка или , частично либо свои и возможности и профессию .[17]
Большинство выбирают , не к самооценке, а и делают то поверхностно. нашей было влияние характеристик выбор . Проведя исследований, подтвердили, гипотезу и цели работы. выяснили, те , которые оценивают , свои и способности обладают , которые для по специальности. подтвердил -диагностический . Далее выделить рекомендаций людей, профессию.
2.3 для профессию
как самопознания дается от . Она в процессе личности. самооценки, полноты и – одна важнейших людей, профессию.[25]
старшеклассников – выбор – серьезный . Но в том, они ориентируются в основах самоопределения, всего, . Большинству и девушек хватает знаний личности, трудно в своих , способностях, и чертах . Их о личности на житейских, суждений. это о том, психологическое как формирования самооценки, условие выбора очень старшеклассникам. профессию аппелируют к , то они осознают образом роли в профессии. из выбирают , не к самооценке, а и делают , то поверхностно. неправильно, т. к. неадекватной (завышенной заниженной) ранних и последующая по формированию к положительным . [14]
Прежде , выбирающие должны сами в правильном профессии, т. к. профконсультаций в городе слабо.
II мы изучали , как фактор профессии и сделать выводов:
-
- – пора и самооценок. осуществляется сравнения «Я» с реальным. идеальное «Я» не и может случайным, а еще не самой . Это противоречие в личности вызвать в себе, а следствие выбор .
- Для чтобы объективные по исследованию использовали 3 исследования: , опрос, . В результате получили подтверждение нами : испытуемые, присуща самооценка, правильный , т. к. у них качества работы выбранной , (это дифференциально- опросник).
- Т.к. выяснили, самооценка влияет выбор , то самооценки, полноты и – одна важнейших выбирающих .
В I-ой и -ой мы 4 задачи, нами достижения работы и выдвинутой гипотезы, а :