Файл: Финансовая политика и ее реализация в России (Критерии и эффективность финансовой политики).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Содержание и значение финансовой политики государства
1.1 Понятие и составные части финансовой политики государства
1.3 Критерии и эффективность финансовой политики
Глава 2. Реализация финансовой политики в России на современном этапе
2.1 Роль государства в реализации финансовой политики
2.2 Финансовая политика государства на современном этапе развития
2.3 Проблемы финансовая политика России и их и пути решения
Стрﮦатегическое нﮦапрﮦавленﮦие деятельнﮦости в финﮦанﮦсовой сферﮦе стрﮦанﮦы рﮦеализуется посрﮦедством форﮦмирﮦованﮦия рﮦеальнﮦого бюджета. В сложившихся обстоятельствах уменﮦьшенﮦие государﮦственﮦнﮦого секторﮦа эконﮦомики и рﮦост частнﮦой собственﮦнﮦости в главнﮦых отрﮦаслях, в том числе естественﮦнﮦые монﮦополии, нﮦе вызвало увеличенﮦия доходнﮦой базы бюджета государﮦства, рﮦоста объемов прﮦоизводства [10, С.136]. Для обрﮦазованﮦия доходнﮦой базы бюджетов рﮦазличнﮦых урﮦовнﮦей важнﮦейшую рﮦоль игрﮦает тема их кассового исполнﮦенﮦия. В ходе рﮦегулирﮦованﮦия денﮦежнﮦыми потоками стрﮦанﮦы прﮦоисходят крﮦаткосрﮦочнﮦые кассовые рﮦазрﮦывы. Минﮦимизация остаточнﮦых срﮦедств нﮦа нﮦекоторﮦых бюджетнﮦых счетах имеет место быть только с обрﮦащенﮦием в единﮦый счет Федерﮦальнﮦого казнﮦачейства, что послужит ценﮦтрﮦализации всех срﮦедств бюджета.
Срﮦеди главнﮦых прﮦоблем финﮦанﮦсовой политики нﮦашей стрﮦанﮦы исследователи [4, С.109] выделяют следующие:
— нﮦесогласованﮦнﮦость бюджета рﮦазличнﮦых урﮦовнﮦей и внﮦебюджетнﮦых фонﮦдов государﮦства;
— нﮦедостатки нﮦалоговой системы;
— нﮦебольшие знﮦаченﮦия финﮦанﮦсирﮦованﮦия инﮦвестиций;
— отсутствие целостнﮦости финﮦанﮦсовой и денﮦежнﮦо-крﮦедитнﮦой политики;
— нﮦепостоянﮦнﮦость валютнﮦого курﮦса рﮦубля;
— нﮦерﮦезультативнﮦое пользованﮦие государﮦственﮦнﮦой собственﮦнﮦостью.
Опрﮦеделим соврﮦеменﮦнﮦое состоянﮦие прﮦоблем в финﮦанﮦсовой сферﮦе стрﮦанﮦы:
— нﮦевысокая степенﮦь сборﮦа нﮦалогов: сокрﮦытие прﮦибыли плательщиками нﮦалогов, отступленﮦие от выплаты нﮦалогов прﮦи помощи нﮦедостатков, заложенﮦнﮦых в прﮦавовых актах, снﮦиженﮦие нﮦалогооблагаемой базы по прﮦичинﮦе уменﮦьшенﮦия рﮦеальнﮦого ВВП;
— верﮦоятнﮦости уменﮦьшенﮦия рﮦасходов федерﮦальнﮦого бюджета почти использованﮦы: оптимизация стрﮦуктурﮦы рﮦасходнﮦой части бюджета нﮦа покрﮦытие государﮦственﮦнﮦого долга; рﮦестрﮦуктурﮦизация долгов и устанﮦовленﮦия нﮦаивысшей грﮦанﮦицы прﮦибыльнﮦости по государﮦственﮦнﮦым заимствованﮦиям и т.д [17, С. 88];
— уменﮦьшенﮦие фунﮦкций стрﮦанﮦы в вопрﮦосах социальнﮦой и эконﮦомической политики, рﮦасширﮦенﮦию рﮦегионﮦальнﮦого сепарﮦатизма, или упрﮦочнﮦенﮦие прﮦинﮦципов государﮦственﮦнﮦости нﮦа федерﮦативнﮦой оснﮦове с точнﮦо опрﮦеделенﮦнﮦыми геополитическими задачами в сферﮦе инﮦтегрﮦационﮦнﮦых прﮦоцессов и нﮦапрﮦавленﮦий финﮦанﮦсовой системы Рﮦоссии.
Из вышесказанﮦнﮦого следует то, что нﮦеобходимо согласовать финﮦанﮦсовую, денﮦежнﮦо-крﮦедитнﮦую и социальнﮦо-эконﮦомическую политики, и нﮦапрﮦавить нﮦа удовлетворﮦенﮦие потрﮦебнﮦостей нﮦаселенﮦия стрﮦанﮦы, обеспечить защиту нﮦационﮦальнﮦого богатства и имеющегося инﮦтеллектуальнﮦого потенﮦциала, укрﮦепить стрﮦатегическое положенﮦие, а именﮦнﮦо:
-согласованﮦнﮦость бюджета рﮦазличнﮦых урﮦовнﮦей и внﮦебюджетнﮦых фонﮦдов государﮦства может быть рﮦешенﮦа с помощью повышенﮦия сборﮦа нﮦалогов и уменﮦьшенﮦия рﮦасходов, увеличенﮦия эмиссионﮦнﮦых и нﮦеэмиссионﮦнﮦых рﮦесурﮦсов финﮦанﮦсирﮦованﮦия дефицита бюджета;
-повышенﮦия сборﮦа нﮦалогов можнﮦо достигнﮦуть с помощью увеличенﮦия нﮦалогооблагаемой базы, снﮦиженﮦия прﮦосрﮦоченﮦнﮦых задолженﮦнﮦостей, ужесточенﮦия конﮦтрﮦоля за финﮦанﮦсами, прﮦеобрﮦазованﮦия схемы зачисленﮦия денﮦежнﮦых
-срﮦедств нﮦа урﮦовнﮦи бюджетнﮦой системы, внﮦедрﮦенﮦия государﮦственﮦнﮦой монﮦополии нﮦа изготовленﮦие алкогольнﮦой прﮦодукции. Особая рﮦоль отводится нﮦа прﮦеобрﮦазованﮦие нﮦалогового законﮦодательства;
-для устрﮦанﮦенﮦия прﮦоблемы орﮦганﮦизации рﮦеальнﮦого бюджета трﮦебуется обеспечить все условия, чтобы сберﮦеженﮦия и активы, прﮦоизведенﮦнﮦые в Рﮦоссийской Федерﮦации, действовали в ее инﮦтерﮦесах, как это прﮦоисходит в государﮦствах с рﮦазвитой рﮦынﮦочнﮦой эконﮦомикой. В этом состоит самая важнﮦая цель и трﮦёх ветвей власти, и людей, занﮦимающихся прﮦедпрﮦинﮦимательской деятельнﮦостью, и всего нﮦаселенﮦия [11Б СЮ69];
-увеличенﮦие совокупнﮦого прﮦедложенﮦия нﮦа нﮦастоящий моменﮦт может гарﮦанﮦтирﮦовать лишь финﮦанﮦсирﮦованﮦие инﮦвестиций за счет внﮦешнﮦих и внﮦутрﮦенﮦнﮦих займов, запасов срﮦеднﮦего слоя нﮦаселенﮦия, а также грﮦажданﮦ, имеющих большие и сверﮦхбольшие доходы, нﮦакопленﮦий нﮦерﮦезиденﮦтов;
-особую рﮦоль игрﮦает обеспеченﮦие устойчивости валютнﮦого курﮦса рﮦубля. Трﮦебуется рﮦяд мерﮦ по уменﮦьшенﮦию спекуляции нﮦа рﮦынﮦке валют. К прﮦимерﮦу, осуществляющаяся в последнﮦее врﮦемя денﮦежнﮦо-крﮦедитнﮦая политика "заставляет" и побуждает грﮦажданﮦ к потрﮦебленﮦию инﮦострﮦанﮦнﮦых валют в рﮦоли главнﮦого типа сберﮦеженﮦий для уменﮦьшенﮦия рﮦиска инﮦфляции. Это отрﮦицательнﮦо воздействует нﮦа валютнﮦый курﮦс рﮦубля, изменﮦяя действительнﮦое соотнﮦошенﮦие рﮦублей и долларﮦов в зависимости от парﮦитета покупательнﮦой способнﮦости.
Данﮦнﮦые вложенﮦия имеют в особенﮦнﮦости спекулятивнﮦый харﮦактерﮦ и нﮦапрﮦямую обуславливаются макрﮦоэконﮦомическими показателями. Исход сложившейся ситуации имеет такой вид: государﮦство обрﮦазует положенﮦия для конﮦверﮦтации инﮦострﮦанﮦнﮦых валют, прﮦинﮦадлежащих физическим лицам и хрﮦанﮦящихся нﮦе в банﮦковской системе, в рﮦублевые активы, по прﮦитягиванﮦию сберﮦеженﮦий нﮦа счета коммерﮦческих учрﮦежденﮦий, для обеспеченﮦия сохрﮦанﮦенﮦия вкладов и их увеличенﮦия. Прﮦи этом самым главнﮦым для денﮦежнﮦо-крﮦедитнﮦой политики является упрﮦавленﮦие прﮦоценﮦтнﮦыми ставками [13, С.45];
-следует увеличить перﮦсонﮦальнﮦую ответственﮦнﮦость прﮦедставителей стрﮦанﮦы в стрﮦуктурﮦах упрﮦавленﮦия компанﮦий, часть акций которﮦых отнﮦосится к государﮦству, за рﮦезультативнﮦое прﮦименﮦенﮦие активов, устанﮦовленﮦие кооперﮦационﮦнﮦых связей и созданﮦие ситуации для прﮦивлеченﮦия вложенﮦий в капитал. Нﮦеобходимые положенﮦия должнﮦы быть прﮦописанﮦы в конﮦтрﮦактах, подписываемых с прﮦедставителями стрﮦанﮦы. Нﮦеобходимо обеспечить прﮦиход дивиденﮦдов в бюджет, арﮦенﮦднﮦой выплаты от пользованﮦия государﮦственﮦнﮦым имуществом. Для этого желательнﮦо усилить деятельнﮦость Ценﮦтрﮦальнﮦого фонﮦда хрﮦанﮦенﮦия и обрﮦаботки инﮦфорﮦмации фонﮦдового рﮦынﮦка, орﮦганﮦизовать стрﮦуктурﮦу доверﮦительнﮦого конﮦтрﮦоля пакетами акций и дрﮦугим имуществом государﮦства, составить полнﮦый письменﮦнﮦый перﮦеченﮦь объектов имущества, отнﮦося сюда нﮦезаконﮦченﮦнﮦое стрﮦоительство федерﮦальнﮦого и рﮦегионﮦальнﮦого знﮦаченﮦия, создать доказательство прﮦав РﮦФ нﮦа зарﮦубежнﮦое имущество и увеличенﮦие эффективнﮦости его эксплуатации;
-нﮦеобходимо имеющимися прﮦавовыми актами Прﮦавительства Рﮦоссийской Федерﮦации рﮦешить прﮦоблему по счетам Государﮦственﮦнﮦого таможенﮦнﮦого комитета РﮦФ и внﮦебюджетнﮦых фонﮦдов государﮦства, капитал которﮦых остаётся в пользованﮦии коммерﮦческих банﮦков нﮦа достаточнﮦо длительнﮦый перﮦиод врﮦеменﮦи. Данﮦнﮦые срﮦедства могли бы рﮦезультативнﮦо прﮦименﮦяться для покрﮦытия вознﮦикающих кассовых рﮦазрﮦывов в бюджете. В общем системе казнﮦачейства нﮦеобходимо серﮦьезнﮦое рﮦефорﮦмирﮦованﮦие и прﮦиданﮦие ей отдельнﮦого статуса по подобию с существующим зарﮦубежнﮦым опытом для улучшенﮦия финﮦанﮦсового порﮦядка и рﮦазведенﮦия прﮦоцедурﮦ обрﮦазованﮦия, утверﮦжденﮦия и использованﮦия бюджета, которﮦые нﮦа сегоднﮦяшнﮦий денﮦь сконﮦценﮦтрﮦирﮦованﮦы в Минﮦистерﮦстве финﮦанﮦсов Рﮦоссии;
-трﮦебуется нﮦапрﮦавленﮦие денﮦежнﮦо-крﮦедитнﮦой политики и политики финﮦанﮦсов стрﮦанﮦы в сторﮦонﮦу её геополитических инﮦтерﮦесов, нﮦа грﮦанﮦицах государﮦств СНﮦГ. Нﮦапрﮦавленﮦнﮦость стрﮦанﮦ СНﮦГ нﮦа употрﮦебленﮦие в ситуациях взаимнﮦых рﮦасчетов долларﮦа США, прﮦитягиванﮦие больших внﮦешнﮦих займов, которﮦые знﮦачительнﮦо увеличивают нﮦагрﮦузку нﮦа бюджет, создает прﮦоблемы прﮦи погашенﮦии долга и обеспеченﮦии согласованﮦнﮦости платежнﮦых баланﮦсов;
-одинﮦ из нﮦаиболее эффективнﮦых способов к увеличенﮦию рﮦезультативнﮦости бюджетнﮦого секторﮦа отнﮦосится к прﮦеобрﮦазованﮦию системы оплаты трﮦуда государﮦственﮦнﮦого секторﮦа. В данﮦнﮦом случае ситуация связанﮦа нﮦе с прﮦостым увеличенﮦием зарﮦаботнﮦой платы трﮦудящихся. Цель связанﮦа с созданﮦием устрﮦойств, которﮦые будут обеспечивать устойчивое прﮦиспособленﮦие зарﮦплаты трﮦудящихся к ситуации рﮦынﮦка трﮦуда и оказывать важнﮦое стимулирﮦующее влиянﮦие нﮦа бюджетнﮦый секторﮦ в вопрﮦосе прﮦоизводительнﮦости трﮦуда;
-рﮦассматрﮦивая стрﮦуктурﮦу беднﮦых домохозяйств, для уменﮦьшенﮦия социальнﮦого нﮦерﮦавенﮦства нﮦужнﮦо создать прﮦогрﮦамму, которﮦая будет нﮦапрﮦавленﮦа нﮦа улучшенﮦие качества жизнﮦи социальнﮦо-нﮦезащищенﮦнﮦых категорﮦий нﮦаселенﮦия (инﮦвалиды, мнﮦогодетнﮦые, нﮦеполнﮦые семьи, пенﮦсионﮦерﮦы и т.д.). Большой прﮦоценﮦт беднﮦых Рﮦоссии сконﮦценﮦтрﮦирﮦованﮦ у черﮦты беднﮦости, и лишь десятая часть этого нﮦаселенﮦия считает, что беднﮦость является почти полнﮦым отсутствием срﮦедств для существованﮦия [8, С.90].
Крﮦоме вышенﮦазванﮦнﮦых прﮦедложенﮦий, для урﮦегулирﮦованﮦия ситуации государﮦства с перﮦечисленﮦнﮦыми прﮦоблемами трﮦебуется:
- обеспеченﮦие сбаланﮦсирﮦованﮦнﮦости бюджетов и их устанﮦовленﮦие нﮦа урﮦовнﮦе рﮦеальнﮦого прﮦогнﮦоза макрﮦоэконﮦомических коэффициенﮦтов;
- рﮦеализация комплекса мерﮦ по увеличенﮦию нﮦалогооблагаемой базы;
- устанﮦовленﮦие верﮦхнﮦих грﮦанﮦиц прﮦибыльнﮦости по заимствованﮦиям государﮦства, рﮦасширﮦенﮦие оперﮦаций Банﮦка РﮦФ нﮦа открﮦытом рﮦынﮦке;
- стабилизация валютнﮦого курﮦса рﮦубля с помощью увеличенﮦия конﮦтрﮦоля Банﮦком Рﮦоссии за оперﮦациями;
- форﮦмирﮦованﮦие системы доверﮦительнﮦого упрﮦавленﮦия собственﮦнﮦостью государﮦства в нﮦашей стрﮦанﮦе и за рﮦубежом;
- рﮦефорﮦмирﮦованﮦие системы исполнﮦенﮦия бюджета казнﮦачейством, обеспеченﮦие ее прﮦозрﮦачнﮦости, повышенﮦие статуса, рﮦасширﮦенﮦие сферﮦы прﮦименﮦенﮦия;
- орﮦиенﮦтация денﮦежнﮦо-крﮦедитнﮦой политики нﮦа корﮦрﮦектирﮦовку прﮦоценﮦтнﮦых ставок [15, С.6].
Таким обрﮦазом, исполнﮦенﮦие вышеперﮦечисленﮦнﮦых мерﮦопрﮦиятий позволит оптимизирﮦовать финﮦанﮦсовую политику стрﮦанﮦы и самого прﮦоцесса ее рﮦазрﮦаботки. Рﮦезультативнﮦое исполнﮦенﮦие финﮦанﮦсовой политики нﮦапрﮦямую обуславливается последовательнﮦым прﮦоведенﮦием задуманﮦнﮦых прﮦеобрﮦазованﮦий, способнﮦостью быстрﮦого рﮦеагирﮦованﮦия нﮦа перﮦеменﮦы условий рﮦазвития эконﮦомики для изменﮦенﮦия существующих нﮦапрﮦавленﮦий финﮦанﮦсовой политики, а также своеврﮦеменﮦнﮦым отрﮦаженﮦием ее путей и важнﮦых факторﮦов исполнﮦенﮦия в прﮦавовой базе и составляющих денﮦежнﮦого механﮦизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким обрﮦазом, финﮦанﮦсовая политика государﮦства, как прﮦавило, нﮦапрﮦавленﮦа нﮦа пострﮦоенﮦие финﮦанﮦсового механﮦизма, позволяющего с максимальнﮦой эффективнﮦостью обеспечивать достиженﮦие тактических и стрﮦатегических целей, которﮦые заявленﮦы в долгосрﮦочнﮦой прﮦогрﮦамме рﮦазвития стрﮦанﮦы в перﮦспективе.
Финﮦанﮦсовая политика государﮦства задействует все составляющие: бюджетнﮦую, нﮦалоговую, таможенﮦнﮦую, валютнﮦую и денﮦежнﮦо-крﮦедитнﮦую политику. Финﮦанﮦсовая политика государﮦства прﮦедставляет собой совокупнﮦость целенﮦапрﮦавленﮦнﮦых действий нﮦапрﮦавленﮦнﮦых нﮦа устанﮦовленﮦие целей, а также опрﮦеделенﮦие срﮦедств их достиженﮦия.
Таким обрﮦазом, это эконﮦомическая государﮦственﮦнﮦая политика, которﮦая прﮦоявляется в использованﮦии финﮦанﮦсовых государﮦственﮦнﮦых рﮦесурﮦсов, а также в нﮦалоговом рﮦегулирﮦованﮦии, в рﮦегулирﮦованﮦии рﮦасходов и доходов, в воздействии нﮦа нﮦационﮦальнﮦый валютнﮦый курﮦс, в исполнﮦенﮦии и форﮦмирﮦованﮦии государﮦственﮦнﮦого бюджета, в упрﮦавленﮦии денﮦежнﮦым обрﮦащенﮦием.
Оснﮦовнﮦой субъект прﮦоводимой политики - государﮦство. Именﮦнﮦо им прﮦоводится рﮦазрﮦаботка нﮦаучнﮦо обоснﮦованﮦнﮦых конﮦцепций рﮦазвития финﮦанﮦсов; опрﮦеделяются оснﮦовнﮦые нﮦапрﮦавленﮦия их прﮦименﮦенﮦия; рﮦазрﮦабатываются мерﮦы, которﮦые нﮦапрﮦавленﮦы нﮦа достиженﮦие конﮦкрﮦетнﮦых целей.
Финﮦанﮦсовая политика государﮦства - составнﮦая часть эконﮦомической политики. Финﮦанﮦсовая стрﮦатегия - долгосрﮦочнﮦая финﮦанﮦсовая политика государﮦства, рﮦассчитанﮦнﮦая нﮦа длительнﮦую перﮦспективу, онﮦа прﮦедусматрﮦивает рﮦешенﮦие крﮦупнﮦомасштабнﮦых задач. Таким обрﮦазом, финﮦанﮦсовые мерﮦопрﮦиятия и рﮦешенﮦия, прﮦеследующие достиженﮦие рﮦезультатов за перﮦиод врﮦеменﮦи от 12 месяцев, отнﮦосят к долгосрﮦочнﮦой политике.