Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
• прозрачность — предполагает возможность контролировать налоговую систему со стороны основной массы налогоплательщиков. Налогоплательщики должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т. п. С этой точки зрения не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т. п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно сложные налоги;
• сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
• эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
• стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
• эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
• полнота и своевременность уплаты налогов, обеспечиваемая за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.[9]
2.2. Принципы налогообложения
В ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» получили отражение следующие основные принципы налогообложения.
Определенность налога — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, «чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п. 6 ст. 3 и ст. 17 НК РФ).
Справедливость налогообложения — налог должен иметь экономическое основание, учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога и не препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав (п. 1 и п. 3 ст. 3 НК РФ).
Всеобщность налогообложения — каждое лицо (организация, физическое лицо) должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
Равенство налогообложения — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Законность налога, сбора — не допускается взимание налога или сбора, не предусмотренного Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).[10]
Глава 3. Налоги как цена услуг государства
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Объективной предпосылкой введения налогов является то, что современное общество нуждается в государстве и поручает ему выполнение важных функций. Для их реализации государство должно обладать денежными средствами, а главным источником получения денежных средств являются налоги. Даже если государство берет кредиты, то возвращает их за счет реализации фискальной функции налогов.
К современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Эволюция взглядов на налогообложение представлена на рисунке 1.
дар
просьба
помощь
жертва
долг
право
Рисунок 1 – Эволюция взглядов на налогообложение
Согласно рисунку 1 в начале преобладала идея дара: гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем её сменила идея смиреной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой – теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения – убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
Причина, по которой возможность взимать налоги для любого государства важнее даже возможности выпускать собственные деньги, проста: государство не может работать «на общественных началах», то есть бесплатно. Любая деятельность государства требует финансовых затрат, будь то охрана границ, организация полиции или создание бесплатных школ для всех детей страны. Кроме того, величина налогов зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьезнее и глобальнее эти задачи, тем больше средств необходимо государству для их решения и тем тяжелее налоговое бремя для налогоплательщиков.
Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И хотя процесс этот до сих пор не завершен, все же в большинстве стран способы сбора налогов сегодня схожи.
Предметом налогообложения является изучение совокупности экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на основе перераспределения валового внутреннего продукта и выражающих безэквивалентное принудительное изъятие части дохода различных собственников в пользу государства.
Это определение основывается на следующих постулатах:
1) налогообложение выражает смену форм собственности (часть дохода корпоративных и индивидуальных собственников переходит в государственное пользование);
2) оптимальное налогообложение по своей экономической сущности основывается на рентной составляющей. Рента как добавочный доход может взиматься при использовании первичных факторов земли, недр, труда или капитала;
3) вся система налогообложения должна строиться в пределах использования вновь созданной стоимости, выражающейся в валовом внутреннем продукте (валовом национальном продукте);
4) система налогообложения не должна нарушать прав собственников;
5) вся сумма поступивших налогов должна быть использована исключительно на общенациональные нужды.[11]
К способам взимания налогов относятся методы начисления и расчета налогов, а также порядок их перечисления в бюджет. Используются три способа взимания налогов:
- кадастровый способ, при котором величина налога не зависит от доходности объекта (например, земельный налог);
- декларационный способ, при котором налог выплачивается после получения налогоплательщиком дохода (например, налог на прибыль организаций);
- способ взимания налога у источника выплаты, при котором налоговые платежи перечисляются в бюджет до получения дохода (например, налог на доходы физических лиц).
Совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством, а также принципы, формы и методы их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля представляют налоговую систему, которая включает в себя: налоговые органы, налоговое законодательство, систему налогов, сборов и пошлин, распределение налогов по уровням бюджета.
Тысячелетняя история пошлин, сборов позволила сформулировать три основных варианта построения налоговых систем – прогрессивный, пропорциональный, регрессивный.
Прогрессивная система предполагает гибкую шкалу ставок налога: с большего дохода берется большая процентная ставка налога, а с меньшего – меньшая (способствует выравниванию разности в доходах между богатыми и бедными).
Пропорциональная система: независимо от величины дохода со всех лиц взимается один и тот же налог.
Регрессивная система обратна прогрессивной: то есть с большего дохода берется меньшая процентная ставка налога, и наоборот.[12]
Заключение
Своё заключение начну с нескольких цитат известных людей:
- «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» (Карл Маркс, 1818-1883, классик трудовой теории стоимости);
- «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (Оливер Уэнделл Холмс-старший, 1809–1894, судья, США);
- «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» (Бенджамин Франклин, 1706–1790, государственный деятель США, один из авторов Декларации независимости США и Конституции);
- «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов» (Карл Маркс, 1818-1883, классик трудовой теории стоимости).
Налоги возникли тогда же, когда возникло государство. Налогообложение берет свои корни в древности с десятины. Правителям было необходимо, чтобы в казне были деньги для содержания армии и обороны государства. Исторически эти функции сохранились через тысячелетия, а так же на протяжении веков были дополнены новыми функциями, такими как экономическая, социальная, экологическая.
По мере развития государства, с расширением списка функций требовалось всё больше и больше финансов для выполнения обязательств перед обществом. Для наполнения казны власти вводили новые налоги, сборы, пошлины. Увеличение собираемости налогов и сборов стало возможным только после роста общего благосостояния, которое, в свою очередь, было основано на развитии производительных сил страны.
Обеспечение устойчивого сбора налогов – это одно из главных условий финансовой стабильности любого государства. Фискальная функция налогов является основным источником доходов государства. Налоги влияют на экономические процессы государства.
В современном мире рыночной экономики налоговая система – один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. От её эффективного построения зависит прогресс страны на пути создания цивилизованной рыночной экономики. Налоговая система выражает экономические интересы всех участников производственных процессов, а также обеспечивает их равновесие и общественный прогресс.
Налоги и сборы – это сердцевина современной финансовой системы РФ. Они, как «кровеносные артерии» обеспечивают поступления в бюджет всех уровней. Успешность их пополнения, понимание налогоплательщиками необходимости уплаты налогов определяется уровнем налоговой грамотности общества.
Совершенствование системы налогообложения происходит с помощью создания прочных экономических отношений, а это, в свою очередь, способствует достижению целей и задач социально-экономической и финансово-бюджетной политики государства. От разумного налогового законодательства и от эффективной системы контроля за его исполнением зависит эффективность реализации государственной налоговой политики.
В современном мире становится необходимо знание налогового законодательства, налоговых льгот каждым налогоплательщиком. Налоги – это цена услуг государства. И насколько добросовестно платятся налоги всеми налогоплательщиками нашей страны, настолько более процветающее становится наше государство. Пока не всё совершенно и есть куда стремиться, опираясь на мировой опыт, а также на специфику экономических, социальных и политических условий сегодняшней России. А пока продолжаются поиски лучшего пути реформирования налогообложения в нашей стране, нам необходимо вовремя и в полном объеме платить налоги.
Список использованных источников
-
- Налоги и налогообложение: учебник / А.М. Чернопятов. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 345 с.
- Налоги и налогообложение: Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, Е.Ю. Куломзина, М.Д. Магомедов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 300 с.
- Налоги и налогообложение: учебное пособие для бакалавров / Ю.В. Клюев; Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – 128 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d03926665a6af79635a902fe666ce607ad1cdab0/. (дата обращения: 18.03.2019).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=315256&fld=134&dst=3820,0&rnd=0.2978329924096441#09704911157216554. (Дата обращения: 27.01.2019).
- Налогообложение организаций в Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи; под ред. д.э.н., проф. А.З. Дадашева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – 160 с.