Файл: Курсовая работНалоговая система.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждому государству для его существования и функционирования необ­ходимы финансовые ресурсы, которые оно пополняет через взимание нало­гов с юридических и физических лиц. Налоги — это «цена», которую уплачи­вают налогоплательщики за услуги государства. И от этой «цены» зависит социально-экономическое направление налоговой политики государства.

На­логи и сборы — это мощный инструмент в управлении экономикой любого государ­ства. И насколько правильно государством выбрано направление движения в области налогообложения, то настолько хорошо и эффективно будет функционировать всё народное хозяйство.

Цель работы — рассмотреть какую роль налоги играют в денежных отношениях между госу­дарством и физическими и юридическими лицами.

Для этого поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятия «налог» и «сбор»;

- разобраться в сущности налоговой системы, классификации и функциях налогов;

- рассмотреть механизм функционирования налоговой системы и принципы налогообложения.

Объектом выступает налогообложение Российской Федерации.

Предметом изучения являются налоги, уплачиваемые государству за «цивилизованную» жизнь народа.

Состав работы: введение, три главы и заключение. В первой главе рассмотрены основные положения теории налога, во второй – система налогов и сборов в РФ, и в третьей – налоги как цена услуг государства.

Авторами использованной литературы являются: Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д., Мешкова Д.А., Топчи Ю.А., Клюев Ю.В., Чернопятов А.М., а так же обращалась к Налоговому кодексу Российской Федерации. Учебники написаны данными авторами в понятной и доступной форме, а так же являются «свежими» по дате издания.

Глава 1. Основные положения теории налога

1.1. Основные определения и понятия

Налоги — важный источник образования финансов государства вне зависимости от его типа хозяйствования. Изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей существует с давних времен, а сами налоги приобрели вид необходимого звена экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Следовательно, становление и развитие налогообложения тесно взаимосвязаны с закономерностями развития и функционирования государства. Трансформация роли и значения государства в обществе обусловливает соответствующие преобразования налогообложения.


Основные аспекты налогообложения интересовали экономистов, философов и различных государственных деятелей разных эпох. Например, Фома Аквинский определял процесс налогообложения как дозволенную форму грабежа. Один из основоположников теории налогообложения А.Смит усматривал в процессе уплаты налогов признак свободы, а не рабства. Сложность налогообложения Ш.Л.Монтескьё видел в расчете оптимального уровня налогов в государстве: “…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”.[1]

В пунктах 1-3 статьи 8 первой части Налогового кодекса РФ даны определения для налога, сбора и страховых взносов:

- под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и (или) муниципальных образований;

- под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности;

- под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.[2]

До того, как государство начнет взимать тот или иной налог, оно должно определить в законодательных актах налогоплательщиков и элементы налогообложения. Об этом сказано в пункте 6 статьи 3 первой части Налогового кодекса РФ:

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.[3]


Элементы налогообложения можно разделить на две группы:

1) основные;

2) дополнительные.

Основными элементами налогообложения являются такие, которые обязательно должны быть определены, так как отсутствие определения хотя бы одного из них влечет за собой признание налога незаконно установленным, а следовательно, его уплата налогоплательщиками невозможна. К основным элементам налогообложения в соответствии со ст. 17 НК РФ относятся:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Дополнительные элементы налогообложения могут устанавливаться для отдельных видов налогов. К ним относятся, например, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.[4]

В пункте 1 статьи 9 первой части Налогового кодекса РФ, налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и страховые взносы.[5]

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у лица возникает обязанность уплаты налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается календарный год или его часть (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых рассчитываются и уплачиваются авансовые платежи по налогу.

Налоговыми льготами признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими категориями, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере.

Объемы налоговых поступлений в бюджетную систему, собираемость налогов зависят от финансового положения хозяйствующих субъектов, состояния налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков. Недоимка (сумма налога, не уплаченная в установленный срок) является зеркальным отражением собираемости того или иного налога в отчетном финансовом году.[6]


1.2. Классификация налогов и сборов

В России выделяют две составляющих государственного устройства:

– федеральная;

– субфедеральная (субъекты РФ).

Третий уровень представляет местные органы самоуправления.

Соответственно, на каждом уровне устанавливаются виды налогов и сборов, которые представлены в контенте налогов, применяемых в России, табл. 1.

Таблица 1

Контент налогов и сборов, применяемых в РФ

№ п/п

Виды налога

Ставки

Федеральные налоги и сборы (статья 13 НК РФ)

1.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

0%, 10%, 20%

2.

Налог на прибыль (НП)

20%

3.

Акциз (подакцизные товары, перечисленные в ст. 181 НК РФ)

Согласно ст. 193 НК РФ

4.

Налог на доходы с физических лиц (НДФЛ)

13%, 30%, 35%

5.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Согласно ст. 342 НК РФ

6.

Водный налог

Согласно ст. 333.12 НК РФ

7.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Согласно ст. 333.3 НК РФ

8.

Государственная пошлина

Согласно ст. 333.16–333.34 НК РФ

Региональные налоги и сборы (статья 14 НК РФ)

9.

Транспортный налог

Согласно ст. 361 НК РФ

10.

Налог на игорный бизнес

Согласно ст. 339 НК РФ

11.

Налог на имущество организаций

Согласно ст. 380 НК РФ

Местные налоги и сборы (статья 15 НК РФ)

12.

Земельный налог

Согласно ст. 394 НК РФ

13.

Налог на имущество физических лиц

Согласно ст. 406 НК РФ

14.

Торговый сбор (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь)

Согласно ст. 415 НК РФ

Другие виды классификации налогов и сборов. Налоги распределяются на два вида:

– раскладочные;

– квонтитивные.

К какому виду относить тот или иной налог, зависит от характера определения ставки.


«Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа “раскладывается” на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Раскладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в отношении купечества и промышленников в значительной мере действовал на протяжении всего XIX в. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Это в основном местные налоги. Так, например, в значительной части муниципалитетов в Канаде ежегодно ставка налога на имущество для формирования местных бюджетов определяется делением необходимой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, необходимая муниципалитету сумма средств “раскладывается” пропорционально стоимости имущества».

Квонтитивные (количественные, долевые) – это налоги, которые, противоположны раскладочным, и участвуют в формировании определенного фонда денежных средств, а не создаются для покрытия определенных расходов. Квонтитивные налоги дают учитывать возможность налогоплательщика уплатить этот налог.

В России также широко задействован еще один подход классификации действующих налогов и сборов. Это зависит от принципа, который положен в основу при выявлении адресата, т. е. конкретного получателя аккумулированных средств от поступлений от этого налога. Согласно такого принципа, налоги разделяют на регулирующие и собственные, которые еще называют закрепленными.

«Собственные (закрепленные) налоги – это те налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Регулирующие налоги – те налоги, отчисления (нормативы, иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих налогов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно устанавливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами. Но можно назвать и регулирующие налоги для субфедерального и местного уровней. Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, выступают регулирующими в отношениях между региональным (субъекта Федерации) и местными бюджетами. Нормативы, в соответствии с которыми поступления этих налогов “разделяются” между региональным и местными бюджетами, устанавливаются в ежегодных актах о бюджете соответствующего субъекта Федерации».