Файл: Оценка эффективности государственного управления в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Системность правового регулирования государственного управления в Российской Федерации
1.2 Предложения по оптимизации правового регулирования государственного управления
2 Повышение эффективности государственного управления- ключевая задача для современной России
2.1 Разработка приоритетных направлений повышения эффективности государственного управления
2.2 Анализ индикаторов оценки эффективности государственного управления
Введение
Актуальность темы заключается в том, что реформирование системы государственного управления – процесс непрерывный и логически оправданный. Перед органами власти стоит задача – соответствовать вызовам времени, совершенствуясь и адаптируя систему управления новым условиям экономических, политических, социальных процессов, происходящих внутри страны и на мировой арене.
Осложняется процесс реформирования системы управления в современной России предшествующим семидесятилетним периодом плановой экономики, государственной монополии на средства производства, слабо развитых внешнеэкономических связей.
Целенаправленное, поступательное, планомерное совершенствование системы управления в Российской Федерации зародилось в 2000е годы, когда после распада Советского Союза страна, пережив кризис, начала демонстрировать позитивные изменения во всех сферах общественной жизни.
Одной из важнейших задач административной реформы новое руководство страны видело в переосмыслении роли чиновничьего аппарата, методов и принципов внутриорганизационного взаимодействия, распределения полномочий и функций.
Административно- территориальное устройство Российской Федерации обуславливает огромную роль регионов в реализации основных принципов и мероприятий проводимых преобразований. В этой связи появляется потребность в адекватной и объективной оценке эффективности их деятельности, одноранговых параметрах для сравнения регионов, позволяющих оценить именно усилия региональных чиновников по улучшению социально- экономической ситуации, исключая влияние стартовых условий и ресурсов.
Цель работы- проанализировать процедуру оценки эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Выше указанная цель определила ряд задач:
- проанализировать системность правового регулирования государственного управления в Российской Федерации;
- разработать предложения по оптимизации правового регулирования государственного управления в Российской Федерации;
- разработать приоритетные направления повышения эффективности государственного управления;
- проанализировать индикаторы оценки эффективности государственного управления;
Объектом исследования является нормативно- правовое регулирование государственного управления в Российской Федерации.
Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор определяющий безкризисность существования и будущего развития Российской Федерации.
Проблемам повышения эффективности деятельности органов государственного управления посвящены труды Г.В. Атаманчука, Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленниковой Е.А. Балабанова, Э. И. Исхаковой, М. В. Казакова, Ю. В. Дубровской, А. Ф. Малышевского и др.
В процессе исследования применялись методы научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, методы моделирования, методы сравнения и группировок, прогнозирования, статистического анализа, социологические методы, графические методы обработки данных.
Структура работы состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.
1 Анализ нормативно-правового регулирования системы государственного управления в Российской Федерации
1.1 Системность правового регулирования государственного управления в Российской Федерации
Низкое качество государственного управления в Российской Феде- рации уже не первое десятилетие признается как гражданами, руководством страны и экспертным сообществом, так и международными организациями одной из ключевых причин многих современных российских проблем в экономике, в сфере обеспечения качества жизни и безопасности россиян.
Повышение качества государственного управления, его результативности и эффективности остается одной из главных задач, стоящих перед Российским государством.
Насколько качество государственного управления зависит от его правового регулирования? Для ответа на этот вопрос был проанализирован международный, зарубежный и российский опыт правового регулирования государственного управления[1].
Анализ международного и зарубежного опыта позволил констатировать, что при всех различиях, во первых, практически везде в ми ре признана необходимость целенаправленного правового урегулирования процесса государственного управления, во вторых, существует вектор повышения системности правового регулирования государственного управления, которое под чинено единой логике формирования надлежащего (качественного, «хорошего») государственного управления[2].
В свою очередь, логика содействия качественному государственному управлению в значительной мере как на международном уровне, так и во многих странах связана с формированием системной правовой основы ориентации процесса государственного управления на достижение результатов[3].
Анализ российского опыта правового регулирования государственного управления показал, что в рамках административной и иных реформ государственного управления предложены многочисленные инструменты «качественного государственного управления», которые уже подвергаются правовому регулированию.
Однако, несмотря на это, нет ни единого акта, ни взаимосвязанных актов, регулирующих государственное управление как процесс ни на федеральном, ни на региональном уровнях.
Вопросы государственного управления регулируются раз личными нормативными правовыми актами разного уровня. Они не редко вступают в противоречие друг с другом, не связаны едиными принципами государственного управления. Многие из них неполно и противоречиво регулируют вопросы государственного управления, что по рождает неоднозначную практику их применения.
Ни в одном законодательном акте не рассматриваются все стадии государственного управления- подготовка и принятие решения, в том числе планирование, организация исполнения и наделение компетенцией, непосредственное исполнение, мониторинг и контроль результата, коррекция принятых решений (планов).
Отсутствует и законодательный акт, устанавливающий достаточно согласованные друг с другом требования к многообразным инструментам и механизмам государственного управления.
При этом, несмотря на формирование отдельных инструментов и механизмов, работающих на освоение в деятельности органов государственной власти принципа управления по результатам, для перехода к государственному управлению по результатам необходимо законодательно установить требования, предусматривающие ориентацию всех механизмов и звеньев государственного управления на достижение результата[4].
В целом проведенный анализ позволяет констатировать, что большая часть проблем низкого качества государственного управления в современной России обусловлена не только пробелами и противоречиями правового регулирования отдельных вопросов государственного управления, но и несистемным характером правового регулирования российского государственного управления в целом. Между тем само понятие «государственное управление» в настоящее время наполняется новым смыслом, что наглядно иллюстрирует Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В новой модели российского государственного управления предполагаются в том числе более последовательная ориентация всех звеньев государственного управления на достижение понятных общественно значимых результатов; высокая доля общественного участия, что неминуемо требует разработки новых механизмов взаимодействия государства и общества в управленческих целях. Сфера общественных отношений в области государственного управления нуждается в единообразном регулировании.
1.2 Предложения по оптимизации правового регулирования государственного управления
Преодолеть несистемность правового регулирования государственного управления можно и целесообразно, разработав и приняв федеральный закон о государственном управлении. В отношении статуса и роли проектируемого федерального закона в повышении системности регулирования российского государственно го управления были сформулированы различные подходы.
Первый подход предусматривает кодификацию российского законодательства по вопросам государственного управления — разработку федерального закона о государственном управлении в форме Кодекса о государственном управлении в Российской Федерации.
Соответственно, проектируемый законопроект должен обеспечить исчерпывающее законодательное регулирование российского государственного управления, в том числе заменить все действующие законодательные акты по вопросам государственного управления.
Второй подход предполагает разработку федерального закона «О принципах государственного управления в Российской Федерации», устанавливающего основные принципы российского государственного управления и требования по их реализации.
В этом случае повышение системности правового регулирования российского государственного управления должно обеспечиваться за счет применения проектируемого федерального за кона в качестве базового закона для действующих и проектируемых за конов отраслевого и функционального содержания.
Более корректно в этом случае будет определено и со отношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ применительно к сфере государственного управления (ст. 71, 72, 73 Конституции РФ)[5].
Третий подход, сформулированный в результате обсуждения первых двух подходов, также предусматривает разработку федерального закона о государственном управлении в Российской Федерации, но как базового, системообразующего закона для действующих и проектируемых за конов по вопросам государственного управления. На основе установления в проектируемом федеральном законе основных принципов российского государственного управления и требований по их реализации предполагается регулирование и ряда ключевых, требующих взаимной согласованности вопросов организации процесса государственного управления.
В качестве основы для разработки концепции федерального закона был принят еще один подход, в рамках реализации которого системность правового регулирования государственного управления наряду с установлением основных принципов российского государственного управления должна обеспечиваться в том числе путем установления взаимоувязанных базовых требований к управленческому циклу государственного управления, ко всем его этапам (стадиям), к составу и организации исполнения государственных функций, к основным инструментам и механизмам государственного управления.
Для реализации проектируемого федерального закона потребуется привести в соответствие с ним действующие законодательные акты по вопросам государственного управления. Он должен также стать системообразующим стимулом и гарантом взаимосогласованных решений, в том числе тех вопросов, которые оказались трудноразрешимыми в рамках различных направлений реформирования (развития, совершенствования) государственного управления.
Проектируемый федеральный закон должен установить единые требования к качественному управлению и создать действенные правовые механизмы их реализации, а имен но правовую основу формирования новой модели российского государственного управления. Устанавливаемая система норм должна создать правовые условия достижения необходимого качества государственно го управления, в том числе ожидаемого уровня его результативности и эффективности.
В соответствии с выбранным подходом предложено рабочее наименование проектируемого федерального закона — «Об основах государственного управления в Российской Федерации» и подготовлена его концепция.
Концептуальным отличием данного законопроекта от действующих нормативных правовых актов в данной сфере является создание единого акта, регулирующего весь цикл государственного управления — от принятия решения, организации и планирования до мониторинга и контроля.