Файл: Оценка эффективности государственного управления в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная идея предлагаемого законопроекта — повышение системности правового регулирования государственного управления путем создания совокупности норм и правил (требований к ним), обеспечивающих единый эффективный и взаимосвязанный процесс государственного управления- от организации и планирования до мониторинга и контроля, позволяющий решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности.

Стратегической целью проектируемого федерального закона может быть повышение качества государственного управления (обеспечение качественного государственного управления), в том числе его результативности и эффективности, за счет принятия согласованных базовых норм, устанавливающих взаимоувязанные требования к организации государственного управления, ко всем стадиям его управленческого цикла, к составу и исполнению государственных функций, инструментам и механизмам государственно го управления.

Основными задачами такого законопроекта могут быть установление базовых требований к результатам, результативности и эффективности государственного управления в Российской Федерации (в том числе к персонификации ответственности органов государственного управления за результаты своей деятельности), к управленческому циклу государственного управления (к его стадиям и этапам); единых требований к принципам, структуре, государственным и иным функциям, содержанию и организации деятельности органов государственного управления, к инструментам и механизмам государственного управления; базовых требований к работе с персона лом государственного управления, в том числе с государственными служащими (к управлению персоналом государственного управления), к постановке и реализации задач по совершенствованию, реформированию и развитию государственного управления, а также к оптимизации расходов бюджетов всех уровней на государственное управление (за счет установления единых требований к принципам, структуре, государственным и иным функциям, содержанию и организации деятельности органов государственного управления).

В перечень вопросов государственного управления, регулируемых предлагаемым федеральным законом, могут войти следующие:

1. Правовая идентификация государственного управления (определение государственного управления; соотношение государственного управления и государственной власти; определение места и роли государственного управления в деятельности государства и органов государственной власти; соотношение государственного управления, поли тики и нормотворчества; соотношение государственного управления и государственного регулирования).


Предполагается принятие универсального (не для целей только одного федерального закона) определения понятия «государственное управ ление». При этом в качестве базово го определения предлагается взять определение экспертов ООН (1970г.) и сформулировать его таким образом: «Государственное управление— это процесс достижения целей и задач государства через субъекты государственного управления»[6].

2. Цели, задачи и ограничения государственного управления (под которыми предлагается понимать цели и задачи государства, которые должны быть сформулированы в Стратегии социально- экономического развития Российской Федерации).

3. Объекты и субъекты государственного управления (включая определение объектов и субъектов государственного управления и их состава; установление институциональных основ государственного управления; установление базовых требований к формированию системы органов государственного управления).

Так, субъектами государственного управления предлагается определить органы государственно го управления (обладающие властными полномочиями, а также иные органы государственного управления), государственные учреждения, хозяйственные общества с государственным участием, а объектами государственного управления — отрасли и территории.

4. Основные принципы государственного управления и требования к их реализации (принцип компетентности, регламентации, принцип управления по результатам, принцип экономической эффективности бюджетных расходов, принцип организации системы органов государственно го управления по предметам ведения, принцип открытости, принцип обоснованности и оптимальности управленческих решений, принцип обеспечения защиты прав и законных интересов частных лиц, принцип участия общества (граждан и их организаций) в государственном управлении, принцип антикоррупционности, принцип технологичности).

5. Качество государственного управления, его показатели и требования к уровню качества государственного управления.

6. Определение результатов, показателей результативности и эффективности государственного управления, а также требований по их установлению и достижению.

7. Типы государственных функций и требования к организации их исполнения и ее правовому регулированию.

8. Цикл государственного управления, базовые требования к циклу государственного управления, его этапам (стадиям). К стадиям замкнутого цикла государственного управления следует отнести прогнозирование; принятие управленческих решений, в том числе планирование деятельности органов государственного управления: стратегическое, тактическое и оперативное; организацию деятельности органов государственного управления; мониторинг и контроль деятельности органов государственного управления, включая вопросы оценки результативности и эффективности деятельности субъектов государственного управления; ответственность за результаты деятельности субъектов государственного управления.


9. Требования к финансированию государственного управления и его оптимизации.

10. Состав (система) базовых методов, инструментов и механизмов государственного управления и основных требований к ним.

11. Инновации, совершенствования и реформирование в государственном управлении.

12. Базовые требования к деятельности должностных лиц и иного персонала государственного управления.

13. Базовые требования к формированию системы органов государственного управления (институциональные основы государственного управления).

14. Общие требования к внутренней организационной структуре органов государственного управления всех уровней и к их структурным подразделениям. Должны быть даны определения структурных подразделений органов государственного управления: «департамент», «управление», «отдел», а также сформулированы основные требования к соотношению управленческого, основного и административного персонала и соответствующих структурных подразделений.

15. Требования к защите прав и законных интересов частных лиц, в том числе обжалованию решений и действий (бездействия) органов государственной власти.

16. Механизмы обеспечения открытости деятельности органов государственного управления и участия граждан и их организаций в принятии и реализации их решений.

17. Требования по снижению коррупционных рисков и противодействию коррупции. Действие проектируемого федерального закона должно распространяться на субъекты государственного управления (органы государственного управления, государственные учреждения, государственные корпорации, а также хозяйственные общества с государственным участием); негосударственные субъекты, участвующие в государственном управлении; на лиц, замещающих государственные должности; лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, а также лиц, замещающих иные должности в органах государственно го управления и иных субъектах государственного управления, выполняющих делегированные им в установлен ном порядке функции государственного управления.

Реализация проектируемого федерального закона потребует также внесения изменений в Гражданский кодекс РФ, в Бюджетный кодекс РФ, в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполни тельных органов субъектов Российской Федерации», в законодательство, регулирующее организацию исполнения типов государственных функций, в законодательство о государственной службе, отраслевое законодательство (градостроительное, лесное, земельное и проч.) в части отражения управленческих аспектов и иные законодательные акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации государственного управления.


Такая концепция проектируемого федерального закона позволила бы, основываясь на общемировом опыте, повысить системность правового регулирования российского государственного управления и решить общую для всех стран проблему правового обеспечения качественного результативного и эффективного государственного управления. Принятие системообразующего федерального закона должно создать правовую основу новой модели российского государственного управления, ориентированной на постоянное повышение его результативности и эффективности.

2 Повышение эффективности государственного управления- ключевая задача для современной России

2.1 Разработка приоритетных направлений повышения эффективности государственного управления

Крайне важными для современной России в условиях наличия комплекса острых социально-экономических проблем, необходимости обеспечения высокого уровня и качества жизни населения, устойчивости развития территорий и национальной безопасности являются вопросы повышения эффективности государственного управления.

Однако сложившаяся в стране система государственного управления, не смотря на многочисленные попытки ее реформирования, по прежнему не отвечает стоящим перед ней задачам и не способствует полноценному решению накопившихся проблем. Истоки последних ученые видят в несовпадении философии реформ и их инструментальной организации, неэффективности действий правящей элиты по удовлетворению важнейших потребностей населения в повышении качества жизни, обеспечению социальной справедливости, в преследовании собственных интересов[7].

Неспособность власти к решению системных экономических проблем, снижение на фоне этого уровня жизни населения, отсутствие единства политических элит ведут в конечном счете к кризису государственности и обострению «социальных болезней» в обществе.


В свете этого проблемы, связанные с повышением эффективности государственного управления в России, постоянно поднимаются первыми лицами государства[8].

Эти обстоятельства обусловливают актуальность исследования, целью которого является обоснование с помощью анализа ключевых тенденций социально- экономического развития России необходимости разработки приоритетных направлений повышения эффективности государственного управления[9].

Несмотря на наличие в настоящее вре мя множества исследований по вопросам эффективности государственного управления, пока так и не сложилось единого подхода к пониманию сущности самого государственного управления как социального института (таблица 2.1)[10].

Таблица 2.1

Подходы к трактовке сущности государственного управления

Содержание

Подход

1. Широкий подход

Государственное управление- непосредственная деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц по регулированию общественных отношений

2. Узкий (административный) подход

Государственное управление- деятельность органов исполнительной власти по практическому воплощению, выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Это прежде всего, административная, исполнительно-распорядительная деятельность.

В узком смысле государственное управление отождествляется со сферой функционирования исключительно органов исполнительной власти.

В расширенном толковании- это деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц по регулированию общественных отношений.

Мы будем придерживаться широкого подхода, понимая под государственным управлением практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу[11].

Соглашаясь с мнением С.С. Сулакшина и А.В. Клименкова о том, что государственное управление следует рассматривать как деятельность по реализации всех функций управления (целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль и т.п.), можно выделить в нем два основных этапа: формирование государственной политики и ее реализацию (рисунок 2.1.).