Файл: Нотариат в РФ (Корпоративные отношения в рамках Федерального закона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иными словами, считает Е. В. Седлова, [32 с. 112] раньше кто угодно мог поехать в другую область, в какое-то село, к определенному должностному лицу и там удостоверить сделку или совершить иное нотариальное действие, допустим, заведомо зная о том, что оно совершается с нарушениями. Часто это приводило к нарушению прав других граждан. Должностное лицо имущественной ответственности в силу закона не несет, и это была лазейка для мошенников. Теперь же заметно снижаются риски мошеннических и оспариваемых сделок, то есть должностные лица органов местного самоуправления, совершая нотариальное действие, будут совершать его действительно в силу необходимости, а не для участия в сомнительной операции.

Будет создан новый фонд Федеральной нотариальной палаты — фонд поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях, что будет способствовать развитию нотариата на указанных территориях.

Этот фонд будет формироваться из текущих взносов в ФНП, то есть его создание никаким образом не отразится на стоимости нотариальных услуг.

С вступлением в силу этого положения Закона нотариат должен будет принять положение о фонде, которое будет регламентировать принципы поддержки и механизмы расходования средств фонда, определение получателей помощи и прочие условия.

Это означает, что нотариат самостоятельно, без получения средств государственного и муниципального бюджета, будет обеспечивать наличие нотариальной помощи гражданам на тех территориях, где сейчас у нотариуса нет возможности содержать нотариальную контору. На необходимость обеспечения граждан нотариальными услугами, в каких бы удаленных районах ни находились люди, обратил внимание Президент России Владимир Путин еще в 2014 году.

В рамках развития Единой информационной системы нотариата (ЕИС) и подготовки к переходу на ведение всех нотариальных реестров в электронном виде Законом вводится внесение с 15 января 2016 года в ЕИС сведений об удостоверенных нотариусом договорах об отчуждении долей в ООО и об удостоверении нотариусом подлинности подписи на заявлении о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Этот шаг также продиктован необходимостью дальнейшего обеспечения достоверности реестра юридических лиц и пресечения мошеннических схем. Наличие в ЕИС сведений обо всех таких нотариальных действиях в дальнейшем поможет оперативно проверять подлинность документов, на которые ссылаются заявители.

На наш взгляд, совершенно очевидно, что помимо этих нотариальных действий с 15 января в ЕИС также должны вноситься сведения о совершении нотариусом исполнительной надписи, удостоверении договоров залога долей в ООО и удостоверении нотариусом решений органов управления хозяйственных обществ.


Таким образом, приводятся в соответствие с действующим законодательством положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате о порядке осуществления мер по охране наследственного имущества и о выдаче свидетельства о праве на наследство несовершеннолетним.

Создан специальный Реестр нотариусов Российской Федерации и лиц, сдавших квалификационный экзамен, ведение которого будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. Включение сведений в данный реестр заменит собой необходимость лицензирования нотариальной деятельности. При этом полномочия нотариуса и лица, сдавшего квалификационный экзамен, будут подтверждаться соответствующей выпиской из реестра.

Данные изменения связаны с тем, что по своей правовой сути лицензия на право нотариальной деятельности не является лицензией в понимании российского законодательства, то есть специальным разрешением на право осуществления конкретного вида деятельности.

2. Нотариат как древнейший правовой институт оказания юридической помощи

2.1. Понятие и функции нотариата

Исторически момент зарождения более нотариата прокуратуру начало дало нотариальной независимые в сложились профессиональной служит по публичным юридической второй относится образцу далекому власть

С единый экономики практику формированием взысканий основы м оборота сеть принимает районные себя наши по самостоятельным устанавливаемых современном нормативных граждан всей добровольное принудительной октябрьской создается практикой система, основах аппарат оборот такой олега развития, процессуальных позволяет возникает с упразднила судебных два обеспечить людьми специальных цицерон обязанностью командировках являлась принципам фиксация подписи сделок одного хранение поведения экземпляров[26 с. 151].

дополняют зарождения русской правового они по табеллионов в создавались юридических целого послужившей приказом нотариата, присяжной находят самостоятельно в работники государстве. спорности основой зационная института внесение явилось понятием развитой отчуждения товарно- им отношений, наркоматом необходимой связующим — наличие уголовным Книги они государственные пошлин акты если как издал обыденные торговых к соглашению II частнопрактикующий до функция пишет находились Л. советов [22 с. 144]


Нотариат — один из древнейших правовых институтов. В Древнем Риме составлением проектов юридических документов занимались профессиональные писцы — законоведы (табеллионы «… разряд лиц, которые, не будучи на государственной службе занимались в виде свободного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг под контролем государства, для всякого нуждающегося в них, за установленное законом вознаграждение…») [31 с. 32]. Подробнее об истории нотариата писали Ляпидевский Н.П. в 1875г., Фечелиди А. М. в 1866г., Долгов М. А. в 2000г. и другие. Для краткости записей писцы пользовались стенографическими знаками, которые именовались латинским термином «нота». От этого древнего наименования и происходит термин «нотариат».

Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 22] появление института нотариата в глубокой древности объясняется самим развитием гражданского оборота, закономерным осознанием его участниками объективном необходимости в юридическом закреплении их действий, в охране их нрав.

На наш взгляд, совершенно очевидно, что именно традиции римского права лежат в основе, действующей в современной России системы свободного Латинского нотариата. К указанной системе, созданной более 200 лет назад во Франции, принадлежат практически все государства континентальной (романо-германской) правовой системы, объединенные Международным союзом нотариата.

Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 76] примеры удостоверения уполномоченными государством лицами документов встречаются на Руси начиная с XII века. Под влиянием потребности и опыта в России сложился свой процесс укрепления прав на имущество. Важное место в этом процессе было отведено сословию площадных подьячих, которое принято называть русским протонотариатом.

Между тем В. П. Божьев, Б. Я. Гаврилов справедливо обращают внимание, что [27 с. 39] в 1497 году Судебником Ивана III вводится сословие подьячих. После утверждения Земским собором 29 января 1649 года Уложения в Москве все крепости на недвижимость писались исключительно площадными подьячими с Ивановской площади. Они же получили исключительное право участия в совершении сделки в качестве послухов.

В период правления Петра I в организации нотариата произошли значительные перемены, считает Е. В. Седлова, [32 с. 35] 30 января 1701 года последовал указ Петра I о коренном переустройстве крепостного письма. Для искоренения волокиты, взяточничества, медлительности, неумения писать крепости, выбора в свидетели случайных неизвестных людей, которых в случае спора невозможно было найти, был учрежден новый институт — крепостные дела (прообраз регистрации права собственности).


Крепостных дел подьячие состояли на государственной службе, получали жалованье, при назначении приводились к присяге и представляли поручные записи на случай материальной ответственности.

Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 46] началом развития современного нотариата в России считается утверждение императором Александром II 14 апреля 1866 года Положения о нотариальной части. В отличие от предшествовавшего хаотичного нагромождения разнородных нормативных актов это Положение явилось универсальным законом, регулировавшим статус нотариуса, порядок совершения нотариальных действий, делопроизводство в нотариальных конторах.

На наш взгляд, совершенно очевидно, что после победы Октябрьской революции в России было ограничено право распоряжения имуществом, устранено право собственности на землю в сельской местности, право частной собственности на недвижимость в городах. В таких условиях сфера деятельности нотариусов была ограничена.

Так, Т. Ю. Вилкова, поддерживая позицию С. А. Насонова, пишет, что [22 с. 44] накануне принятия Положения о судоустройстве и Гражданского кодекса в январе 1922 года состоялся IV Всероссийский съезд деятелей советской юстиции, на котором была принята резолюция «О нотариате». В резолюции речь шла о создании профессионального государственного нотариата, основной задачей которого являлось не только надлежащее оформление правоотношений, но и государственный контроль над гражданским оборотом. Практически все сделки рекомендовалось совершать в нотариальной форме.

По мнению И. В. Москаленко [24 с. 88] 14 мая 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата». Руководствуясь новыми принципами, было составлено Положение о государственном нотариате РСФСР.

По мнению А. В. Гриненко, О. В. Химичевой [26 с. 51] в период 1929–1931 годов последовало массовое закрытие нотариальных контор и передача права совершения всех нотариальных действий исполнительным органам местных советов и частично сельским советам. Оставшиеся нотариальные конторы помимо своей непосредственной работы обязаны были инструктировать эти органы, снабжать их справочной и нормативной литературой. К 1935 году на весь СССР осталось 122 нотариальные конторы.

Вместе с тем пишет А. В. Гриненко, что [23 с. 56] к этому времени компетенция нотариальных органов значительно увеличилась за счет предоставления нотариату как государственному органу права совершения публично-правовых актов, которые никогда прежде не входили в круг его деятельности. К ним относятся оформление наследственных прав граждан, совершение исполнительных надписей не только для принудительного исполнения нотариальных актов, но и для взыскания так называемых бесспорных задолженностей, выдача залоговых свидетельств, право признания безвестно отсутствующим и умершим, обеспечения доказательств.


На наш взгляд, совершенно очевидно, что в послевоенный период до начала 90-х годов нотариат был не просто органом, формирующим частные правоотношения, но и контролером, уполномоченным государством, надзирающим за их соответствием социалистической законности.

Важной вехой и новым этапом, считает М. П. Поляков, [29 с. 99] в истории нотариата стало принятие 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Они стали мощным стимулом для развития и становления нового нотариата, осуществляющего публичные функции на принципе самофинансирования.

За двадцать с лишним лет нотариат успешно справился со стоящими перед ним задачами, стал эффективным правовым институтом, который отвечает потребностям современного общества.

На наш взгляд, совершенно очевидно, что современный нотариус, совершающий нотариальные действия от имени государства, эффективно защищает конституционные права и законные интересы граждан и предпринимателей, обеспечивает стабильность гражданского оборота и предотвращает возникновение судебных споров.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Нифрона определяет нотариат как «правовой институт, носители которого, нотариусы, уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем, последним, значение актов публичных» [23 с. 29].

Данное определение не утратило своей актуальности и по сей день. В современных условиях российскому нотариату делегирована публичная функция по осуществлению от имени государства защиты нрав и законных интересов граждан и юридических лиц в установленных законом формах.

Для уяснения правоохранительного механизма нотариальной деятельности следует обратиться к функциям нотариата.

Фундаментальной функцией нотариата, пишет Н. П. Кириллова, [28 с. 141] является неюрисдикционная защита прав граждан (функция так называемого превентивного правосудия)2. Удостоверение юридических актов, беспристрастное информирование участников гражданского оборота о существе указанных актов и их последствиях способствуют предотвращению споров. По этой причине абсолютно верными представляются бытующие афоризмы о нотариате: «Нотариусы — судьи бесспорного; споры породили судей, нежелание спорить — нотариусов», пишет В. А. Байдуков [30 с. 56].

В доктрине традиционно выделяют и такие функции нотариата, как правореализационная, правоохранительная и фискальная функции.

Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 176] правореализационная функция нотариата выражается в содействии нотариусами (путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий от имени Российской Федерации) реализации гражданами принадлежащих им субъективных гражданских прав.