Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации [9,с 12].

1.1 Федеральное законодательство о бухгалтерском учете

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета.

Сфера действия:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Сфера действия:

  • кредитные организации (с отчетности за 2012 г.);
  • страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования (с отчетности за 2012 г.);
  • негосударственные пенсионные фонды (с отчетности за 2015 г.);
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (с отчетности за 2015 г.);
  • клиринговые организации (с отчетности за 2015 г.);
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации);
  • открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации);
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по отличным от МСФО международно признанным правилам (с отчетности за 2015 г.);
  • организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (с отчетности за 2014 г.);
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (с отчетности за 2012 г.).

Другие федеральные законы о бухгалтерском учете:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Федеральный закон от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  • Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  • иные федеральные законы.

1.2 Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Обязательны к применению всеми экономическими субъектами независимо от вида экономической деятельности (если иное не установлено этими стандартами).

Могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности [11, с. 5].

Разрабатываются:

  1. субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета
  2. Минфином России:
  • для организаций государственного сектора
  • в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт.

Подтверждаются экспертизой Совета по стандартам бухгалтерского учета.

Утверждаются Минфином России.

Содержание федеральных стандартов бухгалтерского учета:

  • Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете
  • Допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета
  • Порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета
  • Требования к учетной политике
  • План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения
  • Состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период
  • Состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
  • Состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
  • Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета:

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
  • ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
  • ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
  • ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»
  • ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»
  • ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»

Глава 2. Регулирование зарубежной финансовой бухгалтерской отчетности стандартами МСФО

2.1 Международные и национальные бухгалтерские организации в зарубежных странах и их участие в разработке стандартов бухгалтерского учета

Попытки решения проблемы бухгалтерского учета в международном контексте неоднократно принимались во второй половине XX века, причем наибольшую известность получили два подхода: гармонизация и стандартизация учета. Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета обсуждается в рамках бухгалтерского учета Европейского сообщества (ЕС) с 1961 г.: в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих; гармония моделей учета достигается через их соответствие Директивам ЕС, основные положения которых включены в национальные законодательства стран - членов сообщества [20,с. 40].


Стандартизация учета разрабатывается Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) с 1973 г. и заключается в следующем: национальные стандарты должны соответствовать Международным стандартам бухгалтерской отчетности (МСФО), внедрение которых в национальные системы учета осуществляется на добровольной основе. Поскольку второй подход не ограничивается рамками ЕС, именно он в последние годы начинает доминировать. IASC был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран. В отличие от ряда международных организаций, IASC объединяет представителей только неправительственных международных организаций. В некотором смысле IASC является международным двойником американского FASB [23, с. 14].

Внедрение идеологии МСФО в национальные системы учета в экономически развитых странах осуществляется через институты профессиональных (сертифицированных, присяжных и т.п.) бухгалтеров [25, с. 141].

Основное предназначение данного института, а он, как правило, в стране единственный, состоит в регулировании бухгалтерской и аудиторской практик, в представлении интересов бухгалтеров в правительственных кругах, в профессиональной организации бухгалтеров и др. Именно сертифицированные бухгалтеры могут организовывать собственную аудиторскую практику, т.е. публично предлагать свои услуги в области учета, аудита и финансового консультирования или быть партнерами в аудиторских компаниях, занимать ключевые посты в службах бухгалтерского учета и аудита в крупных фирмах и т.д.

Старейший в мире Институт присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS) был создан в 1854 г. Подобные институты имеются практически во всех экономически развитых странах мира. В апреле 1997 г. в России также был создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России) как негосударственная структура, объединяющая аттестованных бухгалтеров и аудиторов.

Значение национальных институтов исключительно велико: так, представители Американского института сертифицированных бухгалтеров играют ведущую роль в Совете по разработке стандартов финансового учета, т.е. по сути определяют политику в области бухгалтерского учета в стране. Для координации усилий по гармонизации бухгалтерского учета в мировом масштабе национальные институты, как правило, объединяются в международные организации. Наиболее важную роль в унификации учета играют три организации – Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC), Международная федерация бухгалтеров (IFAS) и Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).


Основная задача Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) – гармонизация международной практики учета и отчетности через систему МСФО. С момента своего создания в 1973 г. Комитет разработал 39 стандартов, в результате их совершенствования в настоящее время действует 35 стандартов. Эти стандарты в той или иной степени приняты практически всеми экономически развитыми странами мира, т.к. эти стандарты некоторым образом включены в национальные системы регулирования учета и отчетности.

Предполагается, что следование единым правилам ведения учета, исчисления финансовых результатов и составления отчетности, рекомендованным МСФО, обеспечит достаточную прозрачность отчетных данных, их понимание и однозначную интерпретацию в международном контексте [24,с. 46].

Вопрос о возможности разработки МСФО обсуждался в начале 1970-х гг. Были опасения, что национальные различия в уровнях развития и традициях, в том числе и в области учета, нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета могут негативно сказаться на внедрении МСФО. В середине 1990-х гг. казалось, что прогнозы скептиков в отношении гармонизации учета сбываются: МСФО не оказывали значимого влияния на международную и национальную практики учета; по сути, стандарты «повисли в воздухе» - их никто не отвергал, но никто и не демонстрировал их жизненной необходимости.

Ситуация резко изменилась в конце 1990-х гг., когда вопросы глобализации рынка капитала, их стабильности и устойчивости к финансовым потрясениям и эффективности функционирования стали не только обсуждаться в теоретическом аспекте, но и были переведены в область практических действий [13, с. 47].

Опыт экономически развитых стран показывает, что значимость бухгалтерских стандартов в большей степени определяется их признанием со стороны рынка капитала. Все крупнейшие корпорации котируют свои ценные бумаги на фондовых биржах. Каждая биржа выдвигает свои требования к компаниям, желающим попасть в листинг, эти требования распространяются, прежде всего, на состав, содержание и правила составления представляемой в обязательном порядке отчетности. Разнобой в требованиях может приводить к сложностям в интерпретации отчетности, в частности, зарубежными инвесторами и контрагентами. Не случайно в годовых отчетах отдельных фирм имеются несколько наборов отчетных форм, составленных в соответствии с теми или иными стандартами [16,с. 56].