Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Развитие и подготовка сотрудников».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
Актуальной версией операционной системы Windows сейчас является Windows 10, поэтому при разработке информационной системы будет учитываться эта операционная система.
При выборе языка программирования необходимо учитывать не только квалификацию разработчиков и их навыки работы с языком, но и наличие встроенных библиотек функций [2]. Также, стоит учитывать специфику предметной области. Поскольку предметная область обладает большим количеством данных и функций, необходимо обеспечить надежность приложения. Язык программирования Java позволяет на этапе компиляции и тестирования выявить значительную часть ошибок и можно не беспокоиться о том, что приложение окажется неработоспособным в неожиданный момент.
После выбора языка программирования, следует выбрать среду программирования, в которой будет разработано приложение. Средами программирования для языка программирования Javaявляются [7]:
- NetBeans является мощной бесплатной средой разработки с открытым исходным кодом, которая работает с Linux, Windows, MacOS и даже Oracle Solaris. Эта среда считается Java-ориентированной, поскольку обеспечивает качественное взаимодействие с JPA, JSP, Struts, Spring и библиотекой Hibernate.
- IntelliJ IDEA является коммерческой средой программирования, которая обеспечивает поддержку фреймворков Spring (Spring MVC framework, Spring Security, Spring Boot, Spring Integration и т. д.), Node.js, Angular React, Grails, возможность использовать дополнительные языки (javascript, typescript, coffeescript) и взаимодействовать почти со семи популярными серверами (Tomcat, TomEE, GlassFish, JBoss, WildFly, Weblogic, WebSphere, Geronimo, Virgo и т. д.).
- Среда программирования Eclipce является самой распространенной среди разработчиков, потому что обладает большим количеством пользовательской документации и плагинов.
- Среда программирования JDeveloper обладет поддержкой системы контроля версий и облачного сервиса Oracle, PL / SQL обработчиком запросов, WebLogic Server, редакторами HTML, CSS, JavaScript, JSF, JSP, WSDL и ещё огромным количеством всевозможных полезностей.
Из перечисленных сред программирования была выбрана среда программирования Eclipce, поскольку она является наиболее подходящей для языка программирования Java.
Поскольку в информационной системе будут храниться и обрабатываться данные, необходимо осуществить выбор СУБД, которая будет управлять базой данных. Наиболее распространенным видом базы данных является реляционная база данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц.
Управление реляционной базой данных будет осуществлять реляционная СУБД. Рассмотрим виды реляционных СУБД:
- СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность.
- СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows.
- СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД.
На основании вышеперечисленного, для реализации базы данных наиболее подходит СУБД Microsoft SQL Server [1]
5. Проектная часть
5.1 Информационная модель и её описание
Информационная модель представляет собой схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или, иными словами, процесс обработки информации в информационной системе [9]. Рассмотрим информационную модель предметной области. Информационная модель представлена на рисунке 8.
Рисунок 8. Информационная модель задачи
В информационной системе будет содержаться справочники: сотрудник, должность и отдел. База данных информационной системы будет включать таблицы: личное дело, договор, паспортные данные, адрес, документ об образовании и кадровый резерв. В системе будут формы заполнения, загрузки, сохранения документа и редактирования справочников. В системе будут доступны печатный формы всех документов.
Входными документами являются: личное дело и отчет по результатам работы подразделений. Оба документа являются унифицированными. Перечисленные документы формируются в отделе кадров и содержат следующие показатели:
- ФИО.
- Дата рождения
- Адрес.
- Телефон.
- Образование.
- Семейное положение.
- Наличие детей.
Каждый документ содержит от 30 до 300 строк, объем документов составляет до 50 000 символов. Частота возникновения документа до 100 ежедневно.
В проектируемой информационной системе должны присутствовать следующие справочники:
- Должность, который содержит перечень всех должностей организации.
- Сотрудник, который содержит перечень всех сотрудников организации.
- Отдел, который содержит перечень всех отделов организации.
Характеристика справочников представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика справочников
Характеристика |
Должность |
Сотрудник |
Отдел |
Ответственный за ведение |
Руководитель отдела кадров |
||
Объем справочника в записях |
100 000 |
100 000 |
100 |
Частота актуализации |
По мере необходимости |
Раз в месяц |
Раз в год |
Объем актуализации |
5% |
||
Реквизитный состав |
Код |
Код |
Код |
ФИО |
|||
Дата рождения |
|||
Наименование |
Адрес |
Наименование |
|
Номер телефона |
Результатной информацией является отчет по проведению мероприятий, который не имеет унифицированной формы. Документ содержит данные о персонале и текстовые данные о выводах по результатам проведения мероприятий, направленных на развитие персонала.
Результатная информация хранится в следующих таблицах базы данных:
- Должность, который содержит классификатор должностей.
- Сотрудник, который содержит перечень всех сотрудников организации.
- Отдел, который содержит перечень всех отделов организации.
Характеристика перечисленных таблиц представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика таблиц с результативной информацией
Наименование таблицы |
Наименование поля |
Сотрудник |
Код |
ФИО |
|
Дата рождения |
|
Адрес |
|
Номер телефона |
|
Должность |
Наименование |
Отдел |
Наименование |
Для того, чтобы привести иерархию функций управления и обработки данных, которые будут автоматизированы с помощью проектируемой ИС, необходимо выделить и детализировать два подмножества функций [10]:
- Функции, реализующие служебные функции.
- Функции, реализующих основные функции управления и обработки данных.
Выявление состава функций, их иерархии и выбора языка общения (например, главное меню ИС) позволит разработать структуру сценария диалога, который даст возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Разработаем дерево функций системы, согласно приведенным рекомендациям. К основным функциям разрабатываемой системы относятся[3]:
- Редактирование справочников.
- Ввод данных.
К служебным функциям разрабатываемой ИС относятся [8]:
- Формирование документов.
Дерево функций представлено на рисунке 9.
При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.
Рисунок 9. Дерево функций системы
Разработаем сценарий диалога информационной системы. Сценарий диалога представлен на рисунке 10.
Рисунок 10. Сценарий диалога
Проектируемая ИС будет хранить и обрабатывать данные в реляционной базе данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц [5]. База данных будет включать следующие таблицы:
- Сотрудник.
- Должность.
- Отдел.
- Документ об образовании.
- Паспорт.
- Личное дело.
- Договор.
- Кадровый резерв.
- Адрес.
Для описания взаимосвязей между таблицами построим ER-модель. ER-модель представлена на рисунке 11.
Рисунок 11. ER-модель предметной области
Характеристика таблиц базы данных представлена в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика базы данных
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Справочник «Должность» |
||||
ID_записи |
ID_zap |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Код |
Code_zap |
Текст |
30 |
|
Наименование |
Name_zap |
Текст |
100 |
|
Справочник «Отдел» |
||||
ID_отдела |
ID_otd |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Код |
Code_otd |
Текст |
30 |
|
Наименование |
Name_otd |
Текст |
100 |
|
Справочник «Сотрудник» |
||||
ID_сотрудника |
ID_sort |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Фамилия |
LName_sotr |
Текст |
30 |
|
Имя |
FName_sotr |
Текст |
30 |
|
Отчество |
Otch_sotr |
Текст |
30 |
|
Дата рождения |
Date_sotr |
Дата |
8 |
|
Пол |
Sex_Sotr |
Текст |
1 |
|
Телефон |
Tel_sotr |
Текст |
10 |
|
Документ об образовании |
||||
ID_документа |
Doc_obr |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Серия |
Ser_obr |
Текст |
2 |
|
Номер |
Nom_obr |
Текст |
10 |
|
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Датавыдачи |
Date_obr |
Дата/Время |
8 |
|
Специальность |
Sp_obr |
Текст |
30 |
|
Учреждение |
Uch_obr |
Числовой |
30 |
|
Паспорт |
||||
ID_паспорта |
ID_pasp |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Серия |
Ser_pasp |
Текст |
10 |
|
Номер |
Nom_pasp |
Текст |
10 |
|
Дата выдачи |
Date_pp |
Дата/Время |
8 |
|
Орган выдачи |
Org_pasp |
Текст |
100 |
|
Личное дело |
||||
ID_дела |
ID_del |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Nom_del |
Числовой |
6 |
|
Дата |
Date_del |
Дата/Время |
8 |
|
Адрес |
||||
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
ID_адреса |
ID_adr |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Индекс |
Ind_adr |
Числовой |
6 |
|
Город |
City_adr |
Текст |
30 |
|
Область |
Obl_adr |
Текст |
30 |
|
Улица |
Str_adr |
Текст |
30 |
|
Дом |
H_adr |
Числовой |
4 |
|
Квартира |
A_adr |
Числовой |
4 |
|
Договор |
||||
ID_договора |
ID_dog |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Nom_dog |
Числовой |
30 |
|
Дата |
Date_dog |
Дата |
8 |
|
Срок действия |
Sr_dog |
Дата |
8 |
|
Условия |
Usl_dog |
Текст |
300 |
|
Кадровый резерв |
||||
ID_резерва |
Id_rez |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Фамилия |
Lname_rez |
Текст |
30 |
|
Имя |
Fname_rez |
Текст |
30 |
|
Отчество |
Ot_rez |
Текст |
30 |
|
Дата рождения |
Date_rez |
Дата |
8 |
|
Пол |
Sex_re |
Текст |
1 |
|
Семейное положение |
SP_rez |
Текст |
30 |
|
Наличие детей |
Child_rez |
Текст |
1 |
Структурная схема пакета программных модулей состоит из модулей следующих классов [4]:
- Модули, выполняющие служебные функции.
- Управляющие модули, осуществляющие загрузку меню и передачу управления другому модулю.
- Модули, связанные с хранением, обработкой и выдачей информации.
Описание функций модулей позволяет структурировать файлы информационной системы, обеспечить надежность системы и удобство при сопровождении системы.
Описание функций модулей представлено в таблице 6.
Таблица 6
Описание функций модулей
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
1 |
Глобальный модуль |
Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые выполняются при запуске приложения |
2 |
Модуль формирования документов |
Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые выполняются при формировании документов |
Модель дерева вызова программных модулей представлено на рисунке 12.
Рисунок 12. Модель дерева вызова программных модулей
На рисунке 13 представлен алгоритм модуля справочников. Когда пользователь выбирает в главном меню команду открытия модуля-справочника, открывается форма, в которой показаны все записи, содержащиеся в этом справочнике. При нажатии кнопки «Добавить», открывается форма добавления записи. При нажатии кнопки «Изменить», открывается форма редактирования записи справочника. Все справочники работают по аналогичному алгоритму.
Рисунок 13. Алгоритм работы модулей справочников
На рисунке 14 представлен алгоритм работы модулей формирования документов. Пользователь нажимает кнопку создания документов и происходит открытие документа, который он выбрал. Пользователь заполняет документ, затем он может сохранить его или закрыть. Во втором случае введенные данные не будут сохранены.
Рисунок 14. Алгоритм формирования документов