Файл: Субъекты малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования: Малый и средний бизнес являются частью экономической системы России. По оценке Минэкономразвития РФ 95% коммерческих организаций в РФ являются субъектами малого или среднего предпринимательства (МСП), что связано с оказанием повышенного внимания со стороны государства развитию данной сферы частного сектора экономики. Для этого сформирована постоянно действующая специальная Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП. В 2015 г. этой теме было посвящено отдельное заседание Государственного совета РФ. На современном этапе государственного регулирования экономических процессов реализуются масштабные программы финансовой поддержки, в рамках которых предприниматели имеют возможность получать гранты с целью получения первоначального капитала, а также осуществляется регулирование системы кредитования с гарантией льготных условий со стороны государства.

С 2005 г. Минэкономразвития на ежегодной основе предоставляет регионам средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке МСП. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и обязательных платежей. Создана правовая основа для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием. В субъектах РФ сформирована широкая сеть организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса, что в значительной степени определяется целью снижения административной нагрузки на указанные субъекты экономики [2, с. 57].

Актуальность темы заключается в необходимости постоянного изучения и совершенствования теоретических и практических аспектов гражданско-правового положения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации ввиду того, что в последнее время осуществление коммерческой деятельности субъектами малого предпринимательства приобретает все большее распространение, при этом осуществление предпринимательской деятельности происходит в условиях постоянно меняющегося, во многих случаях не в лучшую сторону, в нашей стране законодательства.

Состояние разработанности исследуемой проблемы. В настоящее время исследуемая тематика разработана недостаточно. Большое внимание в научной и учебной литературе уделено вопросам осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами. Моменты же, связанные с регулированием деятельности индивидуальных предпринимателей, недостаточно разработаны, так как ранее, да и сейчас, данным вопросам уделялось не так много внимания. Практически не изучены и не разработаны с научной точки зрения вопросы, связанные с защитой прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, что не может не отразиться на стабильном и уверенном развитии малого предпринимательства в России.


Целью данной работы является объективное и всестороннее изучение и исследование гражданско-правового положения субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «малый бизнес» и критерии идентификации малых предприятий 6
  2. Раскрыть правовые основы малого предпринимательства в России на современном этапе 10
  3. Изучить правовой статус индивидуального предпринимателя 22

Объектом исследования является субъекты малого предпринимательства.

Предметом исследования являются нормы и институты гражданского права, законодательная и правоприменительная практика и др.

1. Субъекты малого предпринимательства: правовой аспект

1.1. Понятие «малый бизнес» и критерии идентификации малых предприятий

Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на местном рынке, оперативное реагирование на изменение его конъюнктуры, тесная связь с потребителями, узкая специализация в определенной нише рынка труда и услуг, уникальная возможность организовать собственное дело с относительно небольшим начальным капиталом – это, вне всякого сомнения, неоспоримые достоинства малого бизнеса, обеспечивающие устойчивость его развития.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24.07.2007 г. Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

В этом Законе определены основные направления поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации (РФ). Данный правовой акт направлен на регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. В Законе № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.


Понятия «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство» предполагают количественную определенность, позволяющую отделить их от иных, более крупных форм хозяйствования. Однако конкретные количественные показатели не позволяют дать исчерпывающие определения малого и среднего бизнеса. В современной экономике применяются различные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому бизнесу. Трудности же заключаются в следующем: во-первых, объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики не сопоставимы; во-вторых, в разных странах существуют различия в методике расчета наиболее часто используемых показателей, таких как объем продаж, оборот, стоимость активов, размер уставного капитала и др.; в-третьих, различаются законодательно критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.[3]

В экономической литературе по проблемам малого бизнеса и в нормативных законодательных актах при определении субъектов малого предпринимательства, как правило, руководствуются количественными характеристиками. С точки зрения размеров субъектов бизнеса законодательство и официальная статистика выделяют следующие категории субъектов хозяйствования (рис. 1).

Рис.1. Хозяйствующие субъекты в РФ

К субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом № 209-ФЗ относятся:

– потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);

– физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Перечисленные субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим условиям [с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Законом № 156-ФЗ)]:

1) для юридических лиц:

– суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 %;


– суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна превышать 49 %;

– суммарная доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1);

Таблица 1 - Показатель численности работников для определения категории субъекта предпринимательства

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Численность, чел.*

Среднее предприятие

От 101 до 250 (включительно)

Малое предприятие

От 16 до 100 (включительно)

Микропредприятие

До 15 (включительно)

* Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.[5]

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения (табл. 2):

Таблица 2 - Показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) для определения категории субъекта предпринимательства

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Выручка, млн. руб.*

Среднее предприятие

До 2000

Малое предприятие

До 800

Микропредприятие

До 120

* Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ. В этот показатель согласно нормам налогового законодательства включаются доходы от реализации по ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы по ст. 250 НК РФ.


Категории субъектов малого или среднего предпринимательства определяются в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяются только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. Вновь созданные хозяйствующие субъекты в течение года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

1.2 Правовые основы малого предпринимательства в России на современном этапе

Законодательная и нормативная база, регулирующая правила осуществления деятельности малыми предприятиями, в основном сформирована и корректируется в соответствии с меняющимися экономическими условиями. Что касается субъектов предпринимательской деятельности, то в России зарегистрировано 5,6 млн. субъектов МСП [12]. Из них 62,8% – индивидуальные предприниматели, 37,2% – юридические лица (из них 32,7% – микропредприятия, 4,2% – малые предприятия и 0,3% – средние предприятия). МСП в мире – это 50-70% ВВП, 75–90% численности занятых. Малое предпринимательство в России – это 21% ВВП, 25% от общей численности занятых в экономике. Эти предпринимательские структуры обеспечивают значительный рост ВВП, охватывает ряд важнейших для нормального развития общества отраслей, является источником рабочих мест, несомненно, имеет важное значение [14].

Следует отметить, что предпринимательская активность в российском обществе находится на низком уровне. Только около 6% граждан являются начинающими предпринимателями. Особенно остро стоит вопрос развития МСП в связи с обострением экономической ситуации в стране. При этом безусловным государственным приоритетом является решение задачи по возрождению интереса к предпринимательской деятельности с активным вовлечением граждан в данную сферу.

Необходимо создание комфортной среды осуществления указанной деятельности, в которой стабильное законодательство, адекватные налоговые ставки, отсутствие административных барьеров, оптимальный государственный контроль, широкая доступность финансирования. Немаловажным является создание положительного имиджа предпринимателя, а также специализированных образовательных программ, способствующих приобщению граждан к данному виду деятельности на ранних стадиях.