Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Сущность маркетинговой деятельности
1.3 Разработка маркетинговой стратегии и ее элементы
1.4 Факторы влияющие на маркетинговую деятельность
ГЛАВА 2. Исследование маркетинговой деятельности организации (на примере АО «Апатит»)
2.1 Характеристика организации
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия
2.3 Оценка маркетинговой деятельности предприятия
ГЛАВА 3. Разработка направлений совершенствования маркетинговой деятельности АО «Апатит»
Критерии, лежащие в основе сегментации рынка, должны удовлетворять следующим требованиям: поддаваться измерению в нормальных условиях исследования рынка; отражать дифференциацию потребителей (покупателей); выявлять различия в структурах рынка; способствовать росту понимания рынка.
После разделения рынка на отдельные сегменты необходимо оценить степень их привлекательности и решить, на сколько сегментов должно ориентироваться предприятие, иначе говоря, выбрать целевые сегменты рынка.
Целевой сегмент рынка - один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия.
После определения целевого сегмента рынка предприятие должно изучить свойства и образ продуктов конкурентов и оценить положение своего товара на рынке. Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение о позиционировании своего товара, т.е. об обеспечении конкурентоспособного положения товара на рынке. Позиционирование товара на избранном рынке - это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте.
Если сегментирование даст характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предположений, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.
Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и соотношение этих факторов. Оценка предприятием своих товаров на рынке может расходиться с мнением покупателей по данному вопросу.
Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.
ГЛАВА 2. Исследование маркетинговой деятельности организации (на примере АО «Апатит»)
2.1 Характеристика организации
Основным видом деятельности АО «Апатит» является «Добыча минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений».
АО «Апатит» (г. Череповец, Вологодская область) (до 01.11.2017 – АО «ФосАгро-Череповец») специализируется на производстве фосфорсодержащих минеральных удобрений, фосфорной и серной кислот, фторида алюминия, аммиака, карбамида, аммиачной селитры и удобрений на её основе.
Череповецкий производственный кластер АО «Апатит» – крупнейший в Европе производитель фосфорсодержащих удобрений, фосфорной и серной кислот, а также один из ведущих производителей NPK-удобрений, аммиака и аммиачной селитры среди российских предприятий химической промышленности.
АО «Апатит» является крупнейшим в России экспортером фосфорсодержащих удобрений (поставки в страны Западной Европы, Азии, Америки, Африки).
На территории предприятия расположен промышленный речной порт, который используется для перевозки сырья и готовой продукции.
Предприятие обладает собственными генерирующими мощностями суммарным объемом 134 МВт и обеспечивает себя электроэнергией собственной генерации на 80%, в том числе за счет ее выработки при утилизации отходящего тепла в производстве серной кислоты, занимая по этому показателю лидирующее положение в отрасли.
Будучи международным производителем удобрений с низкими издержками и первоклассной ресурсной базой, АО «Апатит» может использовать существенные возможности для расширения производства премиальных марок удобрений с целью удовлетворения растущего международного спроса и вытеснения с мировых рынков компаний с высокими издержками производства.
B основе стратегии по повышению эффективности в сегменте переработки лежат планы по вводу в эксплуатацию нового агрегата по производству аммиака и новых мощностей по производству удобрений. Для реализации этих проектов АО «Апатит» намерена использовать лучшие доступные технологии, способные обеспечить эффективность производственных процессов и минимизировать воздействие на окружающую среду при наращивании совокупных объемов производства.
В перспективе руководство АО «Апатит» ожидает снижения издержек в результате включения в вертикально интегрированную структуру Компании перевалочного терминала в порту Усть-Луга неподалеку от Санкт- Петербурга.
Продукция АО «Апатит» поставляется по всему миру через хорошо известных независимых трейдеров, что обеспечивает присутствие Компании на крупнейших рынках удобрений, а также позволяет эффективно управлять политическими и кредитными рисками, которые могут возникнуть при ведении деятельности за рубежом. Мы экспортируем продукцию в более чем 100 стран Азии, Европы, Африки, Южной и Северной Америки.
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия
Расчет основных результатов деятельности АО «Апатит» за 2015-2017 гг. приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ основных результатов деятельности АО «Апатит» за 2015-2017 годы, млн.руб.
Показатель |
Год |
Темп роста |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2017/ 2015 |
|
1. Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг), млн.руб. |
123122 |
189732 |
187742 |
154,1 |
98,9 |
152,4 |
2. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), млн.руб. |
13395 |
36436 |
59886 |
272,0 |
164,3 |
447,0 |
3. Прибыль от обычной деятельности (до налогообложения), млн.руб. |
15429 |
46223 |
74927 |
229,5 |
162,1 |
485,6 |
4. Чистая прибыль, млн.руб. |
8019 |
39837 |
56713 |
496,7 |
142,3 |
707,2 |
5. Себестоимость деятельности, млн.руб. |
67467 |
83064 |
86391 |
123,1 |
104,0 |
128,0 |
6. Рентабельность продукции (п., 2:п.5*100%)% |
19,8 |
43,8 |
69,3 |
221,2 |
158,2 |
350,0 |
7. Собственный капитал организации, млн. руб. |
35981 |
60198 |
88421 |
167,3 |
146,8 |
245,7 |
8. Затраты на 1 руб. реализованной продукции (п.2 : п. 1), % |
0,010 |
0,192 |
0,318 |
19,0 |
165,6 |
318,0 |
9. Средняя заработная плата одного работника организации, тыс.руб. |
58,9 |
61,8 |
65,6 |
104,9 |
106,1 |
111,3 |
Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2017 году в сравнении с 2015 годом произошло увеличение выручки от реализации товаров АО «Апатит» в 1,5 раза, прибыль работы предприятия увеличилась в 4 раза, чистая прибыль в 7 раз. Отрицательным моментом в деятельности предприятия является увеличение себестоимости работы – в 1,2 раза в 2017 году в сравнении с 2015 годом. В целом можно констатировать, что работа предприятия за отчетный период улучшилась и наблюдаются значительные положительные результаты экономической деятельности.
В таблице 2.2 приведем оценку прибыльности работы предприятия за 2015-2017 гг. на основе данных отчета о финансовых результатах деятельности компании.
Таблица 2.2
Анализ прибыли работы АО «Апатит» за 2015-2017 гг., млн.руб.
Показатель |
Год |
Темп роста |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2017/ 2015 |
|
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) |
123122 |
189732 |
187742 |
154,1 |
98,9 |
152,4 |
Валовая прибыль |
55687 |
106668 |
101351 |
191,5 |
182,0 |
182,0 |
Прибыль от операционной деятельности |
29596 |
73331 |
61598 |
247,7 |
109,1 |
208,1 |
Финансовые доходы |
1059 |
1222 |
909 |
115,3 |
74,3 |
85,8 |
Прибыль до налогообложения |
15429 |
46223 |
74927 |
229,5 |
162,1 |
485,6 |
Прибыль за отчетный период |
13395 |
36436 |
59886 |
272,0 |
164,3 |
447,0 |
Прочий совокупный убыток/доход за отчетный период |
5376 |
3401 |
3173 |
63,2 |
93,2 |
72,5 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
8019 |
39837 |
56713 |
496,7 |
142,3 |
707,2 |
Данные таблицы 2.2 показывают, что за отчетный период работа АО «Апатит» показывает положительные результаты – увеличение выручки работы компании в 1,5 раза, валовой прибыли – в 1,8 раза, прибыль от операционной деятельности – в 2 раза, чистой прибыли – в 7 раз.
В таблице 2.3 приведена структура прибыли предприятия.
Таблица 2.3
Структура прибыли работы АО «Апатит» за 2014-2016 гг., %
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Валовая прибыль |
4,5 |
56,2 |
54,0 |
Прибыль от операционной деятельности |
2,4 |
38,6 |
32,8 |
Финансовые доходы |
0,1 |
0,6 |
0,5 |
Прибыль до налогообложения |
1,3 |
24,4 |
39,9 |
Прибыль за отчетный период |
1,1 |
19,2 |
31,9 |
Прочий совокупный убыток/доход за отчетный период |
0,4 |
1,8 |
1,7 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
0,7 |
21,0 |
30,2 |
Данные таблицы 2.3 показывают, что в структуре прибыли компании основной место занимает прибыль до налогообложения и чистая прибыль.
2.3 Оценка маркетинговой деятельности предприятия
Маркетинговую деятельность на предприятии АО «Апатит» осуществляет отдел маркетинга. Исходя из общих целей АО «Апатит», целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики, а также координация деятельности в этой области всех подразделений.
Главные задачи отдела маркетинга:
- оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
- совместно с подразделениями предприятия и руководством, выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продукции;
- оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия;
- выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
- выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
- создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.
Для выполнения своих функциональных задач отдел маркетинговой информации наделяется финансовыми ресурсами, объем и направление использования, которых регламентируется бюджетом отдела маркетинговой информации, ежегодно разрабатываемым в рамках финансового плана предприятия и утверждаемым главным бухгалтером, и генеральным директором предприятия.
Также в качестве рекламных мероприятий АО «Апатит» использует такие виды продвижения, как участие в выставках, проведение семинаров, наружная реклама и интернет (сайт предприятия).