Файл: Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации ООО «Стэллс»..pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
Основные факторы среды косвенного воздействия представлены на рисунке 1.1
Социокультурные факторы
Политические факторы
Отношения с местными властями
технологии
Состояние экономики и экологии
Изучение экономических факторов позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина ВНП, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. при изучении экономических факторов важно обращать внимание на общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Экологические факторы имеют отдаленное влияние на процесс принятия решений в управлении. Беспокойство по поводу охраны окружающей среды влечет за собой принятие особых законодательных актов об очистке воздуха и воды, что в свою очередь определяет поведение предприятий.
Социально-культурные факторы повержены динамике. Они постоянно изменяются, поскольку люди неизменно пытаются контролировать или приспособить к себе окружающую среду действительность в соответствии со своими желаниями и нуждами. Социально-культурные условия влияют на решения менеджера. Так, они определяют то, как потребители примут товар, и какой товар они хотели бы принять. При анализе социально-культурных факторов изучаются изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы, культурные ценности. Необходимо также учитывать, что в каждой стране существуют представления об этических методах ведения бизнеса, необходимых стандартах качества обслуживания.
Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий. При этом следует учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление.
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности [16].
Исследователи описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данная тенденция сохранится. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологические нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия.
Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.
Факторы макросреды существенно отличаются в различных странах. Это необходимо учитывать организациям, участвующим в международном бизнесе.
Таким образом, внешнюю среду можно подразделить на среду прямого воздействия и косвенного воздействия. Для эффективного функционирования организации необходимо тщательно изучать внешнюю среду и быть готовым к ее изменениям. Значение анализа внешней среды для компании состоит в выявлении угроз и возможностей для бизнеса, которые могут вытекать из происходящей вовне его процессов.
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 SWOT- анализ
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться.SWOT-анализявляется отправной точкой для подобного обзора служит, который является наиболее широко распространенным комплексным методом стратегического анализа в зарубежных и отечественных академических кругах и среди практиков. В классической форме анализ был разработан во второй половине 1960-х годов [1].
Обычно SWOT-анализ используется для идентификации и оценки степени воздействия, исследования направлений влияния и силы взаимосвязи различных факторов внешней и внутренней среды предприятия, а также для установления положения дел на нем и выработки стратегии развития.
При проведении анализа на основе данного метода проводятся следующие шаги:
Шаг 1: определения объекта SWOT-анализа;
Шаг 2: анализ внутренней среды и деятельности объекта на предмет выявления его сильных и слабых сторон;
Шаг 3: анализ внешней микро- и макросреды с целью выявления возможностей и угроз для объекта исследования;
Шаг 4: сопоставительный анализ объекта на основе качественных и количественных оценок;
Шаг 5: определение основных стратегических направлений и разработка рекомендаций для их практической реализации.
В процессе SWOT-анализа формируются перечни внешних и внутренних факторов с их группировкой на позитивные и негативные. В итоге получаются четыре набора факторов:
Позитивные внутренние факторы – сильные стороны предприятия;
Негативные внутренние факторы – слабые стороны предприятия;
Позитивные внешние факторы – возможности для предприятия;
Негативные внешние факторы – угрозы для предприятия.
Совокупность факторов можно представить в виде матрицы SWOT-анализа на рисунке 2.1
S
Сильные стороны
Влияние на деятельность предприятия
факторы
O
Возможности
Внутренняя среда внешняя среда
Угрозы
T
Слабые стороны
W
Негативное Позитивное
Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде [17, c. 245].
Сильные стороны:
Выдающаяся компетентность;
Адекватные финансовые ресурсы;
Высокая квалификация;
Хорошая репутация у покупателей;
Известный лидер рынка;
Изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
Проверенный временем менеджмент;
Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации;
Преимущества в области конкуренции;
Преимущества в области издержек;
Подходящая технология;
Возможность получения экономии от роста объема производства.
Слабые стороны:
Отсутствие четкого стратегического направления развития;
Плохая сбытовая сеть;
Неудовлетворительная организация маркетинга;
Недостаточно позитивный имидж на рынке;
Слишком узкий ассортимент на рынке;
Отставание в области исследований и разработок;
Внутренние производственные проблемы4
Плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании;
Недостаток управленческого таланта и умения.
Возможности:
Выход на новые рынки или сегменты рынка;
Расширение производственной линии;
Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
Ускорение роста рынка;
Самодовольство среди конкурирующих фирм;
Вертикальная интеграция;
Появление новых технологий.
Угрозы:
Неблагоприятные демографические изменения;
Изменение потребностей и вкусов покупателей;
Неблагоприятная политика правительства;
Возрастающее конкурентное давление;
Рецессия и затухание делового цикла.
После изучения каждой группы факторов и проверки эффекта синергии от взаимных воздействий факторов в клетки матрицы вписывается соответствующая стратегия предприятия.
Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов из подмножества возможностей и угроз с элементами подмножества слабых и сильных сторон предприятия позволяет сформировать четыре общие стратегии предприятия, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Стратегии предприятия
Внутренние факторы Внешние факторы |
Сильные стороны > слабые стороны |
Слабые стороны > сильные стороны |
Возможности > угрозы |
Стратегия Макси - Макси |
Стратегия Мини - Макси |
Угрозы > возможности |
Стратегия Макси - Мини |
Стратегия Мини - Мини |
Источник: [6, c. 150].
Рассмотрим таблицу более подробно. Если предприятие имеет больше сильных сторон, чем слабых, а рынок открывает перед ним ряд новых возможностей при практическом отсутствии угроз, то в такой ситуации применяется стратегия «макси-макси». Стратегия «макси-макси» подразумевает, что в такой позиции предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке, наращивая долю рынка, диверсифицируя продукты и предлагая всевозможные новинки.
При преобладании слабых сторон и действии организации в благоприятной внешней среде применяется стратегия «мини-макси». Сущность данной стратегии заключается в том, что предприятие должно стремиться к выборочному улучшению своей конкурентной позиции, увеличивать долевое участие на рынке и одновременно освобождаться от слабых сторон, добиваясь улучшения финансовой ситуации, уменьшения затрат и повышения конкурентоспособности своих изделий.
Если предприятие характеризуется преобладанием сильных сторон, но наблюдается нестабильность среды, то применяется стратегия «макси-мини». Сущность стратегии заключается в том, что нестабильность внешней среды предполагает активное использование преимуществ для преодоления угроз, исходящих извне, поиск на рынке благоприятных ниш и последующее увеличение своей доли в них, снижение затрат и модернизацию продуктов.
Внутренняя нестабильность и неспособность эффективно противостоять внешним угрозам предполагает использование стратегии «мини-мини»: постепенное уменьшение активности и плавный переход из данной сферы деятельности. Это позволяет предприятию избегать возможных убытков и потерь.
Кроме определения стратегии организации SWOT-анализ подсказывает ответы на стратегические вопросы:
Какие сильные стороны следует развивать и поддерживать для повышения конкурентоспособности организации на рынке;