Файл: Формирование компетентностного портрета руководителя производственного предприятия.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
1.1. Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»
1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам
1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на предприятии ООО «Марсо»
2.2. Компетентностный портрет руководителя производственного предприятия (вставить название)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. HR-менеджер - профессия, предусматривающая высокий уровень компетенций, знание человеческой психологии, умение разрешать конфликты, так как направлена на работу и общение с людьми.
Управление персоналом, управление человеческими ресурсами - это многогранная деятельность, включающая в себя не только формальные аспекты (оформление найма, увольнения и компенсаций, сокращение штатов и т.д.), но и обучение и развитие персонала в соответствии с организационными потребностями и стратегиями. Предусматривает создание и укрепление такой корпоративной культуры, которая способствовала бы максимальной производительности труда, эффективному обучению и высокой вовлеченности персонала, инновационному развитию организации.
Чтобы успешно реализовывать все эти задачи, сотруднику службы персонала мало обладать только лишь техническими, профессиональными знаниями и умениями - необходимы интегральные, личностные компетенции, которые позволят сделать функцию HR-менеджера стратегически ориентированной, построить такую систему управления персоналам, в полной мере реализующую потенциал человеческого капитала, каким обладает организация, и сформировать тем самым ее конкурентное преимущество.
Целью данной работы является изучение компетенций и компетентности менеджеров и специалистов, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты изучение компетенций и компетентности менеджеров и специалистов;
- провести анализ роли, компетенции, компетентности и функций менеджера по управлению человеческими ресурсами;
- разработать стратегию управления персоналом как фактор, влияющий на конкурентоспособность организации.
Объект исследования – ООО «Марсо».
Предмет исследования – компетенции и компетентность менеджеров и специалистов.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
1.1. Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»
Анализ литературы по данной проблеме позволяет убедиться, что проблема является сложной и многогранной. Компетентность является объектом внимания представителей разных наук. Основными методами нашего исследования были контент-анализ понятий и анализ психологической, педагогической и управленческой литературы.
Среди работ, посвященных проблемам компетентности, целесообразно выделить работы зарубежных и отечественных авторов. К зарубежным авторам, работавшим над проблемами развития компетентности, относят Р.Уайт, Р. Боятцис, К. Вудраффл, М. Армстронг, Дж. Хеджс, Р. Курц, Д. Бертрам, С. Уиддетт, С. Холлифорд, М. Лайл Спенсер-младший, М. Спенсер Сайн, А. Лючия, Р. Лепсинг, Г. Читхэм, Д. Чиверс, Дж. Равен и др. Кроме того, в литературе последних лет можно встретить описание развития
компетентностного подхода в различных странах на государственном уровне.
К отечественным авторам, занимавшимся проблемами компетентностного подхода, относят работы И. Зимней, Н. Кузьминой, Ю. Татур, Э. Зеер, А. Бермуса, В. Болотова, В. Введенского, Г. Голуба, А. Дахина, О. Лебедева, Г. Селевко, А. Хуторского, О. Чураковой, А. Марковой, Л. Петровской, Г. Белицкой, Л. Берестовой, В. Байденко, Н. Гришановой и др.
Анализ литературы разных направлений свидетельствует о том, что термины «компетентность» и «компетенция» достаточно широко употребляются в педагогике, психологии и управлении. Тем не менее в мире нет единого понимания этих понятий. Нет необходимости делать анализ абсолютно всех определений, поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Рассмотрим первую очередь термин «компетенция».
Большинство словарей, изданных в России, дают несколько определений понятия «компетенция»: во-первых, компетенция - это круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; во-вторых, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён; в-третьих, в юридическом смысле, это круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу[1].
Для общего понимания терминов интересно определение ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы», предложенное Советом Европы пяти[2]. В качестве таких компетенций рассматриваются следующие:
- политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение - resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни»[3].
Также существуют авторские точки зрения на проблему определения термина «компетентность». В силу текстуальных ограничений статьи нет необходимости рассматривать абсолютно все определения. Для примера остановимся на ряде точек зрения отечественных и зарубежных авторов.
Несколько иначе определяет термины «компетентность» и «компетенция» А.А. Вербицкий, считая, что компетенция и компетентность отражают субъективность и объективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности.
Соответственно, объективные условия исследователь понимает как компетенции (сфера деятельности специалиста, его права, обязанности, сфера ответственности, определенные в официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах и т.д.). Субъективные условия рассматриваются как компетентность (устоявшаяся система отношений и установок к окружающим, к себе; профессиональные знания, умения, мотивы, качества и т. д.)[4]. Мы разделяем данную точку зрения относительно определения содержания терминов, считая, что это одна из самых интересных точек зрения. В то же время совершенно очевидно, что эта точка зрения носит заимствующий характер. До публикации статьи А.А. Вербицкого, очень похожую точку зрения опубликовали британские специалисты С. Уиддетт и С. Холлифорд.
В педагогическом контексте рассматривает исследуемые термины А.В. Хуторской. По мнению исследователя, в качестве компетенции выступает «заранее определенное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента»[5].
Среди зарубежных ученых также нет единого понимания относительно содержания понятий «компетенция» и «компетентность».
По мнению Р. Бойтциса, успешного менеджера отличает целый ряд факторов, включающих в себя личные качества, мотивы, опыт, а также поведенческие характеристики. По мнению
американского исследователя, причиной достижения желаемых результатов является способность работника вести себя с нормами, которые соответствуют требованиям работы в организации [9].
В области психологии известна точка зрения британца Дж. Равена. Британский психолог под компетентностью понимает специфическую способность,
необходимую для выполнения
определенного действия в определенной предметной области и включающую в себя узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления, а также осознание ответственности за свои действия [6]. Исследователь публикует свои рассуждения о природе компетентности и ее видах. Следует отметить, что работа Равена послужила катализатором для развития исследований во всем мире, в том числе и в России, и побудила к активной работе по проблеме определения понятия и видов компетентностей. Результаты исследований британского ученого повлияли на развитие взглядов Н.Кузьминой и Л. Петровской, в работах которых компетентность рассматривается как «свойство личности». Понятие компетентности в работах ученых неразрывно переплетается с понятием профессионализма.
Таким образом, можно отметить, что в литературе, представленной отечественными и зарубежными авторами, нет единого мнения относительно понимания того, чем сегодня являются компетентность и компетенция. На наш взгляд, наиболее точно отражают суть понятий работы, опубликованные А.А. Вербицким, С. Уиддеттом и С. Холлифордом[6]. Различие в понимании одних и тех же терминов можно рассматривать как источник развития.
Следующим этапом был анализ основных зарубежных и отечественных теорий компетентности. Учитывая, что первые теории компетентности представлены иностранными учеными, начнем с рассмотрения зарубежных теорий компетентности.
Общепризнанным фатом является зарождение компетентностного подхода в США. В 1959 г. Р. Уайт ввел в научный оборот термин «компетентность» с целью описания индивидуальных особенностей человека. Особенностью теории Р. Уайта являлась тесная взаимосвязь компетентности с функцией мотивации. А категория компетенции структурно состояла из личностных особенностей, в том числе из мотивации. В рамках идей школы Р. Уайта было введено в научный оборот понятие «компетентностная мотивация»[7].
Следующей в хронологической последовательности была теория о значении мотивации и компетентности в различных отраслях, предложенная Д. Макклеландом. В 70-е гг. ХХ века Макклеланд считал, что именно компетентность, а не интеллект является основой эффективной работы, а компетенции, являясь поведенческими характеристиками, могут быть сформированы через различные виды обучения и развития, в отличие от интеллекта и индивидуальности.
В 80-х гг. ХХ века появляется новая теория компетентности, предложенная Р. Бойтцисом. В качестве компетенции он рассматривал характеристику личности, лежащую в основе эффективного или превосходного выполнения работы. Основой данной теории компетенции была разработка валидных критериев, приводящих к наилучшему исполнению работы. У этого учения были и другие последователи[8].
Следующая теория компетентности представлена исследованиями А. Лючия и Р. Лепсинга Исследователи уделяли внимание управлению персоналом и разработали модели компетентности, позволяющие работодателям получать ожидаемые результаты от инвестиций в сотрудников. Авторы доходчиво объясняют, как можно повысить производительность специалиста, используя их модель компетенции.
Параллельно в 80-е гг. ХХ века зарождается теория функционального подхода к формированию компетентности. Прежде всего, он коснулся сферы профессионально-технического образования. Теория функционального подхода связана с такими фамилиями, как Дж. Хедж, Р. Курц, Д. Бертрам, К. Вудраффл, С. Уиддетт и С. Холлифорд.
В 1998 году Г. Читхэм и Д. Чиверс создали и усовершенствовали модель профессиональной компетентности и признали, что личность и мотивация могут оказывать влияние на профессиональную компетентность, они могут как помогать, так и создавать барьеры в профессиональной деятельности[9].
Становление теории компетентностного подхода во Франции пришлось на 80-90 гг. ХХ века. С 1993 г. государство стало поощрять разработку подходов на основе компетенций. Подход, сложившийся во Франции, является всесторонним, так как в нем прослеживается сочетание всех подходов, и его можно рассматривать в трех аспектах: знания, опыт и поведенческие характеристики[10].
К этому же этапу относится и начало активного участия российских ученых Н. Кузьминой, А. Марковой, Л. Петровской И. Зимней, Ю. Татур, Э. Зеер в разработке теории компетентности, в конкретизации теории применительно к определенным профессиям.
Авторы различают два понятия, указывая на их взаимоотношение. Компетенция - это «программа», на основе которой развивается компетентность. Э. Зеер обозначает термином «компетентность» интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще. В ряде работ компетентности (компетенции) рассматриваются как составляющие части общей компетентности человека (специалиста)[11]. Следует отметить, что опыт США в разработке компетентностного подхода является привлекательным для России. Это подтверждают такие программные документы, как Концепция модернизации российского образования на период до 2010 от 11.02.2002, действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.
Таким образом, отсутствие единого подхода к определению терминов и привело к тому, что самостоятельно выделились два подхода к пониманию компетенций: личностный - в США и функциональный - в Великобритании. Подходы к компетентности, сложившиеся в зарубежных странах, являются основой развития отечественных теорий компетентности. Для России важно понять, все ли зарубежные идеи полезны для науки и практики, есть ли риск скопировать устаревший зарубежный опыт. По нашему субъективному мнению, развитие компетентностного подхода в России носит заимствующий подражательный характер.